#1 «Инвестируй в Урал», 20 декабря 2021
Решения , Екатеринбург ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Хладокомбинат в Екатеринбурге научился преодолевать сезонность продаж

За последние десять лет закрылись более половины российских предприятий, производящих мороженое. Чтобы удержаться на плаву, «Хладокомбинат №3» решил нарастить объемы, построив новый компрессорный цех.

История екатеринбургского «Хладокомбината №3» началась в 1965 году с низкотемпературных складов для хранения государственного резерва. Через три года на этих площадях стартовало строительство будущей фабрики мороженого. Первые две тонны порционного мороженого свердловчане получили в 1974 году.

«Куда бросишь – везде приживется»

На предприятии гордятся тем, что за полувековую историю здесь работает всего только третий главный технолог. Очень развито наставничество. Рецептуры и навыки передаются из рук в руки. Стажировка проходит в течение пяти лет.

Соблюдение традиций не означает, что технологии приготовления мороженого остались на уровне прошлого века. Хладокомбинат регулярно модернизировался.

Фабрика мороженого одной из первых в Екатеринбурге получила международный сертификат ISO 22000, который позволил продвигать лакомство по всему миру.

В 2002 году в России ввели обязательный ГОСТ на мороженое. Через год «Хладокомбинат №3» запатентовал товарный знак «ГОСТОВ®». В 2011-м дизайнеры придумали улыбчивую и узнаваемую «ГОСТОВ®скую коровку».

Один из дистрибьюторов как-то сказал генеральному директору компании Наталии Мерзляковой: «У вас «ГОСТОВский» пломбир, как сорняк. Куда бросишь – везде приживется. Ему не надо помогать, создавать специальные условия, потому что он сам себя начинает продавать».

««Хладику» всегда везло не только с технологами, но и с руководством. Они быстро реагировали на изменения. И любые перемены поворачивали себе во благо. В 90-е годы, когда было не достать детского питания, мамочки варили детям кашу на нашем мороженом», – рассказывает Наталия Мерзлякова.

По ее словам, экономическая ситуация, санкции и пандемия на рынок мороженого никак не влияют, так как импорт составляет всего 0,5%.

«Да, выросли цены на сырье. Но это отражается только на нашей внутренней ситуации, – объясняет руководитель хладокомбината. – Мороженое – недорогое лакомство. Если оно стоит 50 рублей, то увеличение стоимости на 10% не критично в рамках бюджета одной семьи. Спрос на него зависит от сезона и погоды, а не от экономических факторов».

Руководитель хладокомбината вынужден полагаться не только на свой опыт и аналитические способности, но и во многом на интуицию. Каждую весну Наталии Мерзляковой надо попытаться «предсказать», жаркое будет лето или прохладное. В зависимости от этого предприятие должно сделать так называемую «закладку», запас на лето.

«Решения приходится принимать не только исходя из отчетов о продажах, но и температуры воздуха. У нас накоплены метеонаблюдения за последние 15 лет. Сидим с коллегами и гадаем, каким же будет следующее лето? То ли косточки птичьи кидать, то ли в шар хрустальный смотреть (смеется, – прим. ред.). Если угадал, то повезло», – рассказывает Наталия Мерзлякова.

Чтобы меньше зависеть от непредсказуемой погоды, оптовый отдел «Хладокомбината №3» старается максимально расширять географию сбыта. Договоры менеджеры заключают с сетями в российских регионах, которые находятся в разных климатических зонах.

«В 2017 году лето в Екатеринбурге выдалось холодное и дождливое. На Урале люди ели пельмени и пили глинтвейн. Но благодаря тому, что мы работаем по всей стране, смогли «добрать» продажи за счет других регионов», – вспоминает руководитель комбината.

Уникальность мороженого «Хладокомбината №3» в том, что для его приготовления используется натуральное молоко «своего» стада. В Богдановичском районе на дружественной ферме живет около 2500 коров. Они находятся на специальной кормовой диете, в разработке которой принимали участие специалисты предприятия: это особый по составу комбикорм и комплекс витаминов, которые влияют на жирность и вкус. Молоко этих буренок идет только на приготовление лакомства.

Большое внимание комбинат уделяет подбору сливочного масла. Его закупают у разных поставщиков, поэтому нет возможности наладить постоянное качество. Из-за этого каждая партия продукта проходит хроматографию. Это метод определения подлинности жиров и масел.

«Отступить нельзя купить»

В 2019 году «Хладокомбинат №3» достиг «потолка» производственных мощностей. Причина в том, что компрессорный цех, который отвечает за образование холода на предприятии, работал на максимуме своих возможностей. Низкие температуры нужны сначала для охлаждения смеси мороженого до -4 °С перед фасовкой, а потом для закаливания ее в скороморозильной камере при -40 °С.

Предел нынешнего компрессора – 300 кВт. Если его заменить на агрегат в два раза мощнее, то производительность увеличится в 1,5 раза.

Главный инженер хладокомбината подготовила техническое задание и разослала запросы специализированным предприятиям, которые могли бы изготовить компрессор. Выбор пал на Германию и Японию. В этот момент начался локдаун.

«Отступить и отложить покупку я не могла. Доллар рос, предприятия в Европе останавливались. Мы смогли договориться с нашими партнерами, что сначала они производят нам оборудование, а потом мы платим за него 200 млн рублей. Это были беспрецедентные переговоры. В условиях санкций и закрытых границ свои агрегаты мы получили уже в сентябре 2020 года», – вспоминает Наталия Мерзлякова.

Лето в том году было жаркое, поэтому на счетах хладокомбината уже накопилась сумма, необходимая для оплаты компрессора. Извлечь из оборота все средства было бы рискованно. Поэтому руководство предприятия решило взять льготный кредит.

В министерстве агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области Наталии Мерзляковой посоветовали обратиться в Агентство по привлечению инвестиций.

Банки с решением о выдаче кредита затягивали. Агентство предложило Наталии Мерзляковой получить льготный заем Минсельхоза РФ. Но руководство хладокомбината решило модернизировать компрессорный цех за счет собственных средств.

Чтобы сохранить часть оборотных средств, специалисты Агентства решили оформлять заявку на получение статуса приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области. Он дает преференции по налогам на прибыль и имущество организации. Благодаря этому «Хладокомбинат №3» за год смог сэкономить около 4 млн рублей.

К маю 2022 года закончится строительство нового компрессорного цеха и монтаж оборудования. Производительность увеличится в 1,5 раза.

По инициативе Агентства по привлечению инвестиций предприятие вошло в национальный проект по повышению производительности труда. Начали с внедрения системы бережливого производства.

«У нас ему учились все – от мастеров до главного технолога. Изменили многое: от времени нахождения вафельного стаканчика в печи до графика пользования лифтами. Работать стали быстрее, отходов стало меньше. Производственные затраты сократились на 15–17%. И главное, что это обучение не стоило нам ни рубля», – рассказывает Наталия Мерзлякова.

Специалисты Агентства привлекли хладокомбинат к участию в акселераторе экспортного роста. Сотрудники отделов продаж, маркетинга и юрист обучились в Российском экспортном центре. Новые знания помогли коллективу выйти на новый рынок – в Монголию.

«Благодаря Агентству во время «Иннопрома-2021» к нам на экскурсию приехали 20 иностранных торговых представителей. Нас больше всего интересуют те страны, с которыми у нас близкая культура питания. В основном это страны бывшего СНГ. Сейчас ведутся переговоры с Арменией и Киргизией», – дополняет начальник оптового отдела хладокомбината Наталья Кочегарова.

«Быть честным и открытым»

Сейчас предприятие выпускает около 150 наименований, более 13 тонн мороженого в сутки зимой и свыше 33 тонн летом. География поставок – вся Россия, Таможенный союз ЕАЭС за исключением Белоруссии, Китай и Монголия.

«Хладокомбинат №3» является участником проекта «Честный знак». Вся его продукция маркируется индивидуальным QR-кодом, который гарантирует подлинность и качество товара.

В ближайших планах руководства предприятия – автоматизация существующих станков. При поддержке Агентства по привлечению инвестиций комбинат хочет войти в государственную программу цифровизации.

«Самая большая проблема предпринимательского сообщества – зашоренность. Они не знают, не видят, что у государства разработано огромное количество всевозможных программ: обучающих, информационных, финансовых. Но чтобы воспользоваться ими, надо заявить о себе, попросить, поучаствовать. Чтобы Агентство помогло в привлечении инвестиций, надо быть максимально честным и открытым. Быть готовым отчитаться за каждый шаг, каждую цифру», – заключает Наталия Мерзлякова.

Решения От труб к хлебу. Металлурги восстанавливают хлебокомбинат в Верхней Салде
Содержание
Закрыть