В России произошла смена ключевой HR-стратегии, которой придерживались работодатели: во главе угла не подбор новых сотрудников, а удержание старых. При этом и у самих работников сменились приоритеты и высокая зарплата — далеко не единственное, что заставляет остаться. О главных HR-трендах настоящего и будущего — в материале РБК.
Удаленка
Один из ведущих трендов последних лет — переход на удаленку. Эксперты считают, что в дальнейшем он будет только усиливаться. И здесь есть два момента: во-первых, появление большого числа релокантов после событий 2022 года, во-вторых, выгода самих компаний, которые снижают затраты на офис и могут нанимать сотрудников без привязки к географии.
Так, по данным «Авито Работы» в УФО, в Екатеринбурге число вакансий с опцией удаленной работы в феврале 2023 года выросло в два раза по сравнению с февралем 2022-го.
«Ряд компаний до сих пор продолжают работать полностью или частично удаленно, что открыло новые перспективы и возможность работать из любой точки страны», — отмечает региональный представитель «Авито Работы» в УФО Елизавета Чурина.
Дефицит кадров
Акцент с подбором новых сотрудников сменился на удержание имеющегося персонала. Во многом это связано с тем, что во многих отраслях наблюдается дефицит квалифицированных специалистов, а также массового персонала. Сам же дефицит вызвали как релокация, так и последствия демографического кризиса 90-х годов.
«Дефицит кадров провоцирует увеличение бюджетов на подбор персонала, а также мотивирует компании искать новые каналы поиска сотрудников. Например, компании начали активнее использовать реферальные программы. Это метод поиска новых сотрудников через личные рекомендации», — говорит директор hh.ru Урал Оксана Сидлецкая.
HR-специалисты сегодня стараются удержать сотрудников и изначально нанимать людей, которые разделяют ценности компании и останутся в ней надолго, подчеркивает заместитель генерального директора сервиса «Работа.ру» Александр Ветерков. По его словам, одним из инструментов в работе по удержанию кадров становится внедрение элементов нематериальной мотивации, которые повышают лояльность, а также дополнительные бонусы в виде ДМС, компенсации обучения и др.
Значительное влияние на кандидатов также оказывает репутация компании.
«Компаниям, в которых люди хотят и даже мечтают работать, значительно проще подбирать персонал. Интерес к развитию бренда работодателя, к повышению узнаваемости компании среди соискателей растет», — подчеркивает Оксана Сидлецкая.
Забота о сотрудниках
В современных условиях развитие программ Well-being, психологическая поддержка — также одни из ключевых задач HR. Люди еще не успели восстановиться после пандемии, и им пришлось столкнуться с чередой новых проблем.
По словам директора hh.ru Урал, чтобы сохранить ментальное здоровье сотрудников, поддерживать их рабочую эффективность, многие компании стали делать акцент на заботу о персонале — и сегодня это новая норма для рынка труда.
«Надо понимать, что HR-тренды не существуют сами по себе без отрыва от общемировых процессов, в том числе экономических и политических. Несколько лет назад люди жили в совершенно другом мире с иными потребностями. Сейчас особенно сильно чувствуется потребность в безопасности. Ведь только в этом состоянии люди способны выдавать максимум эффективности. И бизнес в лице HR это понимает. И стремится к формированию благоприятной среды для сотрудников», — считает операционный директор Artsofte Наталья Данилова.
Автоматизация
Этот тренд начал зарождаться несколько лет назад, и, как считают эксперты, в будущем будет только набирать силу. Все подчинено тому, чтобы сэкономить время и ресурсы как нанимателей, так и работников.
«В бизнесе растет потребность в уменьшении издержек и оптимизации затрат, поэтому во всех сферах идет автоматизация стандартных операций для сохранения качества без дополнительных издержек. Это касается и HR-сферы, где появляется все больше инструментов и сервисов для автоматизации», — отмечает операционный директор Artsofte Наталья Данилова.
Один из таких инструментов — кадровый электронный документооборот. Появлению и развитию КЭДО в России способствовал запрос не только со стороны бизнеса, но и государства. Интерес к кадровому электронному документообороту подстегнул коронавирус, когда в силу ограничений и самоизоляции компаниям пришлось переводить процессы в онлайн-формат и выстраивать отношения с клиентами и контрагентами в электронном режиме. В 2022 году к сложившимся за последние два года обстоятельствам присоединились процессы импортозамещения и даже проблемы с поставками бумаги.
«Еще год назад количество сервисов для КЭДО можно было пересчитать по пальцам одной руки, а сейчас у компаний есть выбор этих сервисов. Я думаю, что через год 90% кадровых документов станут электронными в большинстве компаний», — отмечает Наталья Данилова.
Кроме того, развитию ЭДО способствует и курс государства на цифровизацию: в конце 2021 года вступил в силу закон, который разрешает создавать, подписывать, использовать и хранить кадровые документы в электронном виде без дублирования на бумаге.
Сейчас системы КЭДО предлагают около десятка российских операторов. Одним из таких разработчиков стала екатеринбургская IT-компания Artsofte, запустившая онлайн-сервис документооборота в мобильном телефоне. Сегодня продуктом Nopaper пользуются компании по всей стране.
У Nopaper есть ряд отличий от других систем. Во-первых, это наличие мобильного приложения. Собственно сервис изначально разрабатывался для того, чтобы им можно было воспользоваться максимально оперативно. Во-вторых, возможность работы под одним аккаунтом как офисным сотрудникам, так и фрилансерам, внештатникам, подрядчикам. В-третьих, это возможность сгенерировать и подписать в сервисе электронную доверенность.
Если первоначально КЭДО разрабатывался для крупного бизнеса, то сейчас Nopaper и иными сервисами пользуются малый, микробизнес, ИП и даже физлица. Необходимость КЭДО диктует и сама ситуация, отмечают участники рынка, поскольку это позволяет экономить время и ресурсы. Кроме того, это позволяет регулировать взаимоотношения фрилансеров и работодателей, что в нынешних условиях становится все более важным.