Облачный рынок — один из самых перспективных сегментов в сфере IT. Даже во время кризиса он не потерял темпов развития. Три крупнейших мировых облачных провайдера Amazon Web Services, Microsoft Azure и Google Cloud по последним данным 2021 года показывают существенный рост выручки по сравнению с прошлым годом. Не отстают от мировых лидеров и российские компании. Выручка МТС от облачных и цифровых решений выросла на 35% по промежуточным результатам этого года.
О том, как облака помогают оптимизировать затраты, ускорять бизнес-процессы и избегать потерь от технологических и экономических форс-мажоров, - в материале РБК.
Кому нужны облака
Облачные технологии находят себе применение в разных сферах бизнеса: от банков до дизайн-бюро и рекламных агентств. По данным провайдера #CloudMTS, в Свердловской области чаще всего облачные сервисы подключают предприятия ритейла – на их долю приходится до 35% клиентского портфеля. На долю транспортных и логистических компаний – 20%, организаций ЖКХ и энергетики – 18%. Также облачные сервисы начали активно использовать государственные и муниципальные учреждения.
Итогов этого года еще нет, но, по словам представителей компании, темпы подключения к облакам остаются на прежнем уровне. Распределение по сегментам рынка тоже сохраняется.
Эксперты считают, что молодые компании гораздо проще адаптируются к цифровым условиям, получая конкурентное преимущество, в отличие от устоявшихся фирм и компаний, которым иногда трудно перестроить сложившуюся годами систему работы. Однако, реальность намного разнообразнее.
В 2020 году в облако МТС перешла одна из крупнейших российских авиакомпаний – UTair. На облачную площадку перенесены системы, связанные с управлением операционной деятельностью, бухгалтерией и финансами. «Последствием перехода в облако стало сокращение на четверть издержек, связанных с эксплуатацией ИТ-инфраструктуры, и увеличение скорости работы клиентских сервисов в пять раз», - отмечает директор филиала МТС в Свердловской области Андрей Елизаров.
Кроме того, «УГМК-телеком» использует облачные вычислительные ресурсы для хранения и обработки видеоизображений, получаемых с камер наблюдения.
В облака перенесены и системы учета потребления основных энергоресурсов комбината «Электрохимприбор» в городе Лесной, одного из ведущих предприятий ядерно-оружейного комплекса госкорпорации «Росатом». Помимо зданий самого комбината, удаленный контроль энергопотребления внедрен на городской фильтровальной станции, водопроводной станции, в отделении госбанка, в санатории, профилактории, гостинице, общежитии и других социально-бытовых объектах. Предприятие решило перейти в облако, чтобы не только контролировать расход ресурсов, дистанционно собирать и систематизировать эти данные, но также, чтобы оперативно сигнализировать о возникновении нештатных ситуаций.
Что дают облака
Одни компании делают ставку на резервное хранение и архивацию данных, тестируют новые продукты в облаке до массового запуска. Другие используют весь спектр возможностей облачных платформ и переносят на их мощности практически все бизнес-процессы. Но главное - "облака" позволяют экономить время и деньги.
Практически каждой компании для нормальной работы нужен, как минимум, сервер для хранения и обработки данных, программное обеспечение, каналы обмена данными. Владельцу бизнеса приходится покупать дорогостоящее ИТ-оборудование, ждать его поставки, обеспечивать его электричеством и сопутствующей инфраструктурой. Это — деньги, которые нужно сначала вынуть из оборота или взять кредит, а потом — регулярно тратить средства на обслуживание и ремонт оборудования. Облачные сервисы позволяют свести такие затраты к небольшим операционным расходам. Причем, облачные мощности нет необходимости покупать «на вырост»: компания оплачивает ровно тот объем услуг, которым она пользуется в каждый конкретный период времени.
Недавно в облако #CloudMTS перешла компания «ИРТех», которая занимается разработкой комплексных решений для поддержки инновационного развития отечественных образовательных систем. Продукты компании используют образовательные организации более чем шестидесяти регионов России, а сам бизнес занимает свыше 30% рынка программного обеспечения в своем сегменте.
Облачные технологии «ИРТех» будет использовать для доработки и тестирования уже существующих и запуска новых программных продуктов в облачной среде. Применение облачных сервисов позволит в разы ускорить процессы за счет централизации в облаке и одновременного доступа к ним всех задействованных команд тестировщиков и разработчиков, а также за счет отсутствия необходимости самостоятельно закупать и настраивать ИТ-оборудование.
«Наша компания работает на рынке более двадцати лет, и с каждым годом объем решаемых задач увеличивается, что требует больших ресурсов и ИТ-мощностей для разработки. Мы отдали предпочтение облаку как более производительному решению и в то же время более экономичному по сравнению с «физическими» серверами для работы с большими объемами данных», — отметил генеральный директор АО «ИРТех» Олег Исайкин.
Более того, крупные облачные провайдеры могут обеспечить высокий уровень надежности и безопасности, чем если бы компания занималась этим самостоятельно. К примеру, #CloudМТS располагает собственными дата-центрами, связанными собственными магистральными каналами связи, и дублирует абсолютно всю инфраструктуру — от кластеров хранения данных до источников питания. Кроме того, крупные провайдеры имеют развитые системы защиты от кибератак с собственным SOC (security operations center) и круглосуточным мониторингом рисков.
Как выбрать облако
Какие именно облачные сервисы нужны той или иной компании, зависит от характера решаемых задач. Если это торговый бизнес, а клиенты начали больше покупать в онлайн или наступили распродажи, то можно быстро расширить e-commerce-составляющую с помощью ресурсов облака. Если компания имеет широкую региональную сеть, то можно разместить на облачной платформе ключевые ИТ-системы, тем самым предоставив к ним централизованный доступ всем филиалам.
При выборе поставщиков ИТ-решений нужно ориентироваться на надежность облачной платформы, уровень ее защищенность и качество обслуживания клиентов. Например, облако #CloudМТS базируется в собственных дата-центрах, которые территориально распределены по всей стране, -- это гарантирует высокую надежность и катастрофоустойчивость работы.
Также стоит обратить внимание на уровень развития услуг — функционал, простоту их подключения и управления, стабильность и скорость работы. Как правило, крупные провайдеры имеют в своём арсенале целый ряд сервисов: хранение и обмен корпоративными данными, резервное копирование, решения для организации виртуальных рабочих столов, а также сервисы информационной безопасности, такие как антивирус для облака, защита от DDoS-атак и другие. Бизнесу удобнее получать разные решения у одного поставщика, по одному договору.
Важно также узнать, позволяет ли облако провайдера работать с персональными данными в соответствии с требованиями закона. У провайдера должны быть лицензии ФСТЭК и ФСБ, аттестованные сервисы. Хорошо, если аттестат можно посмотреть на сайте компании.
«Уровень защиты современных облачных платформ настолько высок, что позволяет хранить и обрабатывать в облаке не только персональные данные, но и государственные информационные системы (ГИС) в соответствии с законом. Например, в нашем облаке доступны специализированные сервисы для работы с персональными данными и ГИС, аттестованные по самым высоким требованиям. Для персональных данных это уровень УЗ-1, для ГИС — первый класс защищенности К1», - комментирует директор филиала МТС в Свердловской области Андрей Елизаров.
Что еще могут облака
Крупный российский бизнес активно использует ресурсы VDI (Virtual Desktop Infrastructure, виртуальные рабочие столы), которые предоставляют доступ к корпоративным системам из облака. Облачные провайдеры могут в короткие сроки организовать инфраструктуру виртуальных рабочих столов. При этом компания будет защищена от рисков утечки данных, так как сотрудникам не придется переносить информацию на личные компьютеры. Протестировать VDI можно бесплатно в течении двух недель.
В отличие от бесплатных облачных хранилищ, сервисы для бизнеса гарантируют сохранность информации, — это закрепляется в договоре с провайдером. Можно также разграничить права доступа и автоматизировать процессы, направляя конкретным сотрудникам отчеты и выгрузки по документам и их движению. Например, сервис Диск#СloudМТS позволяет расширить права администратора или добавить новые роли. Это решение особенно востребовано среди небольших компаний.