Виталий Листраткин основал компанию «Интерра» в Первоуральске в начале нулевых годов. На рынок Екатеринбурга провайдер вышел в 2015 году, выкупив сеть у локального провайдера для корпоративных пользователей, и развил ее в самом густонаселенном микрорайоне города — на Уралмаше.
По оценкам агентства Telecom Daily и аналитического агентства «ТМТ Консалтинг», на долю пяти крупнейших интернет-провайдеров России приходится около 70% рынка. Лидерами по показателям прироста абонентской базы в 2020-2021 годах остаются МТС, «Ростелеком», «ВымпелКом» и «Эр-Телеком» (бренд Дом.ru). Последний в 2015–2020 годах купил по меньшей мере десяток региональных провайдеров. Также и «Ростелеком» в 2020 году приобрел ряд региональных операторов, включая екатеринбургскую «Планету».
Но Виталий Листраткин отказался идти по пути поглощения «Интерры» крупными игроками. «Если твой проект приносит деньги, которые закрывают базовые потребности, то в продаже бизнеса нет смысла», — считает предприниматель.
Несмотря на то, что местные, локальные игроки в основном уходят с рынка или их поглощают крупные провайдеры, «Интерра» продолжает экспансию. В 2021 году компания Листраткина начала подключать абонентов в соседнем с Уралмашем Эльмаше. По словам Листраткина, за 21 год работы на рынке его стратегия не изменилась: «Интерра» — оператор-дискаунтер с тактикой ковровых бомбардировок, цену за услуги он ставит в два раза ниже, чем в среднем по городу. Переходя от дома к дому в одном районе, компания выстроила магистральную сеть на Уралмаше и намерена точно так же действовать дальше.
Мнения
Иван Чулков, Руководитель отдела маркетинга Авито Услуг:
— Пандемия ускорила переход предпринимателей и их клиентов в онлайн на несколько лет — сегодня почти половина компаний малого и среднего бизнеса в России используют Авито для решения различных задач. И, конечно, эта тенденция способствовала росту сферы ИТ и телеком-услуг. Так, например, на «Авито Услугах» сервисы по настройке сетей и доступа в интернет вышли в топ наиболее востребованных. И, конечно, приятно читать об успехах предпринимателей, которые помогают обеспечить высокоскоростной доступ в интернет для сотен тысяч людей — ведь онлайн-платформы позволяют создать основной или дополнительный источник доходов для специалистов.
Юрий Толмачев, Вице-президент ювелирного дома CHAMOVSKIKH:
— Пандемия, безусловно, стимулировала развитие ИТ-сферы и онлайн-направлений бизнеса. Во всем мире провайдеры отмечают рост трафика от 20% до 40%. При этом нагрузка на сети возросла в разы, так что даже YouTube, Amazon, Netflix снижали качество контента в ряде территорий. Стандартный «офисный» трафик из бизнес-центров перешел в сети операторов, которые обслуживают физических лиц.
И, как всегда, на коне в этой ситуации оказались те, кто увидел в кризисе возможности для развития. Согласно исследованию агентства Ampere Analysis, во время карантина порядка 70% провайдеров по всему миру сумели нарастить свою абонентскую базу. В России число абонентов домашнего интернета по итогам второго квартала 2020 года выросло на 290 тыс. и достигло 33,79 млн (в первом квартале рост составлял 190 тыс.), следует из отчета агентства TelecomDaily.
«Интерра» продолжила экспансию, быстро подстроившись под новые веяния рынка и используя повышенный спрос для роста. И эта готовность к быстрым изменениям – вторая составляющая успеха.
Еще в самом начале пандемии ювелирный дом CHAMOVSKIKH сделал серьезный упор на онлайн-направление: создал канал на ютьюбе, в телеграме, начал проводить фирменные клиентские мероприятия в Сети. Максимально перевел в онлайн процессы подбора украшений и покупки. Усилил систему удаленной примерки и доставки. Словом, не прекращал развитие и оставался в коммуникации.
Больше историй преодоления форс-мажорного года — на сайте проекта.