Недалеко от Качканара работает щебеночно-дробильный завод «Северный», которым руководит Евгений Ибраев. Здесь добывают камень, который из-за его свойств покупают дорожники по всей стране.
На рынок щебня бизнесмен пришел в 1998 году. Вначале он работал трейдером: покупал камень у производителя и продавал потребителям — в основном дорожным и обычным строителям. В 2005 году Евгений Ибраев стал директором Ревдинского щебеночного завода. Этот опыт затем позволил открыть свое производство. Подходящая площадка нашлась возле Качканара. В 1970-е годы здесь добывали кубовидный щебень, который хорошо подходил для строительства крепких и долговечных сооружений, дорожного полотна.
Продукцию из Качканарского камня строители дорог оценили за легкость, прочность, морозостойкость. Щебень евростандарта однородной формы и размера подошел для дорожного строительства намного лучше, чем материал, с которым бизнесмен работал раньше.
«Такой щебень дорожные строители используют в верхнем слое асфальта. Здесь очень важно качество камня — от него зависит, насколько прочным окажется покрытие и как долго прослужит дорога», — объясняет Евгений Ибраев.
От «Волги» до «Урала»
Сегодня дорожники — главные клиенты щебеночно-дробильного завода «Северный». Компания поставляет камень более чем в 10 регионов: от ХМАО до Татарстана. Материалы качканарского карьера использовали при строительстве федеральных трасс М5 «Урал» и М7 «Волга», новой скоростной дороги М12, которая свяжет Москву, Казань и Екатеринбург.
Дело пошло: постепенно появлялись новые покупатели, росли объемы производства. Но росли не так быстро, как хотелось бизнесмену, — работу тормозило старое оборудование. Евгений Ибраев решил обновить парк и в 2018 году начал закупать новую технику — шведскую, чешскую, финскую, белорусскую. За четыре года компания приобрела больше 30 машин: от грузовиков и погрузчиков до тепловозов и дробильных комплексов.
В условиях международных санкций, а также чтобы не зависеть от скачков курса доллара и евро, Евгений Ибраев решил переориентироваться на китайских производителей европейской техники.
«Заказывать запчасти в КНР оказалось выгоднее. У китайцев есть производственная и коммерческая жилка, они гибкие: если нужно, готовы меняться под наши запросы, «подтягивать» качество», — объясняет бизнесмен.
Параллельные поставки наладили еще до пандемии, так что ни COVID, ни новые санкции не «поломали» работу компании.
«Найти 150 миллионов помогло АИСО»
Решив вопрос с техникой, Евгений решил модернизировать саму площадку. То, что задумывалось как небольшое обновление, переросло в масштабную реконструкцию стоимостью 800 млн рублей. Оформив документы и получив требуемые согласования, в лесу вырубили просеку, провели электричество и автомобильную дорогу к месторождению, проложили рельсы до магистральных ж/д путей, снесли старые здания, «пробили» три подземные галереи и оборудовали четыре погрузочные площадки.
«По сути, мы построили новый завод с автомобильным, железнодорожным, горным, механическим, ремонтным цехами», — рассказывает генеральный директор.
Сегодня на карьере экскаваторы снимают с поверхности грунт, бульдозеры разравнивают площадку, подрядчики бурят скважины и закладывают взрывчатку. После взрывных работ начинается добыча: экскаваторы грузят породу в автосамосвалы, а дробильно-сортировочные комплексы в несколько заходов размельчают ее. Когда качество готового щебня подтвердит лаборатория, продукция отправляется на временный склад и ждет своего покупателя.
В следующем году компания планирует завершить модернизацию. До конца 2024 года введут в строй еще несколько крупных объектов, в том числе конвейер для погрузки в железнодорожные вагоны.
«Сегодня на загрузку вагона мы тратим 20-30 минут. Когда заработает конвейер, на это будет уходить 4-5 минут, и в сутки мы сможем отгружать до 150 вагонов щебня, — делится подробностями генеральный директор предприятия. — После окончания реконструкции выработка вырастет в два раза — с 1,2 до 2,5 млн тонн в год».
Для этого завод оформляет льготный кредит на 150 миллионов рублей с помощью Агентства по привлечению инвестиций Свердловской области (АИСО).
«Мы подобрали оптимальный вариант льготного кредита — по программе поддержки моногородов — и организовали встречу для компании с представителями ВЭБ.РФ. По условиям займа можно получить многомиллионную сумму под 1%. Однако мера поддержки требует значительной подготовки. Наши специалисты помогли компании оформить заявку, собрать весь пакет документов и выбрать банк, который предоставит банковскую гарантию. Эти деньги на финальном этапе проекта позволят предприятию достичь оптимальных результатов», — рассказывает генеральный директор Агентства Михаил Васильев.
Кадровая проблема
Если вопрос с финансированием и оборудованием удалось решить, то кадровый голод до сих пор остается серьезной проблемой для предприятия.
«В отрасли давно чувствуется нехватка кадров. Сегодня это бич горнодобывающей промышленности, да и не только ее. Чтобы справиться с нехваткой сотрудников, мы летом привлекаем студентов, думаем обучить рабочих смежным специальностям, приглашаем специалистов из других городов и регионов. Технический директор к нам приехал из Карелии, главный инженер — из Курска, — рассказывает Евгений Ибраев. — Стараемся привлечь людей зарплатами, условиями работы. Сейчас строим для «вахтовиков» комфортный административно-бытовой комплекс, где люди смогут отдохнуть после смены».
Чтобы молодежь не отпугивали тяжелые условия работы, на заводе автоматизируют ручной труд. Так, раньше работники сами осматривали поступающую породу и искали в ней лишние элементы, которые могут сломать оборудование, например, изношенные экскаваторные ковши, выброшенные за ненадобностью. Работа важная, но монотонная. Теперь же в дробильных комплексах установлены магниты и металлодетекторы. Они и «вылавливают» производственный мусор. Также рабочим больше не нужно постоянно отвлекаться и проверять уровень и давление масла, температуру, нагрузку двигателей — за всеми параметрами следят датчики и компьютеры.
Управление производством и бизнес-процессами требует много времени, постоянного мониторинга ситуации на заводе. Генеральный директор может дистанционно контролировать работу всего комплекса — через сеть из нескольких десятков IP-камер, установленных на площадке.
Такое «всевидящее око» позволяет Евгению Ибраеву держать руку на пульсе этой площадки и других его предприятий, разбросанных по стране. Современные технологии и поддержка государства в лице Агентства по привлечению инвестиций Свердловской области помогают легко решать многие проблемы бизнеса.
Фото: Григорий Постников для РБК Екатеринбург; пресс-служба ЩДЗ «Северный»