70 лет назад между Россией и Китайской народной республикой были установлены официальные дипломатические отношения. Из-за распада СССР связи между нашими странами на время ослабли — Москва стала больше ориентироваться на Запад. Но 2014 год принес обеим сторонам понимание, что взаимовыгодное сотрудничество жизненно необходимо. Россия и Китай стали узнавать друг друга заново. Сегодня наше партнерство вышло на принципиально новый уровень и достигло невиданных ранее высот.
Однако не обходится и без трудностей при выходе сторон на новый для себя экономический рынок. Но и в этом направлении есть положительные сдвиги. Например, на днях делегация Банка «Солидарность» во главе с и.о. председателя правления Банка Вячеславом Арбузовым посетила провинцию Шандунь и подписала ряд договоров с городами провинции.
Вячеслав Арбузов рассказал нам о способах выстраивания экономических отношений с КНР на горизонтальном уровне и о том, чем наши страны могут быть полезны друг другу.
Вячеслав Петрович, почему банк «Солидарность» выбрал именно восточное направление развития?
— Четыре года назад, принимая новую стратегию развития банка, мы думали, на чем делать акцент. Мы понимали, что нужно отталкиваться от наших предпринимательских компетенций. На примере работы в электроэнергетике, где у нас имеется приличный опыт, мы разглядели потенциал, который Россия слабо использует — это Юго-Восточная Азия.
Мы 20 лет смотрели в рот Европе и Америке, ждали условные «ножки Буша», которые нам на блюдечке с голубой каемочкой преподнесет «цивилизованный Запад», то есть даст нам все недостающие технологии. А рядом с нами находится гигантский регион, где всегда смотрели на нас, как на старшего брата и ждали от нас поддержки. Но мы надолго забыли о нем, а когда, наконец, вспомнили, увидели, как сильно мы отстали. Мы определили для себя такое приоритетное направление, как Юго-Восточная Азия еще и потому, что с этим регионом очень приятно работать, в людях есть чистота и честность.
На этом направлении банк выстраивает свою стратегию и, в первую очередь, создает основу для взаимодействия. Речь идет не о конкретном бизнесе или экономическом сегменте, а об инфраструктуре, под которой мы понимаем создание магистрали для движения денег, услуг, экспертиз и сервиса. Это первое. А второе – это отношение к бизнесу, к бизнесменам и к перспективе сотрудничества.
Вы назвали вторым важным моментом в вашей стратегии отношение к бизнесменам. Как это понимать?
— Бизнесмены, приезжающие к нам из Китая и Юго-Восточной Азии, оказываются здесь один на один со своими проблемами. Как правило, они не имеют юридического опыта работы в нашей стране. А банки, в которые они обращаются, выстраивают стену непонимания, потому что не имеют специализированных отделов. В результате с иностранными бизнесменами никто не работает. У нас нет площадок для диалога. Нет обратной связи.
С представителями Азербайджана, например, все просто: мы знаем, что есть азербайджанская диаспора и кто ее руководитель. А кто руководитель китайской или вьетнамской диаспоры в Москве? Мало кто может ответить, хотя это очень большие сообщества людей со своей иерархией и образом жизни.
Приведу малоизвестный, но яркий пример. 20-30 лет назад группа молодых людей из Вьетнама, приехав на учебу в Советский Союз, создала в России новую отрасль с годовым оборотом примерно 40-50 миллиардов рублей. Знаете, что это за отрасль? Лапша быстрого приготовления: «Ролтон», «Доширак», «Кухня без границ». Сегодня в России построено несколько заводов по производству лапши, на каждом работают по тысяче человек. А начиналось все с одного маленького предприятия. Сначала сырье импортировалось из Вьетнама – рисовая лапша, специи. Теперь же они все закупают в России и тут же делают продукт. Таких историй очень много. Надо таким людям помогать.
У нас есть огромное количество агентств по привлечению инвестиций, комитеты, форумы, общества и межпарламентские комиссии. Государство тратит на них миллиарды рублей, но никто не работает предметно с этими людьми. И если вьетнамец придет в банк за кредитом для того, чтобы открыть тут ресторан вьетнамской кухни, его, скорее всего, отправят восвояси, потому что он не резидент и у него нет залога. Хотя это человек с предпринимательской жилкой, который хочет здесь работать, платить налоги, вкладывать деньги в экономику.
Как вы помогаете бизнесменам из Юго-Восточной Азии, и какие трудности при этом приходится преодолевать?
— Мы, выбрав этот сегмент, идем по минному полю. Ведь довольно часто эти люди не знают российских законов, а иногда даже не имеют экономического образования. Но они отлично понимают, как надо торговать и развивать свой сегмент. Мы работаем с людьми и предприятиями, которые стремятся на российский рынок. К примеру, очень хотят в Россию китайские автомобильные предприятия.
Компания Haval уже построила большой завод в Тульской области, будет активно осваивать российский рынок. Haier — крупнейший производитель бытовой техники, построил в России уже три завода. Hisense, производитель бытовой техники и электроники, тоже планирует у нас строительство заводов. Huawei — телекоммуникационная компания, имеющая с РФ многомиллиардные контракты. Интересно, что все хотят работать с такими компаниями, но мало кто пытается разобраться в их насущных проблемах.
С какими конкретно проблемами сталкиваются эти компании?
— Проблем много. Например, все хотят работать с Haier. Но кто работает с дилерами и дистрибьюторами, которые работают с Haier? Никто. Поэтому они работают в серой зоне и торгуют не совсем цивилизованным образом. Им нужно проводить платежи за границу, но крупные банки делать этого не могут, потому что введены санкции. Как быть? Платежи через США идут минимум две недели, поставки останавливаются, контракты срываются.
Мы увидели для себя в этом огромный фронт работ и большие перспективы. К тому же и международная ситуация на нашей стороне — кризис глобализации, который сейчас наблюдается. Всего несколько лет назад для того, чтобы проводить платежи в любую точку мира, можно было иметь отношения только с одним банком за рубежом. Теперь внутристрановой финансовый клиринг, по сути, запрещен, и для успешной работы нужно выстраивать корреспондентские отношения с банками-партнерами.
Современному банку для успешной работы уже недостаточно иметь стандартный набор банковских услуг, таких как страхование, лизинг, факторинг, консалтинг. Если говорить о новациях, которые мы развиваем — это туризм, логистика, телекоммуникации, медицина, спорт.
Вячеслав Петрович, скоро новогодние праздники. Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?
— Я от всей души поздравляю всех с наступающим Новым годом. Желаю исполнения заветных желаний, достижения самых амбициозных целей и финансовой независимости. Пусть во всех делах вам сопутствует успех, а в ваших домах царят любовь и радость.