По данным Data Insight, большинство покупателей, перешедших в онлайн за время карантина, продолжает и дальше покупать в интернете. Уже в сентябре количество онлайн-заказов превысило показатели пиковых месяцев самоизоляции, составив 62,5 млн — это на 2,5% выше прежнего рекорда, зафиксированного в мае, и на 62% больше, чем в сентябре 2019-го. Тренд сохранится минимум до 2024 года, прогнозируют аналитики. Как работают маркетплейсы, разберем на примере торговой площадки Ozon, продавцами которой являются уже более 18 тыс. предпринимателей со всей страны.
Маркетплейс — интернет-площадка, на которой тысячи продавцов продают миллионы товаров. Он напоминает торговый центр со множеством бутиков — здание одно, а магазинов много. Но весь их ассортимент — в смартфонах и компьютерах миллионов людей. Цель маркетплейса — обеспечить эффективное взаимодействие между покупателем и продавцом. Он избавляет предпринимателей от необходимости вкладываться в создание, поддержку и продвижение собственного интернет-магазина. Покупатели получают огромный ассортимент, а продавцы — лояльную аудиторию клиентов, помощь в логистике и возможность масштабировать продажи на всю страну.
Как продавать на Ozon
Начать зарабатывать на Ozon просто: у селлера должно быть зарегистрированное ООО или ИП и, конечно, товар. Далее нужно пройти регистрацию в личном кабинете, загрузить фотографии товаров и их описание, выбрать удобную схему работы.
Селлерам Ozon предлагает на выбор две схемы работы.
1. FBS (fulfillment by seller) — отгрузка со своего склада. Продавец самостоятельно комплектует, упаковывает заказ и передает его в службу доставки Ozon. Как только в личном кабинете продавца появляется уведомление о новом заказе, запускается отсчет времени — у селлера есть 24 часа на то, чтобы собрать и упаковать заказ в соответствии с правилами торговой площадки, а также передать его курьеру или самостоятельно привезти в пункт приема Ozon.
Особенности схемы FBS:
- Позволяет быстро стартовать на Ozon.
- Поскольку товар остается на складе продавца, он может выставлять его на нескольких площадках одновременно.
- Крупногабаритные и тяжелые товары выгоднее отгружать с собственного склада.
- Если вес товара превышает 25 кг, а длина составляет более 120 см, возможен только вариант FBS.
2. FBO (fulfillment by Ozon) — отгрузка со склада Ozon. Продавец заранее поставляет товары на склад площадки, где по мере поступления заказы обрабатываются и отправляются покупателям.
Особенности схемы FBO:
- Предпринимателю не нужно решать вопросы с доставкой заказа до клиента.
- Если покупатель заказал несколько товаров, он получит их в одной коробке – это удобнее и дешевле.
- Доставка товаров объемом меньше 1 литра на FBO стоит 35 рублей, тогда как на FBS — 75 рублей.
Как с Ozon работает бизнес Екатеринбурга
Перейдем к практике. Рассмотрим кейсы двух компаний, которые продают товары через торговую площадку Ozon. Одна из них отгружает товар со своего склада, а другая использует склад маркетплейса.
Гипермаркет «Маркер Игрушка» использует схему отгрузки FBS — товары компания продает со своего склада в Екатеринбурге. Большой торговый центр и склад расположены в одном месте. На Ozon компания вышла в декабре 2019 года, количество товарных позиций тогда не превышало 400. Менее чем за год ассортимент на онлайн-площадке разросся до 2 000 товарных позиций, и это не предел, уверяют в компании.
В личном кабинете на Ozon менеджер указывает остатки товаров и цены, по которым будут осуществляться продажи.
«Каждый день к нам приходит очень много заказов, мы их обрабатываем и отдаем на сборку непосредственно на своем складе. Таким образом мы подтверждаем, что заказ будет отгружен. В определенный момент собранную партию заказов мы отвозим в Ozon. Там проводят приемку и переадресовывают в соответствии с заказами клиентам по всей России», — объяснила менеджер компании «Маркер Игрушка» Юлия принцип сотрудничества с маркетплейсом.
Она также отметила, что за короткое время сотрудничества с Ozon заметно увеличились объемы продаж.
«Продажи улучшились за счет того, что на площадке мы расширяем товарную линейку. В результате — выбор большой, очень широкая аудитория подпадает под этот ассортимент, поэтому растет и количество заказов, и объем продаж», — поделилась она.
В планах компании — отгрузить на склад Ozon крупную партию товара и протестировать FBO, вторую схему работы с поставками на склад площадки.
К слову, о FBO. По этой схеме в Екатеринбурге работает компания «Гвура». Завод производит посуду с антипригарным покрытием и стеклянные крышки под брендом JARKO. В 2019 компания зарегистрировалась на маркетплейсе, чтобы самостоятельно управлять ассортиментом, ценами и акциями. До этого они сотрудничали с Ozon по договору поставки.
Компания «Гвура» поставляет продукцию на склады Ozon в Екатеринбурге и Хоругвино Московской области. Процесс взаимодействия с маркетплейсом объяснила менеджер компании Татьяна:
«Учитывая, что мы уже работали с Ozon по договору поставки, у нас все карточки на товар были заведены, ассортимент уже представлен. Мы формируем ассортимент на свое усмотрение и отправляем товар на склад Ozon. На сайте площадки отмечается, что товар в наличии, и потребители могут его заказывать. А там уже маркетплейс сам обрабатывает заявки и отправляет товар покупателям».
По словам Татьяны, заводу удобнее поставить сразу 3-4 паллета продукции на склад маркетплейса, чем собирать и отправлять заказ для каждого клиента.
«Завод — это непрерывный цикл производства, мы не можем по одной, по две штуки товара отгружать по заявкам. Поэтому нам нравится такой принцип работы», — обосновала менеджер выбор схемы FBO.
Выбор способа отгрузки зависит от товарооборота, габаритов товара и возможностей продавца. Можно работать по одной из схем, а можно совмещать обе, преследуя ключевую цель — выйти на новые рынки и увеличить продажи.
Маркетплейс: эффективная платформа для бизнеса
Рынок электронной коммерции неизбежно переходит на платформенную модель, потому что она удобна как для покупателей, так и для предпринимателей. Ведь маркетплейс готов решать множество бизнес-задач: забрать на себя всю рутину с доставкой и оплатой товара, обеспечить логистику и широкую сеть точек выдачи заказов по всей стране, привести в магазин продавца на площадке многомиллионную армию лояльных клиентов.
Используйте эти возможности для развития бизнеса и инструменты для продвижения, чтобы наращивать продажи по России, предлагайте покупателям через маркетплейс качественный товар по адекватной цене, и масштабирование не заставит себя долго ждать.