В социальных сетях зарегистрировано огромное количество пользователей. По данным Hootsuite, в 2020 году в мире было 3,8 млрд активных пользователей социальных сетей. Это 49% всего населения. Согласно последним подсчетам Mediascope, количество пользователей «ВКонтакте» в России составляет 73 млн человек, Instagram — 59,4 млн, а Facebook — 39,7 млн. И большинство из этих пользователей — покупатели. Тем не менее руководители некоторых компаний считают, что продвигаться в соцсетях бесполезно, потому что их аудитория «слишком серьезная и взрослая для этого». Особенно это касается B2B-сегмента. Якобы директора заводов в интернете не сидят и информацию там не ищут. А если в интернете лиц, принимающих решения, нет, то «и делать там нечего». Но это не так. Мир меняется. Старые директора заводов меняются на новых. Да и старые директора сами по себе тоже меняются.
Сегодня мир пришел к тому, что если человек хочет что-либо узнать о компании, он первым делом ищет ее в соцсетях. Если бизнеса там нет – возникают вопросы: может, компания умерла, ведь обновления на официальных сайтах появляются не так часто, а может, ее представители и товар – неинтересные и им совсем нечего о себе рассказать.
Директор диджитал-агентства Staratel Андрей Кривков считает, что практически во всех отраслях бизнеса соцсети могут помочь достижению коммерческих целей. Причем, по его словам, не всегда нужно рекламировать исключительно товар или услугу. Иногда более действенным методом будет продвижение личного бренда руководителя компании. «И тогда, – добавляет руководитель отдела SMM диджитал-агентства Staratel Ева Чувичкина, – через одну персону вырастут не только продажи, но также закроются задачи по PR и HR».
Но просто появиться в социальных сетях и закрыть этим все свои задачи – невозможно, уверяют эксперты. Для того чтобы все сработало, нужно пройти как минимум три основных этапа. Что это за путь и кто должен заниматься социальными сетями – в материале РБК+ Екатеринбург.
Этап первый: определение стратегии
Стратегия – это основа любой работы в социальных сетях. Главный вопрос, на который она должна ответить, – чего компания хочет добиться и в какие сроки, кому она будет предлагать свои товары, как она это будет делать и на каких площадках. Цели могут быть разные: рост продаж, увеличение посещаемости сайта, расширение целевой аудитории, появление новых клиентов, повышение узнаваемости бренда, популяризация взглядов и ценностей компании, а также улучшение репутации и создание желаемого образа в глазах потребителя.
На этапе определения стратегии нужно изучить целевую аудиторию компании. Это не только такие характеристики, как пол, возраст, география присутствия, доход и семейный статус, но и психографические черты (ценности и стиль жизни), мотивы потребления, критерии выбора продукта и так далее. Для такой глубокой аналитики существует множество специальных сервисов и программ.
«Например, есть сервисы, которые анализируют подписчиков ваших конкурентов и сегментируют их от типа личности до того, в каких словах они чаще допускают ошибки», – рассказывает директор диджитал-агентства Staratel Андрей Кривков.
Более того, на этапе определения стратегии нужно изучить подход конкурентов к продвижению в социальных сетях, чтобы максимально от них отстроиться.
Исходя из этих данных, будет понятно, каким станет стиль бренда, в какой тональности ему стоит строить коммуникацию и в каких социальных сетях его присутствие будет максимально успешным для достижения поставленных задач.
Проблема может возникнуть в том, что большинство специальных сервисов для изучения аудитории стоит немалых денег. А такой сервис и анализ понадобится далеко не один. Потому что подробное изучение аудитории в дальнейшем поможет на рекламе – точнее настроить таргет и не тратить деньги на ту аудиторию, которой ваше предложение будет неинтересно. Нанять фрилансера под эту задачу – тоже не лучший вариант. Он может разбираться в контенте – делать тексты, публикации, – но не видеть и не понимать общую картину того, куда идет компания и какая у нее цель. Да и стратегию, которая каждые полгода может требовать корректировки, он вряд ли станет пересматривать.
Этап второй: создание креативной концепции
Одной стратегии для развития компании в социальных сетях – мало. Она дает исключительно вектор развития и ставит четкие цели и KPI, которых компания хочет достичь. Креативная концепция же отвечает на вопрос, каким образом эти задачи будут достигнуты.
Во главе концепции лежит одна базовая идея, на основе которой разрабатывается, как визуально будут выглядеть сообщества и как будет устроена таргетированная реклама.
«Ювелирный дом Maxim Demidov, когда пришел к нам, по сути, являлся витриной товаров в Instagram. Они просто публиковали предметные фото своих изделий. После формирования стратегии и креативной концепции мы предложили не только иначе снимать украшения, но и расширить целевую аудиторию за счет понижения возраста покупателей. И это сработало. Сейчас в рамках одной страницы Instagram бренд продает украшения как за несколько десятков миллионов рублей дамам в возрасте, так и молодежи за несколько десятков тысяч рублей. И оба вида контента органично дополняют друг друга», – объясняет руководитель отдела SMM диджитал-агентства Staratel Ева Чувичкина.
Также креативная концепция предусматривает механики вовлечения аудитории, визуальный стиль сообществ, формат общения с аудиторией и то, как будет масштабироваться узнаваемость бренда через креативные интеграции с другими брендами, селебрити и компаниями.
Этап третий: продакшн и комьюнити-менеджмент
Когда теоретические вопросы решены – время переходить к практике и разработать контент-план. Он состоит из тем публикаций на целый месяц (или дольше) для каждой из выбранных в стратегии социальных сетей. Также на этом этапе разрабатывается дизайн и визуальные решения постов.
«Визуал можно делать и на базе стоковых фоток. Но так поступают многие, и поэтому сегодня это начинает раздражать аудиторию. Ведь существуют разные варианты создания контента, и исходят они всегда из бюджета компании и целей. Для одного из наших клиентов – «ШампуриКО» – мы используем live-контент, снятый на телефон. Для другого – Maxim Demidov – снимаем украшения в студии в формате Ultra HD 6k, используя большой арсенал операторского и осветительного оборудования. И обе компании достигают своих целей и KPI», – утверждает директор диджитал-агентства Staratel Андрей Кривков.
Когда контент-план прописан и определен визуал, можно заняться публикацией постов. Делать это лучше через спецсервисы, которые помогают выкладывать контент в максимально нужное и эффективное для продвижения время.
Для наибольших охватов стоит использовать интеграции с лидерами мнений. Причем использовать не только блогеров-миллионников, но и нано-инфлюенсеров.
«Инфлюенс – очень эффективный инструмент по охватам, уровню доверия и стоимости. Блогер с 10 тысячами подписчиков иногда может дать такой же охват, как рейтинговое региональное СМИ. Но не стоит доверять каждому блогеру – изучайте его подписчиков. Порой у инфлюенсера со 100 тысячами подписчиков половина может быть «мертвыми душами», а вашей реальной целевой аудитории там будет 3%», – объясняет руководитель отдела SMM диджитал-агентства Staratel Ева Чувичкина.
Публикация постов – не финальная точка SMM. C аудиторией нужно общаться как в комментариях к постам, так и в личных сообщениях. Причем большая часть работы будет заключаться в нивелировании негатива, чтобы сделать из недовольного клиента адепта бренда.
Грамотный специалист сможет отслеживать все реакции и комментарии пользователей. SMM-метрики расскажут об охватах одного поста, количестве реакций на него, а также об упоминаниях бренда. Коммерческие метрики покажут количество переходов на сайт из соцсетей, конверсии и средний чек клиентов.
Но стоит знать, что SMM работает вдолгую: предлагает потенциальному клиенту задуматься о своих потребностях, формирует спрос и только потом дает продажи. То есть результата можно ждать и месяц, и год.
Кто должен заниматься SMM
Можно обратиться к частному фрилансеру или к специализирующемуся на SMM-продвижении агентству, а можно нанять собственного сотрудника в штат. Идеального решения, кого выбирать под ваш проект, нет, но есть рекомендации.
Фрилансер может подойти, если проект небольшой и соцсети для него – дело второстепенное. Оплата за его услуги будет ниже, чем работа с агентством или наймом специалиста в штат. Но есть свои минусы. Например, фрилансер может просто пропасть или сорвать оговоренные сроки. Более того, зачастую такой специалист не располагает полным комплектом знаний и компетенций для успешного выполнения работы от начала до конца. Если потенциальный исполнитель говорит, что кроме SMM он занимается и контекстной рекламой, и разработкой сайтов, и даже копирайтингом, не спешите его нанимать – быть успешным специалистом во всем, что касается интернет-продвижения, невозможно. Да и крупный проект, где только на общение с аудиторией будет уходить 24 часа из суток, он вряд ли сможет осилить.
То же касается и найма сотрудника в штат. Единственное отличие от фриланса – он будет ходить в офис, и контролировать его будет легче. Возможен вариант собрать в компании целый отдел, который будет заниматься SMM. Но тут уже стоит считать экономическую целесообразность.
Диджитал-агентства имеют большое количество кейсов. Найти рекомендации и отзывы об их работе гораздо проще, чем в случае с фрилансером. Такие компании предоставляют комплексный подход: в штате компании будут сотрудники разной специализации: от маркетолога до креативного дизайнера. Да и возраста они, скорее всего, тоже будут разного — что даст на этапе креатива разное видение одной истории для аудитории разного возраста.
Сотрудники специализированных агентств мониторят соцсети на негатив, умеют с ним работать, а также систематически предоставляют заказчику отчеты о проделанной работе, что упрощает контроль над ней. Ну и, наконец, диджитал-агентства дают гарантии, заключают договоры. И эти услуги всегда можно списать по налогам.