Оборот российского рынка интернет-торговли, по итогам 2020 года, вырос почти в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом — до 3 трлн руб. Такие данные в декабре озвучил глава Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. По подсчетам аналитиков АКИТ, доля e-commerce в общем торговом обороте России достигает сегодня 11%.
Из-за ограничений, связанных с введением противопандемийных мер, в первую очередь — закрытия офлайн-магазинов, потребители были вынуждены перейти на покупки в интернете. И не только розничные покупатели, но и предприятия. Многим компаниям понадобилось срочно обновить парк компьютерной техники, чтобы обеспечить ей сотрудников, переведенных на «удаленку».
За прошлый год число покупателей корпоративного сегмента выросло у нас на 20%, — такие цифры приводит Елена Ворошилова, руководитель отдела корпоративных продаж филиалов компании «Ситилинк» в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Тюмени.
Она рассказала РБК+, как компания выстраивает работу в В2В-сегменте.
Многие воспринимают «Ситилинк» исключительно как розничного ритейлера электроники и бытовой техникой. Как давно вы развиваете корпоративный сегмент?
— Работа с В2В-сектором была у нас изначально. Сегодня мы сотрудничаем с бизнесом любого масштаба — от индивидуальных предпринимателей до промышленных корпораций. В Свердловской области в число наших постоянных клиентов входит Уральская горно-металлургическая компания, «Сима-ленд». В Тюменской области мы сотрудничаем с компанией «Строительный двор», которая торгует всем необходимым для строительства и ремонта.
Наиболее популярный товар у корпоративных заказчиков — компьютерная и оргтехника?
— Эти позиции, конечно, очень востребованы, но я бы не стала говорить, что покупают только их. Офис — это ведь тот же дом, куда необходимы холодильники, микроволновки, кофе-машины, электрочайники, и многое другое. Все это разом можно закупить у нас.
Во время пандемии, когда всех перевели на удаленку, когда бизнесы закрывались, объемы ваших продаж, по сути, должны были снизиться…
— Но этого не произошло. Мы фиксировали несколько скачков в продажах. Например, с апреля по сентябрь продажи ноутбуков выросли на 32% по сравнению с тем же периодом 2019 года. А количество проданных веб-камер подскочило сразу на 307% — предприятия организовывали удаленные офисы, требовалась аппаратура.
Да и работает «Ситилинк» не только с коммерческими структурами. У нас много контрактов со школами, больницами, градообразующими предприятиями. Мы ведь продаем не только технику — у нас можно купить канцелярские товары, офисную мебель, программное обеспечение. А в пандемию мы еще ввели в ассортимент товары первой необходимости.
Чем работа с розницей отличается от работы с корпоративным покупателем?
— Во многом работа схожа: любой покупатель хочет получить понятный товар по понятной цене и в комфортных для него условиях. Многие корпоративные клиенты вначале были просто розничными покупателями. Несколько раз приобрели что-то для себя, оценили нашу работу, а затем зарегистрировали одну или несколько организаций в личном кабинете и стали делать закупки уже от имени организации.
Конечно, в корпоративном сегменте больше требований к оформлению документов, к объему закупки, к возможности получить конкретный товар прямо здесь и сейчас. Мы все это легко организуем. В инфраструктуре компании более 800 магазинов и пунктов выдачи заказов в 360 городах России. В продуктовом портфеле порядка 1000 мировых брендов и 90 000 наименований компьютерной, цифровой, бытовой техники и других категорий товаров, включая садовую, автомобильную электронику, офисную мебель, канцелярию.
Но все это не представлено в зале, это нельзя пощупать руками…
— На нашем сайте присутствуют качественные фотографии товара, здесь можно ознакомиться с отзывами и прочитать обзоры на технику, посмотреть популярность продукта среди наших покупателей. К тому же мы даем возможность вернуть товары надлежащего качества. Конечно, она заложена в действующем законодательстве, но мы расширили эту возможность, включив специальные правила в программу лояльности компании.
Корпоративным клиентам особенно важно, чтобы в одном месте можно было закупить сразу 25 одинаковых ноутбуков. В наших магазинах это возможно. Причем клиенту даже не придется куда-то ехать: все операции совершаются онлайн, через личный кабинет.
Но при этом у вас в магазинах есть отдел по работе с корпоративными клиентами?
— У нас действительно очень много корпоративных клиентов, поэтому в наших магазинах есть соответствующие отделы. Официальный рабочий день менеджеров с 9 до 18. Наши специалисты помогут офлайн подобрать товары под задачи конкретного бизнеса, окажут профессиональную консультацию и ответят на возникшие вопросы. Но все эти процессы также можно вести онлайн. В прошлом году мы запустили диалоговый интерфейс в Telegram, теперь решить, возникший вопрос, внести изменения в детали заказа, получить консультацию можно еще быстрее.
Сегодня более 80% заказов в корпоративном сегменте оформляется через «Личный кабинет» пользователей. Там можно увидеть всю информацию по покупкам — от формирования закупки до оплаты. Если клиент пользуется сервисом «B2B-платежи» через Сбербанк.Бизнес, оплата поступает моментально. Если оплата на расчетный счет, совершить покупку можно при помощи менеджера на следующий день.
Кроме того, у нас введен электронный документооборот — все бумаги по сделке сразу приходят в бухгалтерию. Если у клиента есть водители, экспедиторы, которые забирают товар, они уже никаких накладных не потеряют — бухгалтер получит их сразу в электронном виде.
Рынок, на котором работает «Ситилинк», можно назвать высококонкурентным. Почему клиент выбирает вас?
— Если говорить именно о В2В-сегменте, мы сегодня уделяем этому направлению особое внимание, последовательно его развиваем, подстраиваем свои предложения под запросы клиентов. Это касается и ассортимента, и поиска нужных товаров, и возможности выдать заказ в определенный временной слот — такой сервис, по-моему, мало где существует.
Наши цены также конкурентны. Благодаря прямому сотрудничеству с большим количеством поставщиков мы гибко подходим к формированию предложения для клиентов. Мы можем предоставить различные варианты под бюджеты и потребности наших клиентов. Для постоянных клиентов у нас существует программа лояльности, статус клиента в ней влияет на цены товаров.
Справка
«Ситилинк» — одна из крупнейших сетей магазинов электроники и бытовой техники, входит в ГК Merlion. На рынке с 2008 года..
В инфраструктуре компании — интернет-магазин citilink.ru, более 800 магазинов и пунктов выдачи заказов в 360 городах России.
В портфеле услуг — сборка компьютеров, установка техники, подборка расходных материалов, электронные ключи и подписи, защита покупки и имущества, а также иные цифровые услуги.
«Ситилинк» занимает:
- 1 место в исследовании Data Insight «Онлайн-рынок бытовой техники и электроники» (период июль 2018-июнь 2019);
- 2 место в рейтинге TOP-100 крупнейших магазинов России E-Commerce Index 2019 Data Insight;
- 8 место в рейтинге «10 главных продавцов Рунета» по версии Forbes.