Решения , Екатеринбург ,  
0 

Интуиция без мифов. Как интуиция помогает преодолеть кризис

Интуиция без мифов. Как интуиция помогает преодолеть кризис
Алексей Штанько, онтопсихолог, бизнес-консультант, руководитель консалтинговых и образовательных проектов ГК ФОИЛ – о том, как применять психологию в бизнесе и использовать интуицию при принятии решений.

Российский бизнес снова оказался в зоне сильной турбулентности. Ситуация постоянно меняется: рынки лихорадит, курсы валют и котировки акций скачут, поставщики разрывают контракты, перестраивается логистика, принимаются новые законы.

На фоне экономической нестабильности у многих предпринимателей возникает масса вопросов. Как сохранить бизнес? В каком направлении двигаться? Где новые перспективы для развития?

Бизнес-консультант ФОИЛ Алексей Штанько считает, что ответы есть у самих предпринимателей. Если поддерживать ясность ума и прислушиваться к интуиции, то эти ответы очевидны. О том, как психология помогает предпринимателям, он рассказал в интервью РБК.

ФОИЛ — это международная консалтинговая компания, действующая с 2001 года в ряде стран Европы, в России и СНГ, в Латинской Америке и Китае.

Ключевая компетенция ФОИЛ — проведение изменений в компаниях за счет развития человеческого потенциала. Основные направления работы: оценка и подбор персонала, корпоративное образование, развитие корпоративной культуры, коучинг и индивидуальное консультирование предпринимателей. Основной акцент ФОИЛ делает на бизнес-психологии и развитии лидерства.

Интуиция — ключевой инструмент предпринимателя

— Что делать в сложившихся условиях российскому предпринимателю?

— Предприниматель потому и занимается бизнесом, что способен справляться с кризисом и действовать в любой неопределенности. Успех не зависит от хитроумных методов расчета рисков. Он связан со способностью ума человека найти решение, которое принесет выгоду. Это интуиция. Она позволяет предпринимателю получить желаемый результат даже во времена турбулентности.

Поясню, что интуиция — это не только то, что в обывательском смысле представляет собой вспышку, озарение. В более общем смысле — это умение увидеть правильную пропорцию в любых мелочах: в действиях, в отношениях с другими, на переговорах. Словом, в тех аспектах, где критерий принятия решений предельно субъективен и все зависит от точности самого человека.

Приведу пример. Когда вы готовите какое-то блюдо, то солите и перчите его на основе понимания пропорции вкуса. У вас в рецепте не прописано, сколько миллиграммов приправ нужно добавить, — здесь тоже нужна интуиция.

— В чем же проблема, если у предпринимателя уже есть внутри все ответы?

— Овидий писал: «Вижу и одобряю лучшее, а следую худшему». Вокруг нас переизбыток информации, в которой очень легко запутаться. К тому же в кризис определенная информация усиливается эмоциями, страхами и т. д., поэтому разглядеть ту информацию, на которую можно опереться при принятии решения, очень сложно.

Ошибка возникает не оттого, что у предпринимателя нет решения, а оттого, что из множества вариантов он выбирает ошибочный. Это происходит по нескольким причинам.

Во-первых, у большинства людей нет навыков, как выбирать и фильтровать информацию, как отличать интуитивную информацию. Даже в обывательском смысле под интуицией понимают первое впечатление, случайно пришедшую идею. А это в корне не так.

Во-вторых, как следствие этого непонимания, нас учат не доверять интуиции. Говорят, что важнее расчет, некий рациональный анализ. Даже в бизнес-школах в основном предлагают сценарии и алгоритмы действий. И без этого действительно не обойтись в современных условиях. Но в кризис сценарии не работают. Чтобы в расчете учесть все факторы, влияющие на ситуацию, нужно много времени. При этом вокруг все быстро меняется. Здесь может помочь только свой ум и интуиция.

А в-третьих, если человек не в форме, не в ресурсном состоянии, если он допустил ошибки в отношении самого себя и испытывает в результате этого последствия, тогда интуицию он уловить не может. А поддерживать себя в состоянии потока мало кто умеет. И хуже того, многие даже не задумываются об этом.

Интуиция — способность человека предвосхищать, предвидеть, ясно осознавать какой-либо факт. Источником интуиции является ум. В экономике интуиция основывается на трех составляющих: действующее лицо, дело и обстоятельства. Чтобы сознание было способно прочитать интуицию, необходимо поддерживать ясность ума.

У большинства людей нет навыков отличия интуитивной информации.
У большинства людей нет навыков отличия интуитивной информации.

— Если предприниматель восстановит свое ресурсное состояние, то к нему вернется и интуиция?

— Да, способность вернется. Но опять же, он должен уметь отделять интуицию от информационного шума. Это не только внешний шум, это и наши чувства, эмоции в том числе.

Здесь важно уточнить, что мы понимаем под ресурсным состоянием и как его достичь. Сейчас это понятие на слуху, и чаще всего речь идет о балансе разных сфер жизни. И в большинстве случаев акцент делают на том, что этот баланс нарушен в пользу деловой сферы. Поэтому кому-то предлагают поехать в горы для «перезагрузки», кому-то — принять участие в разных ретритах. ФОИЛ базируется на методологии онтопсихологической школы, поэтому у нас к этому другой подход.

Важно понимать, что потеря ресурсного состояния происходит не из-за стресса, не из-за того, что предприниматель сталкивается с большим количеством трудностей и перерабатывает в ущерб какой-то другой своей сфере жизни. Потеря происходит из-за подмены мотивации действия. То есть человек действует с высокой интенсивностью и работоспособностью, но не для того, чтобы реализовать то, что ему нужно, что наполнит его, а ради ложной, неосознаваемой цели.

— Что это за ложная цель?

— Дело в том, что на поведение человека значительное воздействие оказывает бессознательное, поэтому мы не всегда можем понять, что нами движет. Мотивы здесь могут быть совершенно разные. Например, конкуренция, но не ради роста предприятия, а ради победы над конкретным человеком. Ложной целью может быть стремление поддержать образ своего идеального «я» или желание доказать что-то ради компенсации, не отыгранной ранее неудачи и так далее.

Причина потери ресурсного состояния всегда психологическая. Если эту ошибку удается найти, осознать и устранить, то возвращаются и энергия, и способность к интуиции.

На поведение человека значительное воздействие оказывает бессознательное.
На поведение человека значительное воздействие оказывает бессознательное.

— Какие типовые ошибки лишают человека интуиции?

— Если говорить о бизнесе, то чаще всего ошибки связаны с отношениями внутри команды, с делегированием и неправильным подбором сотрудников. Это сфера психологии, межличностных отношений. Мало кто из предпринимателей уделяет этому внимание. Каждая отдельная ситуация может казаться незначительной, но мелочи накапливаются. В результате руководитель теряет драйв, скорость, инициативу, перестает видеть выгодные возможности.

Приведу пример из практики. Компания давно и довольно успешно работает в сфере поставок сложного строительного оборудования. Управлением занимаются два партнера. Старший партнер — генеральный директор — занимается поставками и логистикой. Младший партнер руководит направлением разработок и продаж. Он лучший в команде по уровню профессиональных компетенций и опыта. Если мы исследуем сферу его мотивации, чтобы понять, что им движет, то обнаружим две составляющие. Первая — это деньги, которые являются основным осознаваемым стимулом, они мотивируют на достижение результата в компании. А вторая — желание неформального лидерства. Это мотивация психологическая, неосознаваемая. Она дает о себе знать, когда в работе кто-то начинает выделяется как «главный». Как только это происходит, то он стремится «побороть соперника» и перехватить неформальное лидерство.

Внешне это проявляется так: на любые предложения «главного» он находит разумные аргументы, ставящие под сомнение эти идеи. В компании таким «главным» чаще всего оказывается его коллега — старший партнер, генеральный директор. Тот, в свою очередь, стоит на позиции того, что любая конструктивная критика — это хорошо, так как позволяет держать себя в тонусе, принимать взвешенные решения. Эта позиция оправдывает то, что эти партнеры все-таки работают друг с другом.

Внешне ситуация совершенно нормальная. Фирма работает, функции четко распределены с учетом компетенций, задачи в целом выполняются.

Главный партнер видит проблему своего бизнеса в том, что в их портфеле 80% заказов приходится на несколько крупных компаний из одной отрасли. Эта проблема существует у него на уровне интуиции. Нет никаких объективных предпосылок для беспокойства: в компании есть деньги, продажи на хорошем уровне, экономические прогнозы, взаимоотношения с компаниями не предвещают осложнений. Тем не менее директор видит проблему пытается решить ее в соответствии со своей интуицией и привлекает нашего партнера, как лучшего в его команде в этой сфере.

«Младший» соглашается, что изменение портфеля клиентов — важная задача. Но в силу психологической особенности начинает искать недостатки, не осознавая, что критика и противоборство не связаны с объективной ситуацией, а возникают в силу внутреннего мотива «перехватить» лидерство. Даже если «внешних» аргументов уже не находится и он соглашается со своим коллегой, то необходимого уровня мотивации в его действиях нет. По сути, неосознанно он продолжает оказывать сопротивление.

На поверхности все согласны, что нужно действовать в выбранном направлении, даются поручения сотрудникам, проект запускается.

На уровне бессознательных процессов разворачивается совершенно другая ситуация: идет борьба против принятого решения. И, более того, в нее вступают сотрудники младшего партнера, потому как они бессознательно всегда на его стороне.

В итоге проект идет тяжело, искомого результата нет. У генерального закрадываются сомнения на счет своей интуиции, возможности зайти в ту нишу и действовать в том направлении.

Это типичная ситуация для бизнеса. В рамках классического менеджмента она необъяснима. Если же мы анализируем психологическое взаимодействие в группе, особенности психологии ключевых сотрудников с учетом эффектов бессознательного, то причина сразу же обнаруживается. Можно найти рациональное решение, чтобы исправить ситуацию. И это не «честный разговор по душам» или немедленное прекращение сотрудничества, можно действовать более тонко, но при этом эффективно.

В данном примере «взрыв» проблемы произошел в момент кризиса. Когда 80% крупных заказчиков отложили свои инвестиционные проекты. Выходит, что предприниматель, лидер предприятия, знал о проблеме, видел ее, у него была интуиция. Но по причинам психологического характера не смог решить, она ушла на второй план.

Онтопсихология в помощь лидеру

— Есть ли способы «увидеть» интуицию?

— Интуицию, которая дает информацию, в каком направлении двигаться, как решать проблему, можно увидеть в сновидениях, «услышать» через реакции своего тела и другие инструменты, которые разработаны в рамках онтопсихологической методологии. Однако я хочу подчеркнуть, что когда мы говорим о применении интуиции в бизнесе, это связано со сменой парадигмы, сменой мышления. Мы смещаем акцент на психологические факторы, на психологию бизнеса, на способы принятия решений, на мышление предпринимателя. Это другой способ выстраивать дела.

— Насколько это сложно? Предприниматели могут этому научиться?

— Как бы громко это ни звучало, но мы говорим о формировании новой культуры. Это культура, где психологическим факторам в бизнесе уделяется должное внимание, и для этого используются соответствующие методики. Нет одного простого рецепта. Если бы он был, его давно бы все знали и применяли. И да, этому можно научиться. Мы обучаем предпринимателей разным методикам, и предприниматель начинает разбираться в психологии, лучше понимает себя, своих сотрудников и партнеров. Он учится принимать решения, основываясь на интуиции. Это непросто, потому что у всех нас уже сформированы другие привычки, в том числе и в отношении способов мышления, принятия решений — это логика аналитики, цифр, жесткого планирования. Но когда люди открывают для себя способность к интуиции, они понимают, что здесь есть то, ради чего стоит постараться.

Международный форум «Бизнес-интуиция как главная компетенция будущего», организованный в Москве научным фондом «Антонио Менегетти» совместно с ФОИЛ Россия.
Международный форум «Бизнес-интуиция как главная компетенция будущего», организованный в Москве научным фондом «Антонио Менегетти» совместно с ФОИЛ Россия.

Курс на бизнес-интуицию

— Что чаще все приходится менять в бизнесе предпринимателям, которые проходят у вас обучение?

— В первую очередь приходится менять стиль управления, пересматривать способы выстраивания коммуникаций с сотрудниками и партнерами, менять критерии подбора персонала.

Чтобы быстро получить первые результаты в бизнесе, лучше начать с программы «Бизнес-интуиция». Курс в короткие сроки помогает разобраться с тем, что такое психология в бизнесе, что такое интуиция, чем интуиция отличается от эмоций, случайных желаний и мыслей. В рамках курса предприниматели и управленцы учатся развивать интуицию и избегать ситуаций, когда она пропадает, понимают, как не отклоняться от принятого решения и последовательно двигаться в выбранном направлении. А также начинают находить истинные, внутренние причины неудач.

— Какие результаты получают слушатели курса «Бизнес-интуиция»?

— Результат в виде роста прибыли появляется сразу же после обучения, если предприниматель применяет полученные знания на практике. Мы собрали следующую статистику: 33% слушателей программы в первый год увеличивают прибыль в полтора раза, на 30% возрастает продуктивность, на 26% улучшаются бизнес-показатели. Человек начинает разбираться в психологии, анализировать свои модели поведения, становится более эффективным в коммуникациях и в других аспектах жизни. Он начинает меняться, развиваться, начинает видеть те психологические процессы, прежде всего бессознательные, которые раньше не замечал. Следствием этого становятся деньги, здоровье, развитие социальных связей и то, что подскажет интуиция: интенсивный рост предприятия или инвестиции в новые проекты.

— Что бы вы рекомендовали предпринимателям, которые сегодня испытывают трудности с развитием бизнеса?

— Не бояться действовать! Какими бы сложными на первый взгляд ни казались обстоятельства. Любой кризис — это зона развития, это возможность посмотреть на ситуацию другим взглядом. И если мы говорим про изменения, не тот ли это момент, когда стоит начать?..

Материалы выпуска
Решения Брусника, Forum и 66.RU провели маркетинговый хакатон
Решения В Екатеринбурге пройдет маркетинговый хакатон
Решения «Машук» — Центр знаний для трансляторов ценностей
Решения В2С-интерфейс, В2В-возможности. Восемь сервисов для цифровизации компании
Решения Почему коворкинги завоевывают рынок офисной недвижимости
Решения Задали правильный вектор. Как консалтинговая компания выжила в хаосе 90-х
Решения Как в 2023 году продавать товары и услуги в интернете
Решения Импортный бизнес с Китаем: новые возможности
Решения Эффективность на небольшом чеке и другие тренды рекламного рынка
Решения UDV Group создает экосистему решений для промышленной кибербезопасности
Решения Как маленькая компания выросла в федерального интегратора. История УЦСБ
Решения На Урале придумали, как ускорить кадровый документооборот в 3 раза
Решения Надежные российские IT-программы и сервисы для бизнеса. Список
Решения Зачем на Урале шить бейсболки и откуда на них высокий спрос
Решения Рынок труда-2023. Главные тренды и ожидания
Содержание
Закрыть