Перед средним и крупным бизнесом встал вопрос внедрения отечественных технологий, а перед государством — необходимость повысить уровень владения критическими технологиями в базовых отраслях.
С девяностых годов российская экономика прочно встроилась в мировую систему разделения труда. Существенная часть разработок шла от иностранных компаний, а российские научные центры, университеты и отраслевые институты сконцентрировались на фундаментальных исследованиях или начали выполнять сервисную функцию. Тогда и сформировались устойчивые управленческие и экономические модели, а предприятия стали подбирать под них кадровый состав.
Сегодня, когда многие зарубежные технологии оказались недоступными, можно ожидать развития российских компаний и выстраивания эффективной экономики, только если изменить существующее положение дел.
Технологическое развитие нельзя рассматривать в отрыве от вопроса подготовки кадров, объяснил вице-президент СОСПП Александр Породнов.
«На сегодняшний день есть запрос к системе образования: подготовить инженеров-технологов, инженеров-конструкторов с управленческими компетенциями и инженеров-визионеров, которые обеспечивают научно-технологический задел. Если по первой категории университеты закрывают потребности, то по оставшимся двум — ситуация сложнее. Раньше эти функции закрывались за счет массового использования иностранного оборудования и технологий. Сегодня нужно выстраивать систему подготовки специалистов, и вузы сами по себе не справятся», — подчеркнул Александр Породнов.
Поэтому нужно сделать так, чтобы университеты и промышленники теснее взаимодействовали. Но пока они разговаривают на разных языках, подтвердил помощник полпреда в УрФУ Евгений Гурарий. По его мнению, все научные исследования и разработки должны быть ориентированы на запросы, которые поступают от бизнеса.
Положительным опытом он назвал систему научно-образовательных центров (НОЦ). Например, Уральский межрегиональный НОЦ, который объединяет вузы и предприятия Свердловской, Челябинской и Курганской областей, разрабатывает технологии для машиностроения, энергетики, транспорта, медицины и космоса. Такая кооперация позволяет в том числе привлекать деньги из федерального бюджета.
«Почему мы используем инструмент НОЦ? Всегда было восприятие, что наука — это федеральные полномочия. После того как появился НОЦ, мы чувствуем вовлечение регионов в научно-технологическую повестку в административном и финансовом плане», — объяснил Евгений Гурарий.
Еще одним форматом взаимодействия вузов и бизнеса должен стать кампус. Они создаются во многих региональных центрах, в том числе и в Екатеринбурге. «Это должен быть не чисто девелоперский или чисто образовательный проект, а насыщенное пространство в интересах предприятий», — говорит помощник уральского полпреда.
Однако пока кампусы не закрывают потребностей бизнеса. У предпринимателей нет стимула становиться резидентами.
«Дело в том, что кампусы как объект недвижимости будут находиться в государственной собственности, а помещения — передаваться бизнесу в аренду. На этих площадях бизнес может установить испытательное оборудование, оборудовать аудитории и привлекать студентов. И на этой стадии возникает вопрос: а зачем нам это нужно? Ведь у предприятий есть свои лаборатории и научные центры», — сказал директор Челябинского цинкового завода Павел Избрехт.
Поэтому Союз промышленников и предпринимателей Челябинской области готовит обращение к губернатору с предложением, во-первых, зафиксировать размер арендной ставки и, возможно, ввести субсидирование со стороны государства, а во-вторых, предоставить льготные кредиты на приобретение лабораторного оборудования.
Некоторые крупные компании, присутствующие в регионе, развивают собственные инструменты подготовки и развития высококвалифицированных кадров. В Трубной Металлургической Компании (ТМК) эту тему курирует Корпоративный университет TMK2U. В арсенале TMK2U более 500 обучающих программ, а для привлечения кадров он работает с ссузами и вузами, в том числе с Уральским федеральным университетом. Пять лет назад TMK2U и УрФУ запустили магистерскую программу «Управление металлургическим предприятием».
«Мы — функциональное звено, которое создает связь между государством, индустриальным партнером и вузами. Если внутри организации есть корпоративный университет, то это позволяет быстрее интегрировать выпускников в работу предприятия. Мы проводим стажировки преподавателей вузов по нашим проектам. Они могут вживую посмотреть на технологии, которые есть на наших предприятиях, и воспользоваться полученными знаниями, чтобы стать более эффективными», — рассказала заместитель гендиректора по управлению персоналом ТМК — директор корпоративного университета TMK2U Елена Позолотина.
Общая площадь учебных полигонов TMK2U, расположенных на всех крупных предприятиях ТМК, составляет 10000 кв. метров. Такая форма обучения позволяет подготовить выпускников к работе на предприятии, дать им возможность поработать на современном оборудовании, побывать на реальном производстве.
«Корпоративный университет — та самая форма быстрого мостика, который позволяет достичь быстрых результатов. Мы ждем публичных обсуждений новых форм образовательной деятельности. Мы заинтересованы детально и подробно обсуждать с вузами нюансы обучения», — добавила Елена Позолотина.