События 2022 года изменили российский рынок рекламы. Компании потеряли рекламный инвентарь и большое количество хороших инструментов. Однако любой кризис, заявил руководитель отдела развития бизнеса «МТС Маркетолог» Илья Тришкин, это точка роста.
По его словам, большинство компаний сейчас уходит в низкорисковые стратегии. Возможно, поэтому на волну популярности вернулся такой подзабытый инструмент, как СМС-рассылки.
Илья Тришкин, руководитель отдела развития бизнеса «МТС Маркетолог»:
— В чем преимущества СМС? Первое — их в 98 процентах случаев открывают и читают практически сразу. Второе — в том, что СМС надолго остается в телефоне, так как большинство из нас не любят чистить сообщения. То есть к СМС всегда можно быстро вернуться.
Второй инструмент, который сейчас вновь на пике популярности, — телемаркетинг и различные обзвоны (но не массовые, а целевые и экологичные). То есть контакты с теми пользователями, кто уже заинтересован в приобретении товара или услуги.
Илья Тришкин:
— Мы в МТС Маркетологе запустили возможность собрать аудиторию в режиме одного окна. Также с помощью технологий глубинного обучения мы подсказываем, когда звонить людям, чтобы им было реально удобно разговаривать. В июне 2022 года спрос на звонковую лидогенерацию через сервис МТС Маркетолог вырос на 10% по сравнению с январем, а спрос на таргетированные СМС-рассылки — на 88%. Важный нюанс — речь идет не о массовых рассылках и обзвонах, которые вызывают только раздражение у пользователя, а о точечной таргетированной коммуникации. Например, мы выстраиваем сегменты по геолокации, интересам и социально-демографическим характеристикам на основе данных Big Data.
Также Тришкин заявил о тренде на исследования — бизнес начал активно интересоваться, кто их ключевая аудитория и не изменилась ли она или ее предпочтения.
Однако, по словам директора по маркетингу сервисов для предпринимателей Callibri Анастасии Никулиной, универcальных решений, которые 100% будут работать в каждом сегменте рынка — просто не существует. Также, по ее утверждению, тестировать каналы без ущерба для бюджета — невозможно. Но можно снизить риски. Например, равномерно распределять в медиаплане расходы, тестировать рекламу на рационально возможную сумму и обязательно оцифровывать опыт.
Анастасия Никулина, директор по маркетингу сервисов для предпринимателей Callibri:
— Вы можете сказать, что это очевидно, но по статистике Callibri около 67% компаний никак не маркируют входящий трафик и обращения. Они не используют подменные номера и utm-метки, не сортируют входящие обращения. И это грустно, потому что это самый простой путь оцифровать свою работу.
По словам эксперта Callibri, до сих пор хороший трафик дают агрегаторы отзывов и геосервисы. Первые удобны тем, что покупатель до перехода на сайт уже почитал все, что было доступно, — отзывы других пользователей, описание и ответы на вопросы. То есть, по сути, он уже готов приобрести услугу или товар. Что касается геосервисов, которые необходимы каждому офлайн-бизнесу, то 80% трафика там приносит «2ГИС» и «Я.Бизнес».
Анастасия Никулина:
— Не стоит отказываться и от офлайн-каналов: наружной рекламы и СМИ. Да, они сами по себе не генерируют множество обращений, но они влияют на рост трафика на других каналах. Все очень просто, и схема стара как мир, но будто бы все забыли, как с этим работать.
В будущем, по мнению эксперта, будет все больше пользоваться популярностью и работать кросс-промо и контент-партнерство, а также посевы в «Телеграм». Впрочем, Никулина добавляет, что напрямую из мессенджера практически невозможно привести напрямую к продукту, но в контентную воронку или ивенты — довольно легко. Но самый амбициозный инструмент — был и остается — поиск и ссылки в статьях.
Что касается инструментов для тех, кто хочет продавать свои товары, то главным работающим инструментом остается размещение на маркетплейсах. Если еще пару лет назад многие продавцы старались разработать свой собственный интернет-магазин для продажи товаров, то сейчас все чаще для этого используют онлайн-площадки. Помимо начинающих продавцов, предпочтение маркетплейсам отдают и крупные компании. Подтверждение тому — международные холдинги, которые уходят с рынка РФ, распродают остатки своих вещей через Wildberries и Ozon.
Тренд на продажи на маркетплейсах наметился еще во время пандемии коронавируса. Но с тех пор выросло как количество самих площадок, так и число товаров на них. Это вызвало ряд мифов и предубеждений об успехе продаж на маркетплейсах.
Первый миф заключается в том, что продвижение на маркетплейсе сводится к работе с ценами и ассортиментом. Но, по словам руководителя рекламной платформы «Я.Маркет» Владимира Перная, это работало, когда количество ассортимента на площадках было небольшим.
Владимир Пернай, руководитель рекламной платформы «Яндекс Маркет»:
— Если посмотреть на «Яндекс Маркет», то мы за два года выросли с 9 тысяч до 65 тысяч магазинов, а ассортимент в 15 раз: с 3 млн товаров до 47 млн. Поэтому, чтобы продавать, нужно продвижение.
Второй миф — чтобы товар увидели на маркетплейсе, достаточно снизить цену, добавить товар в акцию или назначить на него кешбэк. Но проблема в том, что покупатель просто может не долистать ленту предложений до этого товара. То есть все равно придется поднять его в рейтинге и вывести на более релевантное место.
Дело в том, что принцип поиска товаров на маркетплейсах и в агрегаторах такой же, как в поисковике: пользователь вводит название продукта и получает список предложений. Удачная стратегия продвижения на маркетплейсах выведет товары продавца на верхние строчки выдачи и сделает их привлекательнее других.
Третий миф — на продвижение товаров и рост продаж придется заложить большой бюджет. Но, как утверждает эксперт «Яндекс Маркет», сейчас многие маркетплейсы работают с продвижением «по факту»: оплата списывается только тогда, когда заказ доставлен покупателю.