Решения , Екатеринбург ,  
0 

«Без вина мы не останемся». Как винный рынок переживает кризис

 «Без вина мы не останемся». Как винный рынок переживает кризис
Владельцы екатеринбургской винотеки Win-Win — Александр Мельников, Мария Клец и Любовь Крыль — рассказывают, как санкции и курс доллара сказался на рынке вина, и о том, что скоро будет на наших столах.

Алкогольный рынок России пережил испытания множеством кризисов, которые преподнесла современная история государства: дефолт, введение акцизов, серия кризисов, связанных с введением и функционированием ЕГАИС, кризис 2008-2010 годов, а в 2014-м — взлет цен на импортные вина после присоединения Крыма. Но то, что происходит сейчас, — новый формат жизни, к которой алкогольный рынок если и был готов, то лишь частично.

По данным итальянской отраслевой ассоциация Unione Italiana Vini, за 2021 год импорт тихих вин в Россию составлял 282,6 млн л. В денежном выражении — это $869,7 млн. В первой пятерке стран-поставщиков стояли Италия, Испания, Грузия, Франция и Португалия.

Подсчеты Unione Italiana Vini совпадают с оценками центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, который оценил потребление импортных вин в 2021 году в 390 млн л. Объем всего рынка с учетом местного производства составил 810 млн л.

То есть, на 2021 год половина потребляемых вин в нашей стране — импортные. Но с развитием ситуации на Украине все новые и новые поставщики прекращают поставки в Россию. «Ожидаем, что около 30% импортного вина в этом году уйдет с нашего рынка. Причем не только по причине приостановки поставок иностранными компаниями, но и из-за роста цен и прочих ограничений», — говорит глава Роскачества Максим Протасов.

Однако, как утверждают владельцы екатеринбургской винотеки Win-Win — Александр Мельников, Мария Клец и Любовь Крыль — все это коснется только массового сегмента.

 «Без вина мы не останемся». Как винный рынок переживает кризис

— На сколько подорожали вина за последние полгода? И есть ли падение спроса на рынке Екатеринбурга

Александр Мельников: — Если сравнивать стоимость бутылки этого года и прошлого, то в среднем прайс поднялся на 15%. Половина этой цифры — ежегодное подорожание, сопоставимое с уровнем инфляции. Остальные 5-7% — удорожание из-за происходящих событий, сложностей с перевозкой и осуществлением денежных операций. Но в целом, это не критично для покупателя. Если раньше он покупал вино за 1400 рублей, то сейчас — за 1600. На фоне роста цен на другие категории товаров — это не такая серьезная сумма.

Мария Клец: — В основном, растут цены на вина из сегмента масс-маркета: крупные компании выводят бизнес из страны. Но фермерам и маленьким винным хозяйствам — не до политики. Они делают вино и главное во что верят в жизни это органика, биодинамика, лунные фазы. Все что угодно, но не политика. Мы в Win-Win как раз специализируемся на органических и биодинамических винах от небольших производств, и считаем их более качественными потому что они производятся более экологичным — ручным трудом, и без использования химических удобрений.

 «Без вина мы не останемся». Как винный рынок переживает кризис

— После роста цены на 15%, и в последствии экономического кризиса в стране, просел ли сегмент премиум напитков, где изначально бутылка вина стоила от 30 тысяч рублей?

Любовь Крыль: — Дорогие вина как покупали, так и продолжают покупать. Да, гораздо выше, чем на 15% поднялись цены на вина региона Шампань. Но ведь и им есть альтернатива: прекрасные креманы, которые не уступают по качеству Шампани.

Вы утверждаете, что Win-Win не работает с масс-маркетом, а специализируется на маленьких винодельнях. Нет ли страха, что эти маленькие бренды тоже окажутся под гнетом жестких санкций и эта история о том, что они «про фазы луны, а не про политику», закончится?

Мария Клец: — Даже если это произойдет, то виноделие Крыма и Краснодарского края развивается высокими темпами. И там тоже есть маленькие винодельни. Самое популярное российское вино в нашей винотеке стоит 7 770 рублей. И мы в Win-Win фиксируем увеличение cпроса на нашего производителя. Но должно пройти время, чтобы люди перестроились с европейских вин и начали пить местное. Да, и самому ему нужно время, чтобы производители вырастили лозы и отработали стабильный продукт.

Любовь Крыль: Если говорить про страны Европы, то там вином занимаются сотни лет. История российского вина началась только в 2000-х. При этом у нас было много политических потрясений, которые влияли на качество напитка и не в лучшую сторону. Только сейчас, наше виноделие стало восстанавливаться и давать первые успешные плоды.

Даже если Евросоюз или сама Россия наложат полное эмбарго на поставки европейских вин, совсем без вина мы не останемся — будут Чили, Аргентина, Уругвай, ЮАР, Новая Зеландия, дружественная Бразилия, Турция, Тунис, Индия, Китай, Сербия, а также Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Армения, Грузия.

 «Без вина мы не останемся». Как винный рынок переживает кризис

Кубанские и крымские виноделы считают, что сокращение импорта является хорошим шансом для их продукта, чтобы занять место на полках магазинов и торговых сетей. Какой процент полок Win-Win занимает сегодня российское вино?

Мария Клец: — Около 10% из 10 000 бутылок, которые представлены у нас. Хотя ассортимент постоянно меняется: регулярно появляется что-то новое, но остается база: культы, от которых никуда не уйти, знаковые вина. Мы выбираем вино по качеству, поэтому Win-Win легко можно сравнивать в подходе к ассортименту с лучшими винными барами мира.

Александр Мельников: — Если говорить про российские вина, то с ростом курса они тоже подорожают, но в меньшей степени, чем иностранные. Дело в том, что российский производитель привязан к импортному оборудованию, бутылкам, пробкам, этикеткам, упаковке. Причем не только производство, но и само выращивание зависит от импортных продуктов: например, средства защиты растений, которые производятся зарубежными концернами.

 «Без вина мы не останемся». Как винный рынок переживает кризис

Согласно исследованиям за 2021 год, средняя стоимость бутылки вина в России составляет 3 доллара. То есть даже если учитывать средний курс прошлого года — 73,6 рубля — то получается, что в среднем бутылка вина стоит 210 рублей. Это реальный прайс?

Мария Клец: — Возможно это винный напиток, который продается в продуктовых и алко-магазинах не самого высокого сегмента. В Win-Win цены начинаются с 450 рублей и доходят до 95 тысяч, но средняя стоимость вина составляет 3 тысячи. Такая цифра сформировалась за счет представленных у нас мировых культов и лимитированных вин, за которыми люди охотятся. Были случаи, когда к нам специально прилетали люди из Санкт-Петербурга и Москвы за определенными бутылками, которых нет в их городе.

Любовь Крыль: — Правда, увозили они далеко не одну бутылку. Дело в том, что Win-Win работает по формату, схожему с Cash & Carry. Он подразумевает оптовые цены при покупке от шести бутылок. При этом это могут быть разные напитки от разных производителей, и даже разного объема. У нас и ценники смоделированы так, что есть розничная цена, а есть оптовая. Это удобно и этим мы сильно отличаемся от коллег по цеху, потому что мы предлагаем не только интересные цены, но и даем возможность людям пробовать и экспериментировать, открывать для себя новое. Мы отчасти решаем ту же задачу, что и винные бары: показываем, помогаем и говорим то, что нужно развивать вкус и дальше.

 «Без вина мы не останемся». Как винный рынок переживает кризис

Как будет развиваться дальше сам Win-Win?

Александр Мельников: — Win-Win — молодой проект и он нуждается в доработке. Сейчас основной акцент сделан на развитие сайта, где будет представлен не только весь ассортимент магазина, но и будет возможность заказать вино, которого на данный момент у нас нет в наличии. Если у нас здесь 10 000 бутылок, то на сайте будет порядка 30 000. В дальнейших наших планах — продажа франшизы, выход в новые города и регионы.

А что ждет уральский рынок винных магазинов в целом? Ведь за 10 лет, когда в городе появились первые лавки, их стало столько, что рынок уже кажется переполненным.

Мария Клец: — Развитие рынка отзывается на спрос. Сейчас все больше людей разного возраста и достатка обращаются к вину, отходя от крепкого алкоголя. Во многих барах города уже представлена приличная винная карта. 

На становление рынка вина сильно влияет и развитие рынка гастрономии. В Екатеринбурге число ресторанов растет не по дням, а по часам. Интересная и новая еда развивает вкус, у людей меняется запрос к пище, а следом меняется и отношение к алкоголю.

Любовь Крыль: — Екатеринбург во многом повторяет этапы развития Санкт-Петербурга и Москвы. Винный бум у них случился еще в 2015 году. Теперь он дошел и до нас.

Инструменты ВАТС за 10 минут. Как подключить облачную телефонию «Ростелекома»
Материалы выпуска
Решения Рынок труда-2023. Главные тренды и ожидания
Решения Как маленькая компания выросла в федерального интегратора. История УЦСБ
Решения На Урале придумали, как ускорить кадровый документооборот в 3 раза
Решения Надежные российские IT-программы и сервисы для бизнеса. Список
Решения Зачем на Урале шить бейсболки и откуда на них высокий спрос
Решения ГК PROLINE создаст в Екатеринбурге Центр компетенций для проектировщиков
Решения Какие российские аналоги ИТ-продуктов доступны бизнесу уже сегодня
Решения Сотрудники УГМК заправят авто по топливным картам от «Газпром нефти»
Решения Фонд «Эмпатия» выделит 200 млн руб. на ежемесячную премию педагогам
Решения «Без вина мы не останемся». Как винный рынок переживает кризис
Инструменты ВАТС за 10 минут. Как подключить облачную телефонию «Ростелекома»
Решения Как повысить производительность сотрудников с помощью питания
Решения Интуиция без мифов. Как интуиция помогает преодолеть кризис
Решения В Екатеринбурге научились онлайн адаптировать к жизни детей с аутизмом
Решения Как облачные технологии спасают бизнес в эпоху санкций и ограничений
Содержание
Закрыть