Решения , Екатеринбург ,  
0 

Алексей Никонов

Алексей Никонов
Совладелец мебельной фабрики BRENDOSS добился десятикратного роста оборота продукции за год и вошел в топ-10 продавцов на маркетплейсах.

Уход IKEA в 2022 году резко изменил ситуацию на мебельном рынке России. Помимо продажи бизнеса шведской компании, общий мебельный импорт снизился почти наполовину. Для отечественных участников рынка это открыло новые возможности: освободились целые ниши. Эксперты считают, что мебельный бизнес РФ со временем может занять их.

Но фабрики столкнулись с трудностями. По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР), за первые два месяца 2023 года производство мебели в России не выросло, а сократилось почти на 10%, а продажи — на 35% год к году. 

Это связано с сокращением экспорта из-за европейских ограничений: в январе–феврале 2023 года объем вывоза этих товаров за границу упал на 74% год к году (до 1,9 млрд рублей). Также на рынок влияют проблемы с логистикой, импортными комплектующими и фурнитурой (часть сырья, закупавшегося ранее за рубежом, не удалось заместить локальным) и снижение спроса на мебель из-за нестабильной экономической ситуации.

Кроме того, уход IKEA показал клиентам, что мебель можно безопасно покупать в интернете. До закрытия бизнеса в РФ компания устраивала массовые распродажи в онлайн-магазинах. Это привело к тому, что к началу 2023 года, по оценке «Infoline-Аналитики», доля онлайн-продаж в сегменте мебели составила около 37% (200 млрд рублей). Однако для многих представителей отрасли электронная торговля остается наименее развитым направлением продаж.

Часть мебельных компаний в этих условиях продали бизнес и закрылись. В то же время совладелец мебельной фабрики BRENDOSS Алексей Никонов рассказал, что за последний год оборот его компании вырос в 10 раз. На фоне такого роста объемов продаж компания открыла в ноябре новую фабрику в Москве. Производство заняло площадь в 2 тыс. кв. м. На нем работают порядка 200 человек. В месяц новая фабрика будет выпускать по 2000—2500 единиц продукции.

По словам Алексея Никонова, таких результатов удалось достичь благодаря форсированию продаж через маркетплейсы — это направление развивают уже несколько лет.

Фабрика создает и продает мягкую мебель с 2013 года. До пандемии она изготавливала товары преимущественно под заказ для HoReCa (отели, рестораны, кафе). С компанией работали «Своя компания», Ramada, Кольцово, «Шоколадница», Burger King и другие. Тогда основными каналами продаж были мебельные салоны в торговых центрах в Екатеринбурге и Тюмени.

В пандемию все изменилось: магазины в ТЦ были закрыты, производство на мебельной фабрике остановилось. Работали только дилеры, которые продолжали продавать мебель в небольших городах. Алексей Никонов вспоминает, что каждый месяц простоя мог «просто похоронить компанию».

В конце 2021 года фабрика переориентировалась на маркетплейсы. Из-за этого пришлось перестроить производство. У каждой площадки есть ограничения по весу и размеру, а некоторые (в частности, Wildberries) какое-то время не работали с доставкой крупногабаритных товаров. Поэтому линейки мебели буквально подстраивали под требования маркетплейсов. Например, могли уменьшить длину дивана на 10-15 сантиметров, чтобы он входил в монопаллету.

Сейчас BRENDOSS представлена на основных российских площадках: OZON, Wildberries, «Яндекс.Маркет», «СберМегамеркет», «Первый гипермаркет мебели» и других. За годы работы в таком формате у компании появились склады в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Сургуте и Краснодаре — это позволяет доставлять мебель заказчикам за восемь часов.

В 2022 году на фоне общей международной обстановки и санкций бизнес столкнулся с трудностями в поставках. В изготовлении мебели используют турецкие механизмы, а после начала боевых действий на территории Украины их перестали возить в Россию. Кроме механизмов, на фабрике образовался дефицит ткани: в какой-то момент ее оставалось на неделю. Со временем удалось разрешить эти проблемы с помощью параллельного импорта.

В итоге к 2023 году BRENDOSS подошла подготовленной и вошла в топ-10 продавцов мягкой мебели на маркетплейсах России. «Если говорить в конкретных суммах, то, например, когда мы начинали работать на OZON, у нас был оборот 3,5 млн рублей. Сейчас это 35 млн рублей», — добавил Алексей Никонов.

Больше историй — на сайте проекта.

Содержание
Закрыть