На первый взгляд может показаться, что для достижения поставленной цели главное внимание нужно уделять сотрудничеству на высшем уровне между государственными корпорациями и крупными компаниями. Например, ощутимую прибавку к товарообороту может дать газопровод «Сила Сибири». Однако максимального эффекта можно достичь, выстраивая связи на всех уровнях – от малого и среднего бизнеса до крупного.
Мы продолжаем разговор с и.о. Председателя Правления Банка «Солидарность» Вячеславом Арбузовым. В этот раз речь пойдет о том, как помочь предпринимателям РФ и КНР выйти на новые рынки и тем самым способствовать развитию торговых связей.
- Мы все знаем крупнейшие города Китая – Пекин, Шанхай, Гуанчжоу. В остальном у нас очень мало информации. На форумы обычно приезжают мировые китайские компании, а прямых отношений с компаниями среднего уровня практически нет.
Но мы нашли способ, как устранить эти «белые пятна» на карте. Я являюсь заместителем председателя Ивановской областной Думы, и мы решили предложить Китаю создавать пары городов-побратимов. В Москве есть землячество провинции Шаньдун, мы обсудили с ними этот вопрос, и в итоге родилась идея создать пару городов-побратимов Иваново-Цзыбо.
Роль землячеств я хотел бы особо отметить. Они имеют полуофициальный статус, но это очень тесная общность. Члены землячества поддерживают связи со своей провинцией, она финансирует культурные обмены, деловые связи. Именно инициатива землячества Шаньдун позволила нам сделать этот шаг, за что им большое спасибо.
Сотрудничество по линии городов-побратимов открывает море новых возможностей. В Советском Союзе тоже был такой институт. Мы же решили переосмыслить этот подход и посетили город Цзыбо, который стал своего рода откровением.
Мы увидели принципиально иную картину экономических взаимоотношений. Все предприятия Цзыбо существуют не сами по себе, а представляют собой административную единицу города. Мэр и министерство коммерции контролируют эти предприятия, большинство из них государственные или с крупнейшим государственным участием. То есть с одной стороны они работают на коммерческих принципах, с другой, воспринимают городские власти, как часть иерархии. Нам же сложно представить, что в каком-нибудь небольшом российском городе мэр сможет объединить вокруг себя крупнейшие предприятия и выстраивать единую линию.
Причем речь не о мелких предприятиях. Например, нефтеперерабатывающие компании Цзыбо совокупно перерабатывают больше нефти в год, чем весь Татарстан. А предприятие по производству дизельных генераторов выпускает 100 больших и 150 малых генераторов в день. На среднее нефтяное месторождение требуется 10 таких генераторов. Только представьте, о каких объемах производства идет речь.
В Цзыбо мы увидели, что нашим городам очень не хватает информации друг о друге. Например, там есть большой завод по производству медицинского оборудования. Мы в России не производим свое оборудование, а закупаем все вплоть до шприцов. А они производят сами. Но их предприятия не могут получить доступ к российскому рынку, несмотря на наличие многочисленных комиссий и форумов. Контактов на уровне бизнеса между Китаем и Россией почти нет, поэтому китайцы слабо представляют себе спрос в нашей стране.
- Какие перспективы открывает такое сотрудничество по линии городов-побратимов?
- Цзыбо - очень хороший пример, когда «маленький» провинциальный город в 4,5 миллиона человек успешно выстраивает и свою экономику, и внешние отношения. Мы встречались с мэром, главами предприятий и видели у них неподдельный интерес. Мы уверены, что эти отношения можно и нужно развивать по горизонтали. Чтобы эти предприятия обрели прописку в Ивановской области с точки зрения инвестиций, присутствия и продаж.
Статус городов-побратимов имеет высокий потенциал. Не нужно идти сразу в Шанхай или Пекин, там и так сидят все мировые корпорации. Но небольшие (по китайским меркам) города – совсем другое дело.
Например, город Циндао, который мы тоже посетили, является важной частью Шелкового пути. Если экономика Китая растет в среднем на 5-6% в год, то Циндао – на 8-10%, потому что такой статус мгновенно вызывает приток инвестиций и создает мировой интерес к городу.
Немного он напоминает новую Москву. Китайцы просто отодвинулись от исторического города Циндао километров на 10 и стали развивать новый город - новые районы, дома, порт, предприятия. Циндао станет главным портом, через который продукция сельского хозяйства из России будет поставляться в Китай и откуда экспорт будет идти в РФ. В связи с этим город сейчас развивается колоссальными темпами. И наши бизнесмены тоже начинают туда подтягиваться.
Нам таких точек роста очень не хватает, особенно в провинции. Поэтому практику, которую мы использовали по линии Цзыбо-Иваново, можно использовать и дальше. В том числе, подтягивать партийный ресурс и институты. В каждом городе у нас есть партийное присутствие, и в этом плане взаимодействие по линии компартий представляет собой большой потенциал, потому что для Китая это важный момент.
- Насколько велик интерес к такому сотрудничеству с китайской стороны?
Я бы хотел выразить огромную благодарность заместителю мэра города Циндао г-ну Лёу Цзеньцзюинь, руководителю района Шинань города Циндао г-ну Гао Цзень и его заместителям г-ну Ень Ши и Синь Миньчжи, а также мэру города Цзыбо г-ну Юй Хайтень и его заместителю г-на Гай Вэйсин, секретарю комитета КПК города Цзыбо и руководителю постоянного комитета ВСНП г.Цзыбо г-ну Чжоу Леньхуа, руководителю управления коммерции г.Цзыбо г-ну Ци Сяофу и заместителю партийного секретаря, заместителю руководителя управления коммерции г.Цзыбо, г-ну Лёу Дали, и, конечно же, представителям предприятий Haier, г-ну Тан Чуэн и Hisense, г-ну Шу Пэн, с которыми мы встречались, и всем, кто нас принимал. Поразительно, насколько высокую планку наши китайские партнеры задают таким встречам. Они не жалеют ни времени, ни усилий, потому что понимают, что это необходимо для выстраивания будущих отношений.
Мы часто слышим от нашего руководства слова «экономическая целесообразность», и под этим предлогом у нас часто обрываются разные начинания и хоронятся проекты. Мы обсуждаем, нужно ли строить высокоскоростную железную дорогу Москва-Казань или мост на Сахалин, и приходим к выводу, что не нужно, потому что это экономически не рентабельно. Но рентабельность в этой ситуации – неуместный показатель.
Китайцы на таких этапах думают по-другому. Например, обсуждается вопрос строительства канатной дороги Благовещенск-Хэйхэ. Наши говорят – строить канатную дорогу экономически не выгодно, а китайцы отвечают – выгодно, но окупится она через 30 лет. Для них такие сроки – 30, 50, 100 лет – это абсолютно нормально.
Представляете, если бы Витте в свое время давал царю экономическое обоснование Транссиба, и они пришли к выводу, что это не выгодно, потому что он окупится только через 40 лет? Уже давно нет ни Витте, ни царя, ни империи, а дорога все еще работает. Сколько раз она окупилась? У китайцев к этому совсем другое отношение, особенно если какие-то вопросы имеют геополитическое или социальное значение. Они руководствуются не только экономикой.
Надеюсь, у нас к этому тоже придут, а мы, со своей стороны, будем создавать горизонтальные связи с Китаем, которых сегодня практически нет. Сейчас все идет через верх, и там, как в узком горлышке бутылки, уже столько всего скопилось, что больше уже ничего не проходит. Мы надеемся исправить эту ситуацию.