Решения , Екатеринбург ,  
0 

Зачем на Урале шить бейсболки и откуда на них высокий спрос

Зачем на Урале шить бейсболки и откуда на них высокий спрос
Управляющие партнеры компании STAN Владимир Пашкин и Валерий Балябин, которые 30 лет занимались промотекстилем, объясняют, как и зачем они взялись за производство головных уборов и почему за этой сферой – будущее.

— Компании STAN уже больше 30 лет. Не каждый бизнес живет так долго. Тем более — продолжая расти и открывая для себя новые главы. Как удалось это вам и с чего вообще началась история вашего бизнеса?

Валерий Балябин: — Наверное, все дело в дружбе. Мы познакомились в 1987 году, заехав в одну комнату общежития как первокурсники педагогического университета. В те годы в стране тут и там появлялись товарищества с ограниченной ответственностью. Мы решили, что и нам такое нужно. Правда, на вопрос «зачем» ответа тогда не было.

Зачем на Урале шить бейсболки и откуда на них высокий спрос

Владимир Пашкин: — В те годы мы еще мечтали работать по профессии и преподавать начальную военную подготовку и физическое воспитание в школах. Деньги же зарабатывали на фарце, для которой никакая регистрация товарищества была не нужна. Мы ездили по аулам Таджикистана и Узбекистана, что-то покупали, а потом перепродавали это на Шувакише.

Но товарищество все же зарегистрировали. Это было 26 сентября 1991 года. Именно эту дату мы и считаем рождением STAN. Хотя по факту он появился значительно позже.

Зачем на Урале шить бейсболки и откуда на них высокий спрос

Валерий Балябин: — Когда стали открывать границы, я оказался на китайском рынке Харбин. Тогда мне показалось, что это другая планета: таких вещей, какие продавали там, в России просто не было.

Я тогда что-то купил, привез в Екатеринбург, перепродал. Постепенно мы начали налаживать связи в Китае, заводить знакомства. Одно из них стало судьбоносным. Я познакомился с местным жителем, который закончил вуз по специальности преподавателя русского языка. Но он тоже всю жизнь был так или иначе связан с текстильной продукцией. Поэтому он, когда мы делали очередные объезды по рынкам и производствам для закупа в Шанхае, регулярно помогал нам в роли переводчика.

Вскоре он устроился на работу в большую экспортную компанию одежды и пригласил меня к ним в гости. Я приехал просто посмотреть, что и как устроено, но неожиданно руководитель этого предприятия спросил: «Что будете заказывать?» Ну, не отказываться же. Что-то выбрал в шоуруме, сформировал заказ и отправил контейнер в Екатеринбург.

Зачем на Урале шить бейсболки и откуда на них высокий спрос

— А деньги где на это взяли?

Владимир Пашкин: — Контейнер нам отправили на доверии, что расплатимся мы за него позже. Потому что денег у нас не было совсем. Ни заплатить за товар, ни арендовать склад и офис, чтобы где-то хранить всю эту партию товаров. Поэтому тогда мы взяли свой первый кредит под 240% годовых.

В первое время мы вдвоем были и директором, и грузчиком, и менеджером, и водителем в одном лице. Утром садились на телефоны, обзванивали магазины, договаривались о реализации товара, а вечером — развозили. И так каждый день. Постепенно мы начали разбираться в сезонности товара, фасонах, моде. Продажи росли, а всю прибыль мы вкладывали в бизнес.

А потом наступило 17 августа 1998 года. Все товары, которые мы закупили по курсу 24 рубля за доллар, были в тот момент на реализации. А когда мы получали деньги с их продажи, с нами рассчитывались уже по курсу в 6 рублей за доллар.

Как-то благодаря отложенным деньгам нам удалось расплатиться с поставщиками. Но, по сути, мы снова оказались без денег. Оставались только связи и опыт.

Зачем на Урале шить бейсболки и откуда на них высокий спрос

Валерий Балябин: — Параллельно появился другой бизнес — мы стали франчайзи магазинов SELA в Екатеринбурге. Дело развивалось, приносило деньги, уводя наш основной бизнес на второй план.

Хотя именно в те годы у собственного дела появилось имя — STAN. В какой-то момент, при заказе очередного контейнера из Китая, нам позвонил партнер и сказал, что отправить груз без названия компании теперь невозможно. Первым делом в голову приходили безумные варианты — типа «Солнышко» и «Зайчик». Но во время очередного мозгового штурма вечером на кухне наши супруги предложили назвать компанию по первым именам наших детей — Степы и Ани, которые родились в тот год с разницей в четыре дня. Так в 2001 году появился STAN.

Прошло больше 20 лет, и теперь наши дети стали частью бренда не только в названии, но и в реальности. Степа работает в STAN менеджером по продажам, Аня — контент-менеджером.

Зачем на Урале шить бейсболки и откуда на них высокий спрос

Владимир Пашкин: — Мы продолжали привозить вещи и реализовывать их по магазинам до 2008 года, когда решили сменить сегмент с B2B на B2 °C. Наверное, нас подтолкнула на это решение сезонность, на которой завязан рынок розницы. Ведь остатки непроданной вовремя продукции — это прибыль, лежащая на складе и ожидающая своего часа, который может не наступить. Ведь сегодня в моде полоска, а завтра уже может быть клетка.

Мы поняли, что футболки, которые составляют часть нашего ассортимента, — одна из категорий, на которую есть всесезонный спрос. А значит, остатков практически не будет. Так мы выбрали новую нишу и решили, что станем первыми на рынке промоодежды, ведь потребность компаний в промотекстиле растет ежегодно, а вместе с ней повышается интерес к персонализации одежды и аксессуаров.

Постепенно мы изучали рынок промопродукции и заново отстраивали бизнес: изучали спрос, наращивали объемы, искали клиентов, партнеров и производства. На сегодня у нас есть девять фабрик в Узбекистане, три — в Китае. Теперь мы заказываем изделия по нашим лекалам, в наших цветах, нитках и тканях.

Зачем на Урале шить бейсболки и откуда на них высокий спрос

— Но ведь все это «чистые» изделия, без брендирования. Когда и зачем вы решили заняться печатью? Ведь, как я понимаю, просто пошив промотекстиля и так приносил вам немалый доход?

Владимир Пашкин: — В какой-то момент мы поняли, что некоторым из партнеров хочется получить все услуги в одном окне. То есть не просто футболки, но и нанесение на них.

Поэтому в 2009 году мы открыли собственное производство: купили крутой станок в Америке и долгие годы он был единственным таким в стране. К нам поступали заказы на сложнейшие виды печати от Иваново до Владивостока. Потому что сделать так, как делали мы, никто не мог.

Сейчас основная масса наших клиентов — это рекламно-производственные компании и рекламные агентства. Первые — и их большинство — обладают собственными мощностями печатного производства. Им нужна чистая продукция, чтобы тоже работать и зарабатывать. Вторым — нужно выполнить задачу от и до. Им нужен и товар, и его брендирование. Но таких всего 6% от всего пула наших партнеров.

Тем не менее сейчас в STAN мы можем сделать нанесение на текстиле тремя самыми популярными методами: трафаретной и трансферной печатью, а также вышивкой.

Зачем на Урале шить бейсболки и откуда на них высокий спрос

— Какой вид текстильной продукции для мерча пользуется большей популярностью?

Валерий Балябин: — Футболки.

— Тогда зачем вы взялись за производство бейсболок?

Валерий Балябин: — Футболку можно купить где угодно. Они есть у всех поставщиков промопродукции. Да и в любом магазине, торгующем одеждой, их тоже можно найти и забрендировать в маленьких типографиях. А вот с бейсболками так не выйдет. На проморынке много головных уборов из Китая, Индии, Узбекистана, но это дешевый массовый ассортимент для промоакций. А все большему числу компаний нужны качественные вещи, чтобы одевать персонал или дарить партнерам.

Поэтому год назад мы решили (хотя жаль, что это не произошло на 10 лет раньше) шить качественные и не одноразовые бейсболки. Мы купили пять бейсболок, которые нам понравились. Разобрали их и создали три лекала — пятиклинку, шестиклинку и snapback с прямым козырьком, — которые отправили в Китай. Там сразу же приступили к производству, и сегодня у нас на складе лежит 200 тысяч уже отшитых головных уборов, готовых под брендирование.

Зачем на Урале шить бейсболки и откуда на них высокий спрос

Владимир Пашкин: — Но так как все больше растет спрос на индивидуальный дизайн промопродукции, мы открыли собственное производство по сбору бейсболок с технологически сложным нанесением и установили самое современное оборудование: от вырубного пресса для заготовки деталей бейсболки с пресс-формами до швейного автомата для выполнения отделочных строчек по козырьку бейсболки. Теперь мы можем решать задачи комплексно: создавать популярные модели бейсболок и персонализировать их с помощью нанесения логотипов и слоганов.

Да, по идее компании могут сами заказывать подобные бейсболки в Китае, но они столкнутся с проблемами как в сроках поставок, так и с требованиями по минимальной партии. Если брать товар в Китае, то это ожидание партии в пять-шесть месяцев и заказ минимум от шести тысяч штук. Мы же в STAN отшиваем одну бейсболку за полтора часа, а партии могут стартовать от сотни изделий.

Зачем на Урале шить бейсболки и откуда на них высокий спрос

Впрочем, к качеству товаров из-за границы тоже могут возникнуть вопросы. Мы выбрали для своего производства материалы из 100% хлопка или ткань смесового состава. Их можно прийти и оценить на ощупь при заказе. Что вам пришлют из Поднебесной, вы узнаете, только когда получите заказ.

— А ткань бейсболок вы сами где берете? Ведь текстиля российского производства сегодня практически не существует.

Владимир Пашкин: — В Китае и Узбекистане. Просто потому, что именно в этих странах выращивают хлопок. Да, в России подходящих тканей нет. Вообще с закрытием текстильных производств в стране упала популярность работы швеей. Потребность в них и технологах есть, а специалистов нет.

Поэтому следующая проблема, которую нам предстоит решить, — кадры. Сейчас у нас на производстве бейсболок стоит 15 машин. Но людей там работает только семь. Они вынуждены пересаживаться от машины к машине, чтобы выполнять различные потоковые операции.

Зачем на Урале шить бейсболки и откуда на них высокий спрос

Производство бейсболок — трудоемкий процесс. Что-то нужно делать вручную, но большинство операций полуавтоматизированные. Даже если какой-то этап отдается машине, ей в любом случае нужен оператор, который правильно укладывает заготовки и следит за процессом.

— А специалистов для этого пока нет. Да и запустились вы с бейсболками в год, когда во всей стране все шло не совсем по плану. Других проблем у вас не возникло?

Валерий Балябин: — Не буду врать, что с производством бейсболок все прошло как по маслу. Когда мы закупили оборудование, оно застряло на границе. Чтобы ускорить процесс, мы перестроили логистические цепочки и сменили поставщиков: вместо китайского оборудования заказали комплектующие из Узбекистана.

Вообще прошлый год был не самым легким для бизнеса. Во-первых, нарушились логистические связи. Большинство перевозчиков, работающих в КНР, были зарегистрированы в европейских странах. Ситуацию усугубляло то, что в Китае в тот момент все еще действовали жесткие ковидные ограничения, и это создавало очереди на границах.

Зачем на Урале шить бейсболки и откуда на них высокий спрос

Во-вторых, мы столкнулись со сложностями при трансграничных денежных переводах. С Узбекистаном раньше расчеты велись в долларах, а когда крупные российские банки попали под западные санкции, пришлось договариваться на рублевые расчеты. То есть мы платим в рублях, а они уже в Узбекистане сами переводят в доллары.

— Какие дальше планы? Ведь если технология изготовления бейсболок отработана, кадры вы найдете, то этап можно назвать пройденным.

Владимир Пашкин: — Вы говорите, что задача решена и цель достигнута. Я же себя чувствую только в начале большого пути. Все задуманное нам предстоит довести до совершенства как в качестве, так и в количестве. Процесс обучения и развития в STAN никогда не заканчивается — мы пробуем новые виды печати и вышивки, расширяем каталог продукции, ищем новые рынки. Хотя с последним все проще — если раньше на российском проморынке было много иностранных компаний, то сейчас освободились ниши и клиенты, которые выбирают нас.

Зачем на Урале шить бейсболки и откуда на них высокий спрос

Валерий Балябин: — Помните, мы говорили, что в 2008 году, когда мы решили выйти на сегмент B2B, мы поставили цель стать первыми на этом рынке. Сейчас мы в тройке лидеров. И, кажется, у нас неплохие перспективы.

Решения ГК PROLINE создаст в Екатеринбурге Центр компетенций для проектировщиков
Материалы выпуска
Решения Как в 2023 году продавать товары и услуги в интернете
Решения Импортный бизнес с Китаем: новые возможности
Решения Эффективность на небольшом чеке и другие тренды рекламного рынка
Решения UDV Group создает экосистему решений для промышленной кибербезопасности
Решения Рынок труда-2023. Главные тренды и ожидания
Решения Как маленькая компания выросла в федерального интегратора. История УЦСБ
Решения На Урале придумали, как ускорить кадровый документооборот в 3 раза
Решения Надежные российские IT-программы и сервисы для бизнеса. Список
Решения Зачем на Урале шить бейсболки и откуда на них высокий спрос
Решения ГК PROLINE создаст в Екатеринбурге Центр компетенций для проектировщиков
Решения Какие российские аналоги ИТ-продуктов доступны бизнесу уже сегодня
Решения Сотрудники УГМК заправят авто по топливным картам от «Газпром нефти»
Решения Фонд «Эмпатия» выделит 200 млн руб. на ежемесячную премию педагогам
Решения «Без вина мы не останемся». Как винный рынок переживает кризис
Инструменты ВАТС за 10 минут. Как подключить облачную телефонию «Ростелекома»
Содержание
Закрыть