Решения , Екатеринбург ,  
0 

Как пандемия изменила юридический бизнес. Кейс компании LOYS

Как пандемия изменила юридический бизнес. Кейс компании LOYS
Продолжающийся кризис усугубил процесс естественного отбора на рынке. Есть юрфирмы, которые серьезно пострадали, в то время как другие — продолжают успешно работать, развиваться и открывают филиалы по всей стране.

О том, как адвокаты и юристы адаптировались к новым реалиям, в интервью РБК Екатеринбург рассказал заместитель председателя Совета партнеров Адвокатского бюро LOYS Константин Фарберов.

Как пандемия изменила юридический бизнес. Кейс компании LOYS

- Многие отрасли бизнеса сейчас находятся не в лучшем состоянии, повсеместно ощущается кризис, вызванный пандемией коронавируса. Как он отразился на юрфирмах?

- В целом последствия пандемии не могли не сказаться на бизнес-процессах и количестве обращений за юридической помощью. Однако, возможно, в силу нашей специализации (уголовное, корпоративное, банкротное и другие направления), а может, в силу круга задач, который перед нами стоит, мы в LOYS изменений в худшую сторону не почувствовали. Те вопросы и те проблемы, которые были у наших доверителей до пандемии, никуда не исчезли. Более того, некоторые вопросы, наоборот, приобрели актуальность. Поэтому в 2020-2021 годах мы наблюдаем увеличение числа поручений от наших доверителей, и, как следствие – роста компании, в том числе финансового.

В тоже время, претерпел изменение спрос на некоторые виды помощи: к нам обращаются с проблемами, которые всегда существовали, но количество обращений, которые ранее были единичными, становится больше.

Например, за эти два года мы заметили серьезное увеличение обращений, связанных с налоговыми спорами, которые вышли в уголовно-правовую плоскость. В нашей практике есть прецеденты, когда решение налогового органа было принято в пользу налогоплательщика, но в это время следственные органы идут параллельным путем, возбуждают уголовные дела и сами устанавливают размер недоимки, то есть берут на себя функции налогового органа. Изменились и стандарты доказывания по такого рода уголовным делам, причем не в пользу бизнес-сообщества.

Кроме того, в последние годы к нам обращается все больше доверителей по поводу споров с органами федеральной антимонопольной службы, которая в работе стала использовать более «агрессивные» методы, хоть и в рамках закона. При этом сами споры становятся сложнее. В этой связи мы открыли и развиваем «антимонопольную» практику.

Как пандемия изменила юридический бизнес. Кейс компании LOYS

- Кажется, что это не ложится в канву партии, где бизнесу надо помогать, поддерживать.

- Думаю, для Российской Федерации, как и для любого государства, всегда будет актуален вопрос пополнения бюджета, в том числе с использованием уголовно-правового инструмента. Но, надо отметить, что зачастую это происходит в рамках закона. Поддержка бизнеса вовсе не означает позволение бизнесу допускать совершение правонарушений и причинение ущерба бюджетной системе. Очень часто и сам бизнес не всегда готов к динамично изменяющимся тенденциям, в том числе в части возможностей контролирующих органов.

Сейчас налоговые органы, активно развивают, чуть ли не лучшую в мире, систему электронного администрирования, которая дает возможность увидеть все проблемные моменты. Этот цифровой опыт активно принимается таможенными и иными контролирующими органами. То есть цифровая жизнь развивается не только в частном, но и в государственном секторе.

Это дает как плюсы, так и минусы. Бизнес вынужден тесно общаться с контролирующими органами и поэтому начинает «играть» по правилам, это, конечно, плюс. Кто не готов принять эти правила – выбывают со всеми негативными последствиями, что, впрочем, тоже является положительным моментом. Минусом же является «прессинг» тех представителей бизнеса, кто принял новые правила и согласился работать честно, однако имеет последствия за «старые грехи». Здесь, конечно, государственным органам целесообразно подходить к вопросу более «гибко» и дальновидно, но на практике, к сожалению, бюрократическая неповоротливость «государственной машины», бывает, играет во вред.

Как пандемия изменила юридический бизнес. Кейс компании LOYS

- А как отразилась цифровизация на вашей работе?

- Благодаря пандемии сегодня стало возможно полностью вести дела, не выходя из офиса или квартиры. Встречи и консультации, заключение соглашения, ознакомление с материалами дела, подача процессуальных документов, участие в судебных заседаниях – все это и даже нотариальные сделки доступно в онлайн-формате. Вместе с тем, мы являемся сторонниками очного участия в важных встречах и, тем более, в судебных заседаниях, так как считаем, что нет ничего ценнее и информативнее живого общения.

Хотя, конечно, цифровизация коснулась и нашей работы. Вместе с австрийскими коллегами LOYS разработало специализированную программу, которая предназначена для автоматизации работы нашей компании, и дает возможность не только оптимизировать рабочий процесс и перевести весь документооборот в электронный, но и помогает нам избегать конфликта интересов. С ростом количества обращений и открытия филиалов конфликт интересов возникает все чаще, а отследить его все сложнее и сложнее. Например, одно из сотни физических или юридических лиц, являющихся участниками большого корпоративного спора, ранее могло быть участником какого-либо другого спора с участием наших коллег, и вот уже возникает потенциальный конфликт интересов. Есть он или нет решает, конечно, человек, но программа помогает нам выявить этот факт в автоматическом режиме.

Как пандемия изменила юридический бизнес. Кейс компании LOYS

- Поэтому вы вышли за пределы Екатеринбурга и открыли офисы в других городах?

- По большому счету, региональной компанией мы никогда не были. У нас всегда были поручения далеко за пределами Уральского федерального округа. Также мы представляли интересы зарубежных компаний и частных лиц в других юрисдикциях. Бывали даже случаи, когда по требованию доверителя адвокаты должны были быть из другого региона.

Так, например, один из крупнейших банков, с которым работало LOYS, принципиально не привлекал адвокатов региона, где расследовалось уголовное дело, чтобы исключить давление и необъективность.

Как пандемия изменила юридический бизнес. Кейс компании LOYS

Мы понимаем, что новые регионы присутствия – это новая жизнь, новый круг общения и, конечно, развитие для наших коллег, которые переезжают из Екатеринбурга на новое место. Кроме того, это просто удобство. Да, сегодня нет проблем слетать в тот же Владивосток в судебное заседание, как мы это делали много лет подряд. Однако намного удобнее, когда у тебя есть свой офис, в офисе работают люди, которым близки корпоративные ценности и стандарты компании и доверитель может всегда прийти в офис решить текущие вопросы, посмотреть юристу в глаза, поговорить. Все-таки выбор адвоката основан на доверии, которое невозможно наладить удаленно.

Поэтому в 2019 году мы открыли первые офисы в Калининграде и во Владивостоке.

- То есть в следующие два года, когда весь мир страдал от ограничений, связанных с пандемией, вам удалось открыть еще два филиала?

- Да, в 2020 году мы открыли филиалы в Краснодаре и Красноярске. В планах на ближайшие два-три года – еще три филиала. Возможно, они появятся в Казани, Санкт-Петербурге. А дальше – столица. Сейчас офис в Москве не открывает, пожалуй, только ленивый. Но мы приняли решение, что офис там мы откроем одним из последних в нашей стране.

Как пандемия изменила юридический бизнес. Кейс компании LOYS

- Как вы подбираете кадры для новых офисов?

- В любой компании есть определенные корпоративные стандарты и ценности. Мы – не исключение. У нас все стандартизировано – от гонораров до принципов отношений с клиентами. И передать эти принципы и стандарты, даже если мы просто наймем хороших толковых юристов и адвокатов, мы не можем. Поэтому при открытии каждого офиса мы отправляем туда своих опытных коллег из Екатеринбурга.

Мы действуем четко по своему плану и делаем все, «несмотря ни на что». И у нас получается, потому что мы стали первой и единственной адвокатской фирмой из регионов России, которая была оценена международным рейтингом Сhambers and Partners, как федеральная компания.

- При этом, насколько я понимаю, помимо адвокатуры вы занимаетесь еще и просвещением.

Да, с 2015 года LOYS вместе с Уральским государственным юридическим университетом и Федеральной палатой адвокатов РФ выступает организатором Международной научно-практической конференции «Ковалевские чтения», которая каждый год становится местом встречи практикующих юристов, ученых и экспертов в области уголовного права, а также студентов юридического сообщества.

Кроме того, при поддержке LOYS уже дважды была организована выставка фотографий военного корреспондента ТАСС Евгения Халдея – автора уникальных кадров Нюрнбергского процесса и единственного советского фотокора, снимавшего Великую Отечественную войну с первого до последнего дня.

В этом году, несмотря на все общемировые ограничения, нам удалось организовать выставку в Нюрнберге в музее истории Нюрнбергского процесса. Эта выставка имеет значение не только в контексте празднования Дня победы и памяти о Великой отечественной войне, но и для истории юриспруденции, так как трибунал заложил основы уголовного права.

Материалы выпуска
Решения Как в 2023 году продавать товары и услуги в интернете
Решения Импортный бизнес с Китаем: новые возможности
Решения Эффективность на небольшом чеке и другие тренды рекламного рынка
Решения UDV Group создает экосистему решений для промышленной кибербезопасности
Решения Рынок труда-2023. Главные тренды и ожидания
Решения Как маленькая компания выросла в федерального интегратора. История УЦСБ
Решения На Урале придумали, как ускорить кадровый документооборот в 3 раза
Решения Надежные российские IT-программы и сервисы для бизнеса. Список
Решения Зачем на Урале шить бейсболки и откуда на них высокий спрос
Решения ГК PROLINE создаст в Екатеринбурге Центр компетенций для проектировщиков
Решения Какие российские аналоги ИТ-продуктов доступны бизнесу уже сегодня
Решения Сотрудники УГМК заправят авто по топливным картам от «Газпром нефти»
Решения Фонд «Эмпатия» выделит 200 млн руб. на ежемесячную премию педагогам
Решения «Без вина мы не останемся». Как винный рынок переживает кризис
Инструменты ВАТС за 10 минут. Как подключить облачную телефонию «Ростелекома»
Содержание
Закрыть