
Красногвардейский машиностроительный завод (КМЗ) работает на рынке с 2009 года и занимается разработкой и изготовлением тягодутьевых машин и нагнетателей для крупных промышленных предприятий России и стран СНГ.
Сегодня завод проводит около 150 лабораторных испытаний в год и выпускает до 100 единиц продукции. Дмитрий Тепляков отмечает, что производственные мощности КМЗ позволяют изготовлять значительно больше тягодутьевых машин, но все упирается в заказчиков: с ухудшением экономической ситуации крупные промышленные предприятия сокращают инвестиции в экологические проекты.
— Когда в 2009-м появился КМЗ, на рынке были либо советские машины, либо импорт. С чего вы начали, чтобы занять место между этими полюсами?
— Тогда и вправду на российском рынке существовал острый дефицит оборудования: либо устаревшие советские машины, разработанные еще в 50–70-х годах, либо импортные установки, поставляемые на условиях полной зависимости от зарубежных производителей.
Этот дефицит и стал толчком к созданию КМЗ. У истоков стоял наш генеральный директор Максим Кащеев. Он понял: есть окно возможностей. В начале 2000-х экономика росла, в энергетике и металлургии был настоящий бум, везде требовалось современное оборудование. Мы заняли нишу, предложив тягодутьевые машины — дымососы, вентиляторы, нагнетатели — разработанные на собственной научной базе, но по качеству и техническим решениям сопоставимые с европейскими аналогами.
— Как изменилась ситуация на рынке за эти годы?
— Сегодня западные компании практически ушли с российского рынка. Их оборудование можно приобрести используя лишь обходные схемы, без гарантии качества и сервиса.
Основная конкуренция сейчас идет с китайскими производителями: их много, они агрессивно заходят на российский рынок, цены у них ниже. Но у них есть минусы — слабая проработка технических решений и отсутствие постпродажного сервиса. У китайских коллег философия простая: продал и пошел дальше. Мы же стараемся сопровождать заказчика на всех этапах — от проектирования до запуска и эксплуатации.

— В этом ваше главное конкурентное преимущество?
— Не только. Для нас важна инженерная проработка. Мы не ограничиваемся сборкой вентиляторов или дымососов из готовых узлов — решения проектируются с нуля, проходят аэродинамические испытания на собственных стендах, проверяются на практике. Ежегодно мы выполняем около 150 испытаний. Это позволяет заранее понять, как будет вести себя оборудование, и скорректировать при необходимости конструкцию еще до запуска.

Тягодутьевые машины от «КМЗ» — вентиляторы, дымососы, нагнетатели — применяются в энергетике, металлургии, химической и строительной отраслях. Они перемещают большие объемы воздуха или агрессивных промышленных газов, участвуют в подаче воздуха, в системах газоочистки.
— Если говорить цифрами, какие объемы у КМЗ сегодня?
— Мы выпускаем порядка 100 единиц оборудования в год. Каждое изделие уникально — проектируется под конкретного клиента. Это не конвейер. Средний цикл создания — от 250 до 350 дней, включая проектирование, документацию, закупку материалов, изготовление и испытания.
— Что пришлось заменить, когда в 2022-м импорт почти перекрылся, и как это отразилось на производстве?
— В наших машинах используются приводы, электродвигатели и другие узлы, которые являются самостоятельным оборудованием и мы закупаем их на стороне. Они могут быть российского, европейского или китайского производства — в зависимости от требований заказчика. Например, если проект финансируется государством, нужны только российские комплектующие. А металлургические холдинги наоборот иногда требуют европейские механизмы.
Когда в 2022 году европейские компании отказались поставлять оборудование даже по действующим договорам, часть контрактов пришлось срочно перестраивать — мы заменяли узлы китайскими и российскими аналогами, иногда с переносом сроков.

— Как это сказалось на расстановке сил на рынке? Много ли у вас конкурентов в России и на Урале?
— На российском рынке есть несколько подобных производителей, но на Урале мы остаемся единственными, кто выпускает дымососы, вентиляторы и нагнетатели.
Наша задача создавать продукт, конкурентоспособный на уровне Европейских производителей. Для этого мы совмещаем несколько школ: советский фундамент, опыт реинжиниринга западных образцов и собственные разработки.
— И все производство сосредоточено в Артемовском. Почему именно там?
— Артемовский район славится развитым машиностроением. Здесь были и кадры, и площадки для развития. Сегодня в партнерстве с местным колледжем создаем систему обучения профессиональных специалистов, в частности реализуем программу целевой подготовки студентов. Завод является одним из крупных работодателей города. Поэтому мы стараемся, чтобы здесь было не только современное оборудование, но и комфортные условия работы.
— Как это выглядит на практике? Для многих завод до сих пор ассоциируется с шумными и грязными цехами.
Мы строили предприятие с нуля, в чистом поле, а не на базе старого завода. Поэтому здесь изначально закладывали современные стандарты: бытовые помещения, столовые, раздевалки. Порядок поддерживаем и в производстве, и в быту.
В 2020 году мы прошли проект по повышению производительности труда и внедрили элементы бережливого производства и систему организации и рационализации рабочего места 5С. Автоматизация тоже активно развивается: по механической обработке она уже достигла 80%.

— В условиях всеобщего дефицита кадров — откуда вы берете инженеров?
— В свое время нам удалось собрать лучших специалистов в отрасли со всей России. Дальше мы начали готовить собственные кадры — молодых инженеров, которые учатся у более опытных коллег. То есть в основе нашей работы лежат: советская инженерная школа, научная школа предприятия с собственными разработками и наработки, полученные при анализе и реинжиниринге европейского оборудования.
На сегодняшний день наш инженерный центр имеет филиалы сразу в нескольких городах: в Москве, Барнауле, Артемовском и в Екатеринбурге, где расположен основной офис.

— Куда сегодня уходит ваша продукция, кроме российского рынка?
— Сегодня около 80% продукции идет на внутренний рынок, еще 20% — на экспорт. Работаем с Белоруссией, Казахстаном, Арменией, Узбекистаном и Киргизией. До 2022 года часть поставок шла на Украину. В 2021 году завод получил премию «Экспортер года» в промышленности от правительства Свердловской области.
— А с какими конкурентами вы сталкиваетесь за рубежом?
— Как и в России там наш главный конкурент — многочисленные китайские компании. Их продукция стоит дешевле, но не всегда предсказуема по качеству и сроку службы. Европейское оборудование, напротив, обычно надежное, но дороже и медленнее по сервису. Мы стараемся занять промежуточную позицию: европейский уровень по характеристикам, но с более доступной ценой и индивидуальной проработкой.
— Над чем собираетесь работать в ближайшие годы? Какие новые направления для себя выделяете?
— Мы активно развиваем направление высокоскоростных нагнетателей, которые раньше в Россию поставляли только немецкие компании. Мы развиваемся в двух направлениях: углубление научных исследований и совершенствование технологий производства. От надежности оборудования зависит работа основных технологических линий заказчиков, поэтому для нас важно снижать риски простоев.

— В нынешней экономической ситуации, когда многие предприятия сталкиваются с трудностями, получаете ли вы поддержку государства?
— Мы сотрудничаем с Минпромторгом, Фондом развития промышленности, правительством Свердловской области. В 2020 году проект строительства механического цеха вошел в список приоритетных проектов Свердловской области. Недавно завод посещал губернатор Свердловской области Денис Паслер.
Мы чувствуем внимание и поддержку, понимаем, что наше предприятие — значимый игрок отрасли и региона.
Реклама. АО «КМЗ», ИНН 6671298869, erid: F7NfYUJCUneTSxJ3G4eK