Решения , Екатеринбург ,  
0 

Какие российские аналоги ИТ-продуктов доступны бизнесу уже сегодня

Еще год назад казалось, что переходить на отечественные ИТ-системы нужно только госкомпаниям и бизнесу, попавшему под санкции. Теперь же это касается всех.

Сложная внешнеполитическая ситуация, которая привела к остановке работы большинства мировых вендоров, показала зависимость российского бизнеса от импорта. Рынок столкнулся не только с проблемами с «тяжелой» аппаратной частью (серверами, системами хранения данных и т. д.), но и с доступом к данным. Какие решения отечественных производителей решат эти проблемы — в материале РБК Екатеринбург.

Андрей Киселев, IT-директор компании iFellow:

— До недавнего времени рынок использовал стандартные ИТ-системы: говорили о почте — подразумевали Exchange, об офисных приложениях — Word и Excel, и не видели альтернатив. В 2022 году вектор сместился на импортозамещение, к людям пришло осознание санкционных рисков и возможных блокировок. Поэтому российские производители сегодня получают мощный стимул для развития своих продуктов.

Например, если говорить об облачных решениях — раньше все сидели на Google Meet или Teams от Microsoft. Оба сервиса не дают возможности забрать себе кусок функционала, то есть и у них полный карт-бланш на отключение пользователя в любой момент. К проблеме подключились российские разработчики. Так появился «Яндекс 360» — экосистема, где есть и мессенджер, и видеоконференции, и файлохранилище, и все они интегрированы между собой. Mail.ru уже дает возможность поставить решение My team on prem и не зависеть от облачных провайдеров, но оно дороже.

Актуальна замена Exchange, и развитие получает CommuniGate Pro: если сначала его внедряли в госучреждениях, теперь на него пересаживаются и коммерческие игроки. Да, не все идеально с интерфейсами, но почту отправить-получить, назначить встречу — можно, основные функции есть. Думаю, в 2023 году мы увидим здесь скачок по качеству и фичам.

Заказчики интересуются не только отечественным софтом, но и open sourse решениями. Если говорить о файловых хранилищах, то бизнес все больше переходит на NextCloud, заменой Slack в корпоративных чатах стал Rocket.Сhat. Для большего удобства наши партнеры с помощью iFellow кастомизируют его и дорабатывают под себя.

Развитие есть и в сегменте ВКС — рынку стали известны IVA, Vinteo. Многие интеграторы предлагают бизнесу целые альянсы российских продуктов — например, тот же CommuniGate плюс Vinteo и мессенджер eXpress. Может, не самый оптимальный вариант, но продукты интегрированы, и это рабочая связка для использования.

Из последних продуктов iFellow — концепция личного кабинета сотрудников. Дело в том, что много наших специалистов работают удаленно, и нам нужна была омниканальная платформа, чтобы решать множество разнонаправленных вопросов — заказать справку или такси, получить техподдержку или провести интерактивный опрос. Так родился телеграм-бот. Например, сотрудник заказывает справку 2-НДФЛ, заявка попадет во внутренний сервис-деск и ответственному лицу. Когда документ готов, человеку, заказавшему справку, приходит пуш-уведомление. Несколько клиентов iFellow уже заинтересовались аналогичным ботом для своей компании, так как это решение интегрируется в любой сервис-деск и создает нужный перечень услуг на фронтенде.

Борис Попов, директор по развитию бизнеса компании Vinteo:

— Наша компания — российский производитель решений видео-конференц-связи (ВКС) профессионального класса, работающих на базе международных стандартов ITU-T и сопоставимых с продуктами западных вендоров сегмента telepresence, среди которых Poly (Polycom), Cisco, Avaya, Lifesize, Huawei и др.

На российском рынке Vinteo представляет направление классической видео-конференц-связи, на которой с 2000-х годов строилась ВКС-инфраструктура крупнейших российских заказчиков — госпредприятий, федеральных и региональных органов власти и пр. Продукты Vinteo полностью совместимы с решениями любых вендоров традиционной ВКС и не имеют никаких ограничений как по взаимозаменяемости с ними, так и по масштабируемости сети.

Vinteo уже больше 10 лет успешно переводит госструктуры и коммерческие компании на свою систему ВКС с иностранных решений, без замены имеющегося оборудования, сохраняя заказчикам вложенные в инфраструктуру инвестиции. Но после марта число запросов увеличилось больше чем в три раза, и рост продолжается.

Основной тип запросов – это, конечно, оперативная миграция на ВКС Vinteo с решений иностранных вендоров, заявивших о приостановлении деятельности на территории РФ. При этом 45% запросов приходится на новый для Vinteo тип заказчиков — организации, которые раньше не попадали под санкции Запада и продолжали использовать иностранные решения ВКС, а сейчас им требуется качественная российская альтернатива. В первую очередь, это предприятия нефтегазового сектора, финансовые организации и ряд других коммерческих компаний. Им мы предлагаем бесплатный переход на системы Vinteo в рамках пилотных проектов, сроки которых обговариваем с каждой компанией индивидуально.

Еще один тренд на российском ИТ-рынке — интеграция, чтобы все технологии — от передачи видео до систем информационной безопасности — были совместимы между собой и работали в едином функциональном ядре. Мы в Vinteo развиваем это направление с альянсом в области унифицированных коммуникаций и другими российскими разработчиками.

Также наша компания продолжает развивать новый функционал и расширять экосистему программных решений ВКС. На сегодняшний день в портфеле Vinteo есть вся линейка продуктов для комфортной видеосвязи — программный сервер MCU на базе Linux, в том числе Astra Linux, десктоп, веб-клиент и мобильное приложение. В части функционала сервера ВКС Vinteo пользователи постоянно получают новые «фишки». Например, у нас самый полный функционал синхронных переводов сразу с сервера ВКС без ограничения количества языков, который уже неоднократно проявил себя на масштабных международных мероприятиях, в том числе ПМЭФ.

Иван Климов, руководитель направления разработки платформы виртуализации HOSTVM:

— Из-за дефицита в стране железных мощностей, в последние полгода вырос спрос на системы, которые позволяют утилизировать уже существующее оборудование. Прежде всего, речь идет о виртуализации серверов, рабочих столов и приложений. На переходный этап заказчики ищут решения, которые позволят полноценно работать друг с другом разным операционным средам и приложениям. И если до весны 2022 года бизнес выбирал и рассматривал исключительно иностранных производителей, то сейчас фокус смещен в сторону российских разработчиков.

Ключевой вопрос, который теперь возникает к российским производителям, — это их зрелость: наличие привычных функций, удобство миграций и управления, сопоставимость с другим программным обеспечением, техническая поддержка.

HOSTVM является полноценным функциональным аналогом зарубежных производителей систем виртуализации. Решение существует на рынке уже пять лет, входит в реестр российского ПО и поддерживает средства защиты информации виртуализации, сертифицированные федеральной службой по техническому и экспортному контролю. HOSTVM уже используют такие крупнейшие игроки рынка, как ВТБ, Русгидро, Ростех, Росатом, а с марта этого года количество заявок на тестирование этого решения выросло в шесть раз.

HOSTVM уже ведет учет используемых ресурсов и биллинг — управление жизненным циклом виртуальных машин согласно настроенным политикам. Думаю, что мы продолжим развиваться в этом направлении.

Также клиенты проявляют интерес к технологии FinOps, которая позволяет управлять финансовыми инструментами в облачной инфраструктуре, оценивать потребляемые мощности каждого компонента сервиса, прогнозировать будущие расходы, связанные с масштабированием.

Дмитрий Малухин, директор уральского филиала компании «Инфосистемы Джет»:

— В новых условиях, когда компании столкнулись с приостановкой работы вендоров, трудностями с обновлением софта и заменой комплектующих, некоторые привычные практики оказались спасительными для бизнеса.

Например, техподдержка стала так же актуальна, как массовый переход на удаленку во время пандемии. В этом году мы фиксируем рекордное число обращений к нам как к сервис-провайдеру: число запросов выросло практически в 1,5 раза. Сейчас самостоятельная поддержка компаниями работы ИТ-инфраструктуры трудновыполнима в условиях отсутствия поддержки и экспертизы производителя. Вместе с тем остановка техподдержки грозит риском для непрерывности ИТ и устойчивости бизнеса в целом. Услуга по передаче на аутсорсинг ИТ-инфраструктуры также востребована, так как включает в себя мониторинг, администрирование, персонал, ремонты, профилактику и обновления.

Еще одно важное направление — защита от киберугроз. По данным Jet CSIRT, интенсивность DDoS-атак в 2022 году выросла примерно в 10 раз, число таргетированных атак — в два раза. Множество компаний оказались неготовыми к этому из-за отсутствия необходимых средств защиты и должной практики у ИБ-служб. Такая ситуация вызвала рост спроса на услуги специалистов по защите бизнеса и инфраструктуры. Наши пентестеры («белые хакеры», ищут уязвимости в системах заказчиков) сейчас активно помогают готовить компании к реальным атакам. Число запросов на подключение к непрерывному мониторингу и реагированию на инциденты ИБ Jet CSIRT выросло вдвое. Также наши заказчики активно интересуются и облачным SIEM — это возможность развернуть систему управления событиями ИБ и обучить собственные команды в кратчайшие сроки.

Для тренировки ИБ-служб сейчас используются сервисы киберучений. Например, с помощью платформы киберучений Jet CyberCamp на практике можно отработать несколько сценариев по противодействию разным кибератакам.

Мы продолжаем тестировать российские разработки в своей лаборатории Jet RuLab. Наши заказчики уже посещают ее, чтобы сравнить решения, получить независимую оценку. Мы собрали в ней российские СУБД, серверы, СХД, решения в части виртуализации серверов и контейнерных оркестраторов. Некоторые решения уже пилотируем у заказчиков, например российскую платформу управления контейнерами на базе Kubernetes «Штурвал».

Дмитрий Хомутов, директор компании «Айдеко»:

— С уходом зарубежных компаний проблема интернет-безопасности приобрела особую актуальность. Сейчас решения иностранных вендоров отключены от обновления баз. Они уже не обеспечивают защиту от вторжений, недоступны и другие привычные для пользователей опции.

Поэтому российские компании стали активнее переходить на отечественные продукты. Кто-то смог перестроиться быстро. Кому-то потребовалось время на плавный переход. Кто-то только сейчас начинает тестировать.

Мы представляем межсетевой экран нового поколения Ideco UTM. Принцип его работы заключается в следующем: все компьютерные сети так или иначе выходят в интернет. А интернет несет множество угроз с точки зрения безопасности: начиная с фишинговых сайтов, шифровальщиков и вирусов, заканчивая DDoS-атаками и другими видами сетевых атак. В результате таких действий злоумышленники могут получить доступ к информации на устройствах, зашифровать ее или даже уничтожить.

Ideco UTM выводит пользователя в интернет и защищает его от этих угроз. Администратор, в свою очередь, получает отчетность о статистике использования интернета.

Одним из модулей межсетевого экрана является VPN-сервер, поэтому он подходит и для сотрудников, которые работают на удаленке. Сейчас Ideco UTM поддерживает самые современные протоколы IKEv2, WireGuard, двухфакторную аутентификацию пользователей.

Наши решения одни из самых простых в настройке. Мы стремимся к тому, чтобы компетенции наших специалистов по безопасности транслировались во все решения, которые устанавливают клиенты — от них требуются минимальные трудозатраты.

Ideco UTM интуитивно понятен в использовании и не требует дополнительного обучения перед внедрением. Межсетевой экран подходит для компаний smb и enterprise, где сейчас приходится менять множество зарубежных решений на отечественные. Время системных администраторов, специалистов по IT и интернет-безопасности в таких компаниях очень дорого, и мы стремимся его экономить.

По сравнению с Ideco UTM существующие на рынке opensource-решения требуют большого труда по настройке и поддержке со стороны IT-специалиста. Кроме этого, в них используются слабые и устаревшие базы фильтрации. Если в нашем контент-фильтре более 500 млн URL, то в opensource-решениях таких URL может быть несколько тысяч или несколько десятков тысяч.

У нас вышла новая версия Ideco — UTM14. Она соответствует требованиям крупных заказчиков. В частности, реализована возможность агрегировать интернет-подключения к провайдерам или локальной сети. Это позволит увеличить скорость и надежность подключения сервера.

Появились и другие возможности. Например, отчетность по событиям Web Application Firewall: в сети публикуется защищенный web-сервер и у администратора появляется наиболее полная отчетность по ликвидации угроз безопасности.

Решения Сотрудники УГМК заправят авто по топливным картам от «Газпром нефти»
Материалы выпуска
Решения Какие российские аналоги ИТ-продуктов доступны бизнесу уже сегодня
Решения Сотрудники УГМК заправят авто по топливным картам от «Газпром нефти»
Решения Фонд «Эмпатия» выделит 200 млн руб. на ежемесячную премию педагогам
Решения «Без вина мы не останемся». Как винный рынок переживает кризис
Инструменты ВАТС за 10 минут. Как подключить облачную телефонию «Ростелекома»
Решения Как повысить производительность сотрудников с помощью питания
Решения Интуиция без мифов. Как интуиция помогает преодолеть кризис
Решения В Екатеринбурге научились онлайн адаптировать к жизни детей с аутизмом
Решения Как облачные технологии спасают бизнес в эпоху санкций и ограничений
Решения Как российский IT-сектор растет в эпоху санкций. Рассказывают эксперты
Решения Кейс ТК КИТ: как доставлять грузы в новых условиях
Инструменты Как рынок общепита реагирует на повестку, и что его ждет в будущем
Решения Решение кадровых проблем. Как за 30 минут превратить новичка в профи
Решения ГК «Ариант» оснастила Федеральный сердечно-сосудистый центр на 24 млн руб
Решения Команда приложения для стейкинга поможет развивать спорт в детдомах
Содержание
Закрыть