Кто и как помогает свердловским предпринимателям получить господдержку
Материалы выпуска
СOVID не помеха: уральский завод во время пандемии запустил новый цех Инструменты Кто и как помогает свердловским предпринимателям получить господдержку Инструменты
Инструменты Екатеринбург
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Кто и как помогает свердловским предпринимателям получить господдержку

За восемь месяцев 2020 г. Полевской завод предизолированных труб (ПЗПТ) повысил производительность на 20%
«Мы вошли в национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости», а также запустили новый инвестпроект благодаря агентству при областном мининвесте», — рассказывают на ПЗПТ.
Виталий Жук, заместитель директора ПЗПТ

Успешным кейсом представители ПЗПТ, крупнейшего на Урале предприятия по изготовлению стальных струб и фасонных изделий с тепловой изоляцией из пенополиуретана и защитной оболочкой, поделились с нашей редакцией. И заодно провели экскурсию по своему производству и поделились планами его развития. Они масштабны.

ПЗПТ. Начало

Полевской завод предизолированных труб — предприятие сравнительно молодое: первую продукцию выпустили в 2013 году. Долгое время площадки, на которых стальные трубы «одевали» в двухслойную шубу из пенополиуретана и оболочки, были разбросаны по промзоне Полевского. В 2017 году собственники компании выкупили бывшие площади завода ЖБИ и собрали все производство под одной крышей. Ее, к слову, пришлось сделать.

Когда заехали, здесь даже пола нормального не было, крыша протекала. Все пришлось ремонтировать. Потратили на это больше 50 млн рублей, только кровля обошлась в 12 миллионов, — рассказывает заместитель директора ПЗПТ Виталий Жук.

Сегодня ПЗПТ — один из крупнейших в России производителей труб с пенополиуретановой изоляцией (трубы ППУ). «Наша продукция используется в разных сферах — от нефтяной промышленности до ЖКХ. Сегодня мы в основном поставляем трубы для водопроводов: как магистральных, так и тех, что используются для разводки по участкам. Работаем по всей России — от Калининграда до Хабаровска, очень хорошо представлены в Казахстане», — рассказывает Виталий.

Главное, что дают трубы ППУ, — снижение теплопотерь: до 40%. Именно трубы ПЗПТ использовали при подготовке уральской площадки ЧМ-2018 — стадиона «Екатеринбург-Арена». Продукцию завода также применяли для объектов ЧМ-2018 в Калининграде.

Предприятие активно развивается: в первый год работы оборот был 150 млн руб., сегодня же он плавно подходит к 2,5 млрд.

Мы — компания амбициозная. В целом российский рынок труб ППУ оценивается примерно в 60 млрд руб. К 2027 году мы ходим забрать половину — довести свою выручку до 30 млрд, — делится планами Виталий.

Анализ и проблемы

Вплоть до этого года развитие шло за счет собственных средств. В 2014 году закупили оборудование для новой линии — вложили 60 млн руб. На сегодня это самая мощная линия в регионе.

Стали развиваться, оборот вырос, но мы быстро поняли, что выжать максимум из производства не можем — для этого надо наладить структуру, уменьшить потери, — рассказывает Виталий.

Как это сделать правильно, в компании не знали: руководители хоть и владеют предприятием, однако сами не производственники. Виталий, к примеру, по образованию психолог. «На этот завод пришел как руководитель службы экономической безопасности. Это сейчас я вник по все процессы — и технические тонкости знаю, и продажи, — поясняет он. — Но систематических знаний по организации производства ни у одного из топ-менеджеров нет».

Компания поняла, что нуждается в услугах внешних специалистов, которые помогли бы:

  • оптимизировать производственные процессы;
  • показать, за счет чего можно уменьшить издержки;
  • выстроить максимально эффективную производственную и управленческую структуру;
  • определить наиболее эффективные способы для инвестирования.

«О господдержке мы как-то не задумывались: казалось, что получить ее нереально. Поэтому даже не искали никогда информацию об этом. Все изменилось, когда руководство завода познакомилось со специалистами Агентства по привлечению инвестиций Свердловской области», — вспоминает Виталий Жук.

Решение от специалистов

В прошлом году, когда завод уже показывал отличные результаты и вошел в число крупнейших производств региона, его посетила делегация областного правительства: министр инвестиций и развития Виктория Казакова, представители министерства промышленности, специалисты областного Агентства по привлечению инвестиций.

ПЗПТ в течение нескольких лет показывал хорошую динамику развития. Помогать таким предприятиям развиваться — это и есть задача нашего агентства. Многие подобные компании не думают о господдержке — просто не обладают максимально полной информацией о том, что и как можно делать с помощью государства. С ПЗПТ было так же: они даже не знали, какими возможностями мы обладаем, какие услуги предлагаем, — рассказывает руководитель проектов Агентства Светлана Татарникова.

Какие услуги оказывает Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области в рамках сопровождения проекта компании:

  • предоставление информации о рынке и бизнес-среде
  • презентация инвестиционных площадок Свердловской области
  • обзор мер поддержки инвестора
  • формирование инвестиционных предложений
  • подбор инвестиционной площадки по критериям инвестора
  • подготовка предложений по структурированию финансовой модели проекта
  • подготовка предложений по оптимизации графика реализации проекта
  • оказание содействия в получении мер поддержки и решении вопросов финансирования проекта
  • оказание информационной, консультационной и организационной поддержки в прохождении административных процедур
  • оказание помощи в решении кадровых вопросов
  • оказание содействия в установлении связей с местным бизнес-сообществом
  • оказание содействия в продвижении проекта в России и за рубежом
  • оказание содействия в установлении внешнеэкономических связей

«Тогда мы впервые узнали о том, что можем войти в нацпроект — до этого даже не слышали о нем. Оказалось, там много программ. Есть и финансовая помощь — кредит на пять лет до 300 млн руб. под 1% годовых, и нефинансовая помощь: консультации, выстраивание процессов на производстве, которые повышают его эффективность. Именно это нам и было необходимо», — рассказывает Виталий.

Все документы, необходимые для того, чтобы войти в нацпроект, помогали оформлять в Агентстве.

Вначале инвестор оформлял заявку сам. Но выяснилось, что предприятие не попадает под критерии нацпроекта: в заявке указали выручку за 2018 год, а она была меньше требуемых 400 млн руб. Тогда подключилась я, мы смогли представить цифры за девять месяцев 2019 года — они уже превышали минимальную сумму. В итоге заявку зарегистрировали, ПЗПТ попал в нацпроект по программе «Адресная поддержка», — вспоминает Светлана Татарникова.

Перый этап. Повышение производительности

На ПЗПТ несколько производственных потоков: на одном изготавливается полиэтиленовая оболочка для труб, на втором трубы пакуют в оболочку и заливают пенополиуретановой пеной, на третьем изготавливают фасонные изделия — тройники, переходы и проч. Этот участок самый сложный: здесь наибольшее количество станков и операций. Его и выбрали для проекта.

Так производят полиэтиленовую оболочку: сырье закладывают в экструдер, разогревают, затем вытягивают в оболочку нужного диаметра. Полиэтиленовая оболочка используется для труб, которые прокладываются под землей.
Если трубы будут идти над землей, их одевают в цинк.
Фасонные изделия требуют много операций — от работы на фрезерном станке до сварки, зачистки, окраски.

Первые три месяца специалисты ФЦК находились на заводе четыре дня в неделю, на предприятии создали рабочую группу, куда вошли и люди от завода, и представители ФЦК. Вначале разложили все процессы на составляющие. Замеряли хронометраж — на какую операцию сколько времени уходит, нет ли простоев из-за ожидания материала. Смотрели, как люди ходят по участку: может, приходится что-то обходить, искать деталь и так далее. После этого разработали проект: какое оборудование куда следует поставить, какую оснастку в каком месте разместить — чтобы убрать все потери во времени.

Параллельно шло обучение — как выездное (топ-менеджмент ездил в Москву, мастера участвовали в Фабрике процессов в Екатеринбурге), так и на местах.

Сегодня участок фасонных изделий выглядит совсем не так, как три месяца назад: планировку полностью изменили, появились таблички с обозначениями деталей и инструментов, выделили безопасные и опасные зоны. «Действия простые и минимальные — результат впечатляющий: производительность на этом участке выросла на 20%», — говорит Виталий.

Сейчас совместный проект с ФЦК подходит к завершению. Однако работа в нацпроекте продолжается.

В течение трех лет мы будем повышать производительность своими силами: нас этому научили. Мы теперь понимаем, как организовать процессы с максимальной отдачей. Самая большая сложность, конечно, — люди: правила бережливого производства должны засесть в голове так, чтобы у человека просто мысль не поворачивалась сделать как-то иначе. Должна быть ответственность, — рассуждает Виталий.

Чтобы и дальше оставаться в проекте, предприятию необходимо выполнять определенные показатели по повышению производительности — к третьему году этот показатель должен дойти до 50% от первоначальной цифры. На ПЗПТ в соблюдении этого требования не сомневаются: по словам Виталия, уже сегодня в целом завод производит на 50% больше, чем год назад.

Второй этап. Инвестиции в новое производство

Ежегодно на ПЗПТ изготавливают в среднем 450 км труб. Цифра большая, но чтобы добиться своей цели — занять половину отечественного рынка труб ППУ, — необходимы инвестиции.

Агентство выделило нам руководителя инвестиционного проекта. Это человек, который курирует реализацию инвестпроекта в рамках соглашения о сотрудничестве. В частности, Светлана информирует нас обо всех мерах поддержки, которые могли бы помочь ПЗПТ достичь заданной цели. Именно она рассказала нам о программе развития моногородов — Полевской к ним относится. Мы заявились на участие. Вначале думали, что закупим и установим новое оборудование на этой же площадке. Но приняли другое решение — запустить собственное производство в Санкт-Петербурге, — делится планами Виталий Жук.

Оборудование уже нашли, как и площадку. Дело собственно за инвестициями — ПЗПТ намерен привлечь 100 млн руб.

Чтобы реализовать этот инвестиционный проект, решили воспользоваться льготным кредитом, который предоставляет Фонд развития промышленности в рамках нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости».

Кредит удобный, но получить его не так просто — надо написать бизнес-план, подготовить документы — именно в этом и есть наша помощь. Честно говоря, ко всем своим проектам — а у меня помимо ПЗПТ еще четыре предприятия — я отношусь как к собственным детям, — смеется Светлана.

Третий этап. Кадры

Есть и еще одна проблема, которая для ПЗПТ, пожалуй, не менее серьезна, чем оптимизация производства и поиск инвестиций.

Скажу честно, кадровая проблема на сегодня одна из самых острых для нас. Мы планомерно расширяемся, нам требуются специалисты. А на рынке их не так много, — поясняет Виталий.

Решения ищут также вместе с представителями Агентства по привлечению инвестиций.

Когда от ПЗПТ поступил вопрос по кадрам, предложила сотрудничество с Уральским политехническим колледжем. Это межрегиональный центр компетенций (МЦК), где готовят рабочих, в которых нуждается предприятие, — рассказывает Светлана Татарникова.

При содействии Агентства несколько студентов МЦК поступили на стажировку на завод. В сентябре представители ПЗПТ и учебного заведения могут договориться о дальнейшем сотрудничестве.

Кроме того, ПЗПТ намерен воспользоваться и той образовательной программой, которая реализуется в рамках нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости».

По программе обучение могут пройти все сотрудники производства — либо повысить квалификацию, либо приобрести новые компетенции, смежные с теми, что уже есть, — поясняет Виталий Жук.

На время пандемии образовательная программа была свернута. Но ограничения снимаются, и вскоре все должно заработать в прежнем режиме. «Даже если мы сами не отследим начало программы, нам напомнят наши коллеги из АПИ, — смеется Виталий. — Они всегда в курсе и помнят о своих партнерах. Как только появляется новая программа, которая может помочь нам в развитии, сразу информируют».