Решения , Екатеринбург ,  
0 

Как российский IT-сектор растет в эпоху санкций. Рассказывают эксперты

Как российский IT-сектор растет в эпоху санкций. Рассказывают эксперты
Зарубежные IT-компании день за днем объявляют о сворачивании работы в РФ, но их российские коллеги готовы занять освобождающиеся ниши рынка, и у них есть что предложить.

Санкции, обрушившиеся на нашу страну, к сожалению, стали новой реальностью. Впрочем, опыт первой волны рестрикций еще в 2014 году (тогда Microsoft, Oracle, Symantec и Hewlett-Packard свернули сотрудничество с целым рядом российских компаний, подпавших под санкции) научил отечественную IT-отрасль не расслабляться и, более того, быстро адаптироваться под новые реалии, предлагая бизнесу современные российские решения, которые не уступают зарубежным аналогам.

О перспективах, открывающихся перед российской IT-отраслью, и о том, какие продукты стали популярными и востребованными на рынке после зарубежных игроков, рассказывают представители компаний МТС, «Такском», «Телфин», «Лаборатория Касперского» и ГК «ХОСТ».

Константин Суслов, генеральный директор ГК «ХОСТ»:

Как российский IT-сектор растет в эпоху санкций. Рассказывают эксперты

В ситуации турбулентности нашей главной задачей стало дать клиентам фундамент и опору для бизнеса. Мы помогаем оптимизировать риски и потери, связанные с уходом производителей: найти российские аналоги, обеспечить легкую миграцию данных, поддержать текущие решения в ИТ-стеке.

После приостановки работы в России VMware и Citrix спрос на нашу корпоративную платформу виртуализации серверов и рабочих столов HOSTVM увеличился на 600%. Это отдельный самостоятельный проект компании, который работает по вендорской модели. Платформа выступает полноценным функциональным аналогом мировых производителей и успешно используется организациями из топ-10 банков, госкорпорациями и энергетическими компаниями.

Техподдержка иностранных производителей также встала на стоп. Клиенты столкнулись с ситуацией, когда не могут открыть сервисные кейсы по контрактам, заказать детали для замены или получить обновление патчей для прошивки. Для тех, кто не готов к простою, мы сформировали склады запчастей и подписали SLA по выезду наших инженеров. У нас уже был опыт такой работы с оборонными компаниями, которые попали под санкции в 2014 году. Если тогда контракты были единичными, то сейчас они уже исчисляются десятками. В том числе из-за желания бизнеса оптимизировать нагрузку на ФОТ и не держать в штате специалистов по сопровождению.

Еще одним критичным сервисом стала интеграционная шина, которую использовали для обмена данными между сервисами во многих банках. Если до этого нашу шину «Медведь» использовали преимущественно для создания единого цифрового контура здравоохранения, то сейчас мы видим запросы и от банков, и от корпораций. Шина «Медведь» – универсальна, имеет микросервисную архитектуру и предустановленные адаптеры, что позволяет ее быстро подключать к новым системам.

Наше решение по телемедицине «Медведь.Телемед» также нашло новую сферу применения. Опыт проведения более 50 тысяч консультаций заинтересовал ведомства, где идет общение «сотрудник – посетитель». Помимо общения в чате, по аудио- или видеосвязи с возможностью идентификации через «Госуслуги», есть также легитимный электронный обмен документами с цифровой подписью, что на фоне удорожания бумаги и роста цен на логистику помогает снизить накладные расходы.

Известные зарубежные SaaS-мессенджеры и трекеры, популярные у команд разработки, маркетинга и представителей творческих профессий, также оказались в зоне риска. Многие наши клиенты мигрируют с них на решения онсайт. Мы видим рост запросов на тестирование нашего мессенджера acm.chat. Он отличается от других решений тем, что позволяет обсуждать проекты, ставить задачи, назначать ответственных и сроки в одном месте — не переключаясь между разными системами. Это помогает контролировать сроки и задачи по проектам, не теряясь в переписках и дискуссиях.

Сегодня наши ключевые инвестиции направлены в проекты, которые помогают минимизировать издержки: ускорить выпуск продукции, оптимизировать нагрузку на логистику и фонд оплаты труда.

Михаил Прибочий, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России и странах СНГ:

Как российский IT-сектор растет в эпоху санкций. Рассказывают эксперты

В начале 2022 года российские компании столкнулись с полным спектром киберугроз: шифровальщики, DDoS, социальная инженерия, целевые атаки. По нашим данным, в первом квартале киберинцидентов в российских компаниях стало больше в 4 раза, чем за аналогичный период прошлого года. Кроме того, усложнились сами атаки, они стали более таргетированными, увеличилось количество векторов атак, эволюционировали техники и тактики злоумышленников. Усугубляет ситуацию и уход иностранных поставщиков решений по информационной безопасности. Одни продукты просто перестали работать. Другие – перестали обновлять базы угроз, в результате чего эти решения начинали пропускать вредоносные объекты, рекламный и вредоносный спам, перестали блокировать подключения на нелегитимные и опасные URL-адреса, не распознают потенциально опасные атаки.

Из-за этого многие российские компании оказались в непростом положении и теперь вынуждены как можно скорее искать альтернативу защитным решениям, которые перестали функционировать. Этой альтернативой может стать «Лаборатория Касперского», у которой есть все необходимые ресурсы, чтобы помочь российским организациям. Продукты компании помогают закрыть потребности заказчиков на любом уровне: от базовой защиты конечных устройств до сложных комплексных систем для защиты критически важной инфраструктуры.

Чтобы помочь российским компаниям быстро и выгодно заменить продукты иностранных вендоров, прекративших работу, «Лаборатория Касперского» предлагает программу «Мигрируй». Также удобным решением на время поиска новых продуктов и их интеграции станет «управляемая защита» – Kaspersky Managed Detection and Response. В рамках этой услуги компания может передать мониторинг угроз, реагирование, расследование инцидентов на аутсорс опытным специалистам «Лаборатории Касперского».

На фоне текущих событий набирает популярность и экосистемный подход к кибербезопасности. Он предполагает выстраивание информационной безопасности на основе уже синхронизированных и готовых к применению продуктов от одного вендора.

В начале этого года мы запустили линейку решений для защиты бизнеса Kaspersky Symphony. Компании в зависимости от задач и уровня зрелости кибербезопасности могут выбрать один из четырех уровней линейки. Каждый из них представляет собой набор полностью синхронизированных друг с другом продуктов «Лаборатории Касперского». Верхний уровень линейки – комплексное решение класса XDR, это фактически кибербезопасность под ключ, защита всех уровней инфраструктуры в рамках одной лицензии.

В итоге эффективность команды по информационной безопасности повышается: она получает в распоряжении все нужные инструменты, тратит меньше времени на управление системой безопасности и своевременно реагирует на инциденты. Это позволяет высвободить ресурсы для решения стратегических задач, а бизнесу в целом – сосредоточиться на развитии.

Мария Тюрина, генеральный директор «Телфин»:

Как российский IT-сектор растет в эпоху санкций. Рассказывают эксперты

Ситуация на российском рынке меняется каждый день: приходят новые игроки, изменяются приоритеты и векторы развития. Чтобы оставаться конкурентоспособными, компании активно переходят на телеком и IT-решения отечественных разработчиков. Многие организации отказываются от иностранных CRM и интегрируют корпоративную телефонную сеть с российскими бизнес-приложениями. Только за первый квартал 2022 года спрос на виртуальную АТС «Телфин.Офис» увеличился на 15%. При этом более 60% клиентов Телфин подключают интеграцию с Битрикс24, Мегаплан, amoCRM, RetailCRM и другими российскими бизнес-приложениями и CRM системами.

Для российских компаний интеграция виртуальной АТС с корпоративной CRM — это возможность с минимальными вложениями автоматизировать коммуникации и хранить все данные по клиентам в облаке с возможностью удаленного доступа к информации из любого города России и мира. Благодаря связке сервисов вся история коммуникаций хранится в виртуальной АТС и дублируется в CRM. То есть компании не только всегда остаются на связи, но и сохраняют информацию, используя резервное копирование на российские серверы провайдера.

Также растет интерес к работе коммуникационных сервисов с использованием искусственного интеллекта. Крупный бизнес выбирает сложные роботизированные решения с элементами речевой аналитики. Голосовые боты заменяют целые отделы и кол-центры, высвобождая бюджеты и перераспределяя денежные потоки на решение наиболее острых задач бизнеса.

Малый бизнес решает рутинные вопросы с помощью автоматизации ключевых бизнес-процессов: информирование о новых акциях и спецпредложениях, напоминание о встречах и мероприятиях, умная маршрутизация звонков по персональным менеджерам и подключение выделенных линий для ключевых клиентов и партнеров.

Несмотря на ограничительные меры в области ведения международного сотрудничества, российские организации продолжают работать с иностранными коллегами и остаются на связи с помощью ВКС и виртуальных номеров в любой точке мира. В 2022 году мы планируем продолжать развивать базу виртуальных телефонных номеров (городских и мобильных) РФ и других стран мира.

Людмила Карнашевская, руководитель филиала компании «Такском» в Екатеринбурге:

Как российский IT-сектор растет в эпоху санкций. Рассказывают эксперты

Сервисы для электронного обмена документами сейчас обрели особую актуальность. Ситуация с ажиотажным спросом на бумагу лишь подчеркнула и усилила выгоду одного из очевидных преимуществ электронного документооборота (ЭДО) – отказ от бумажных носителей информации.

Мы видим, что тренд на наши услуги устойчиво растет последние несколько лет, и недавние события лишь простимулировали бизнес внимательнее присмотреться к сервисам ЭДО. Среди решений «Такскома» это «Такском-Файлер», «1С-Такском», «Станция сканирования», комплекс для кадрового ЭДО, в стадии пилотирования с крупными компаниями находится проект электронной транспортной накладной.

ЭДО не дает прерваться коммуникациям с контрагентами и помогает компаниям продолжать свою работу в любой ситуации. При этом важный аспект – защищенность сервисов компании и данных пользователей. Серверы компании «Такском» находятся в России, а ПО не подпадает под санкции.

Кроме того, переход на ЭДО снижает затраты компании. Например, стоимость бумаги и печати одного листа сейчас стоит 6 рублей (и это без учета обслуживания техники и затрат на отправку). Среднестатистический договор занимает около 10 страниц, не считая приложений. Компания, оформляющая 10 сделок в день, за 20 рабочих дней заключит 200 договоров. Итого: 2000 страниц, или 12 000 рублей только на бумагу.

Те же 200 отправок документов – без ограничений по числу и объему вложений – в нашем «Такском-Файлер» стоят всего 2000 рублей. И, помимо экономии, нельзя забывать о других факторах: никакого беспокойства за доставку и подписание, возможность приема и подписания документов удаленно, минимум временных затрат, следовательно – меньше стресса.

Запрос на подключение к ЭДО со стороны пользователей прочих сервисов «Такском» вырос за последний месяц на 17% в сравнении с предыдущим месяцем. На 25% увеличилось количество заявок на подключение к ЭДО со стороны тех, кто ранее не пользовался услугами «Такском».

Если говорить о перспективах, то самыми актуальными тенденциями сегодня мы считаем несколько направлений. Первое – кадровое ЭДО, которое позволит кадрам проще уведомлять сотрудника о приказе, независимо от того, где он находится. Второе – электронные транспортные документы для грузоперевозочных компаний. Третье – трансграничный ЭДО и обеспечение юридически значимыми документами в единых формах и форматах компаний из разных стран. И последнее – это переход на электронный обмен документами между организациями и самозанятыми.

Материалы выпуска
Решения «Машук» — Центр знаний для трансляторов ценностей
Решения В2С-интерфейс, В2В-возможности. Восемь сервисов для цифровизации компании
Решения Почему коворкинги завоевывают рынок офисной недвижимости
Решения Задали правильный вектор. Как консалтинговая компания выжила в хаосе 90-х
Решения Как в 2023 году продавать товары и услуги в интернете
Решения Импортный бизнес с Китаем: новые возможности
Решения Эффективность на небольшом чеке и другие тренды рекламного рынка
Решения UDV Group создает экосистему решений для промышленной кибербезопасности
Решения Рынок труда-2023. Главные тренды и ожидания
Решения Как маленькая компания выросла в федерального интегратора. История УЦСБ
Решения На Урале придумали, как ускорить кадровый документооборот в 3 раза
Решения Надежные российские IT-программы и сервисы для бизнеса. Список
Решения Зачем на Урале шить бейсболки и откуда на них высокий спрос
Решения ГК PROLINE создаст в Екатеринбурге Центр компетенций для проектировщиков
Решения Какие российские аналоги ИТ-продуктов доступны бизнесу уже сегодня
Содержание
Закрыть