В основе бизнеса «Джи-Эко» лежит «всеядная» технология, перерабатывающая те виды пластика, с которыми не любят работать другие производители. Но Михаил Кичигин решил построить работу не на технологии, а на идее.
«Я искал не просто прибыльное дело — такое у меня в тот момент уже было, — а бизнес для души, — рассказывает предприниматель. — Наткнулся на франшизу, которая зацепила меня своей идеей — утилизировать пластик и делать из него что-то полезное, красивое, долговечное. Эта моя тема. Никогда не понимал, почему люди на природе оставляют после себя одноразовую посуду и бутылки, плавающие в реке».
Плацдарм для инвестиций
Новый бизнес Михаил и его партнеры хотели открыть в Москве. Рассматривали и другие варианты — Пермь, Челябинск, Тюмень, но везде подобные франшизы или уже работали, или собирались открыться. Франчайзер — компания «Умная SREDA» — предложил запустить производство в Свердловской области. Кичигин согласился, хотя регион был ему абсолютно незнаком.
«К тому времени я объездил всю страну, но в Екатеринбурге не был ни разу, если не считать пересадки в аэропорту», — вспоминает Михаил.
Перед запуском производства бизнесмен и в прошлом боевой офицер решил провести разведку новой территории, найти союзников и создать плацдарм, с которого «Джи-Эко» начнет свое «экологическое наступление».
«Я написал письмо в областное Агентство по привлечению инвестиций (АИСО), затем позвонил и пообщался с заместителем гендиректора. Спросил, можем ли быть полезны региону. Оказалось, можем. Мы встретились и поговорили подробно. Через неделю была уже готова дорожная карта, — вспоминает бизнесмен. — Меня познакомили с замминистра энергетики и ЖКХ области Егором Сваловым, рассказали о нас его коллегам в Минстрое, помогли заявиться на выставку 100+ TechnoBuild, хотя до открытия оставалось всего три недели. Она очень сильно помогла — мы познакомились с огромным количеством потенциальных партнеров, узнали много важных для нас моментов. Агентство и сегодня помогает нам с медиаподдержкой, рассказывает о новых возможностях льготного кредитования».
«Всеядная» технология
Производство Михаил открыл в Березовском в мае 2022 года, но спустя полгода нашел другую площадку. Случилось это, когда в поисках сырья он обратился на «Уралвторму» — одно из старейших свердловских предприятий по переработке пластика и бумаги. С его руководителем бизнесмен быстро нашел общий язык.
«Мы поняли, что одинаково смотрим на вещи, для обоих «экологическая повестка» — не просто модные слова, — рассказывает генеральный директор «Уралвтормы» Андрей Таганкин. — К тому же меня «зацепила» технология, с которой работал Михаил, особенно ее «всеядность». У каждого переработчика свои, очень высокие, требования к сырью. Например, никто не берет на переработку скотч, мало кто работает с канцелярскими файлами, бахилами, целлофановыми пакетами, одноразовой посудой. Все это приходилось отправлять на полигон. А Михаил замкнул цепочку: он перерабатывает практически любой пластик и пленку».
Руководитель «Уралвтормы» предложил Михаилу работать вместе и предоставил помещение — ангар, где до этого работал склад вторсырья. В конце 2022 года производство переехало из Березовского в Екатеринбург. Появился экохаб, где на одной площадке собирали, сортировали и перерабатывали мусор. «Джи-Эко» превращал пластик и пленку в урны и скамейки, а «Уралвторма» делала из целлюлозы туалетную бумагу.
«Андрей давал качественное сырье по стабильным ценам, без обычных для этого бизнеса сезонных скачков. Здесь был большой выбор материала — бери, пробуй, экспериментируй, и не было транспортного плеча, — рассказывает Михаил Кичигин. — Сотрудничество было очень удачной идеей. Мы дополнили друг друга, сегодня «Джи-Эко» — неотъемлемая часть «Уралвтормы» и наоборот».
Первый в России «эковокзал»
Одной из главных проблем молодой компании стал поиск сотрудников.
«Кадры были нашим больным местом, когда мы открылись, и остаются им до сих пор. Знаете, сколько лет нашему начальнику производства? Шестьдесят девять, — рассказывает бизнесмен. — У нас сложное производство, людей нужно долго обучать. А их нет, этих людей — интернет их испортил. Молодежь поняла, что можно зарабатывать, не выходя из дома, она не хочет и не может работать руками».
Первый год компания отрабатывала технологию, налаживала оборудование, «обрастала» контактами. Крупнейшими заказчиками стали администрация Железнодорожного района Екатеринбурга, в котором установили полсотни скамеек и урн, и Свердловская железная дорога. Осенью «Джи-Эко» поставила больше двухсот изделий для железнодорожного вокзала в Нягани — единственного в России, целиком оборудованного мебелью из переработанного пластика.
За год компания переработала больше 30 тонн пластика и выпустила 2,5 тыс. изделий — в основном это скамейки и урны. В следующем году Михаил хочет запустить вторую производственную линию и удвоить показатели.
Тюнинг для скамейки
Освоившись на новом рынке, отработав технологию и наладив спрос, Михаил начал экспериментировать — «тюнинговать» продукцию, как говорит его партнер. Помог опыт прошлого бизнеса — проектирования дорог и мостов.
Из 50 видов скамеек в каталоге Михаил модернизировал 30. За год работы сменилось 5-6 «поколений» изделий, каждое было чуть удобнее, лучше, дешевле.
Сегодня бизнесмен не только берет модели из готового списка, но и придумывает новые — такие как скамейки со столами для компании «Жизньмарт». Новинку быстро оценили — вслед за Михаилом такую мебель начал выпускать калужский партнер.
«В каталоге франчайзера 150 вариантов продукции. А может быть, миллион. Мне часто звонят, присылают фото из интернета и спрашивают: «А вот такое можете сделать?» Отвечаю: «Можем. Дайте несколько дней на разработку», — рассказывает бизнесмен.
«Мусорный» бартер и экоэкскурсии
Кроме прямых продаж Михаил Кичигин наладил «бартер» с екатеринбургскими школами, садами, ТСЖ.
«Мы заключаем трехсторонние договоры. Организации поставляют «Уралвторме» отходы, компания сортирует их и передает нам, а мы перерабатываем. Затем пластиковый мусор возвращается обратно в детские сады, школы, больницы в виде скамеек, урн, клумб и кашпо», — объясняет Михаил.
После этого школьники, которые собирали на переработку пластиковые крышки, приезжают в «Уралвторму» на экскурсию.
«Если честно, я не верил в эту идею. Думал, экскурсии мы будем проводить для учителей, а ученики уткнутся в телефоны, — говорит Андрей Таганкин. — Но ребятам интересно: они слушают, смотрят, задают вопросы. Для них это как волшебство: практически у них на глазах кучи мусора превращаются в красивую мебель, которую можно потрогать руками, на которую можно сесть, сделать с ней селфи. После одной из подобных экскурсий трое ребят даже устроились к Михаилу на подработку».
«Все, что могло, пошло не по плану»
Михаил не скрывает, что заключает «бартерные» договоры и проводит экоэкскурсии специально: он ищет и растит единомышленников. Таких как компания «Жизньмарт», для которой «Джи-Эко» производит скамейки, столики, урны, велопарковки из пластика. Познакомившись с бизнесом и его директором, руководство сети запустило свой экологический проект: в магазинах установили контейнеры для сбора пластиковых отходов и ввели бонусы для покупателей, которые сдают в переработку чистый пластик.
Такая бизнес-модель, построенная не только на деньгах, но и на идее заботы об экологии, и спасла компанию, когда пандемия и санкции нарушили все планы.
«Перед тем как купить франшизу, мы составляли бизнес-план, рассчитывали экономику. Так вот, с реальностью наши расчеты совпали чуть больше, чем никак. Пандемия, санкции, в разы подорожавший металл, из-за чего запуск проекта пришлось отложить на девять месяцев, - все, что могло, пошло не по плану, — вспоминает Михаил. — Выручали партнеры и единомышленники, такие как «Уралвторма», «Жизньмарт», Агентство по привлечению инвестиций, фонд «Дорогами добра». Без их поддержки и заказов пришлось бы очень тяжело — а может быть, и не было бы уже никакого «Джи-Эко».
Сейчас предприниматель продолжает искать единомышленников и договаривается с девелоперами, которые работают в Свердловской области, — «УГМК-Застройщиком», «Атомстройкомлексом», «Брусникой», — чтобы мебель из переработанного пластика появлялась во дворах новостроек. В планах выйти на частные домохозяйства, начать массово производить заборы, террасную доску, садовую мебель, беседки, каркасы для огородных грядок, товары для дома — такие как ключницы, плечики, подставки под телефоны.
«Сейчас наша задача — зайти на рынок, познакомить людей с нашей продукцией и «приучить» к ней. Я хочу показать, что мусор можно использовать и делать из него красивые, полезные, качественные вещи. Когда люди это поймут, останется сделать один шаг, чтобы включиться в нашу работу: не выбрасывать пластик, а нести его на пункты сбора. Если так начнут делать все, одной экологической проблемой в городе станет меньше, — объясняет Михаил Кичигин. — Хорошо, что это понимают и помогают нам власти в лице Агентства по привлечению инвестиций. Персональный менеджер АИСО предоставил нам самую актуальную информацию о мерах поддержки, льготных кредитах, помог выбрать оптимальные и воспользоваться ими. С помощью Агентства мы связались с профильными министерствами и муниципальными властями, что позволило решить вопросы по организации производства, вошли в областной перечень организаций — переработчиков вторичного сырья. Благодаря информационной поддержке о нас узнала вся область и крупный бизнес».
Текст: Кирилл Кирягин для РБК Екатеринбург
Фото: Антон Буценко для РБК Екатеринбург