
Высокая ключевая ставка и ужесточение кредитно-денежной политики Центробанка охладили инвестиционную активность предпринимателей. По подсчетам аналитиков «Эксперт РА», объем нового бизнеса на рынке лизинга по итогам прошлого года составил 3,3 млн рублей, что на 7% меньше, чем в 2023 году. Падение могло бы быть еще более значительным, если бы не крупные сделки в корпоративных сегментах: недвижимости и железнодорожной технике.

Наибольшее снижение произошло в розничном сегменте: лизинг грузовых автомобилей упал на 18%, а строительной техники — на 23%. В то же время лизинг легковых автомобилей показал положительную динамику благодаря отложенному спросу, вызванному новыми ставками утилизационного сбора и колебаниями валютного курса. О перспективах рынка лизинга в 2025 году, сохраняющихся трендах и адаптации к новым условиям рассказали эксперты РБК: генеральный директор «РЕГИОН Лизинг» Рустем Мухамедов и директор офиса лизинговой компании «ТАЛК лизинг» в Екатеринбурге Михаил Голендухин.
Старые и новые драйверы роста
Эксперты отмечают, что основным драйвером роста остается автолизинг, хотя аналитики и прогнозируют снижение объемов продаж в этом сегменте. Это связано с двумя факторами: высоким уровнем утилизационного сбора и сохранением высокой ключевой ставки, что увеличивает стоимость лизинга для конечных потребителей.
На рынке дорожно-строительной техники сложная ситуация, но спрос на нее поддерживают государственные программы, направленные на строительство и ремонт дорог, рассказывает Рустем Мухамедов. Дополнительную помощь может оказать запуск нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».
«Наблюдается рост спроса на аренду строительной техники, особенно со стороны малого и среднего бизнеса. Компании все чаще делают ставку на ремонт и модернизацию существующего парка, а также на покупку подержанных машин, что негативно сказывается на объемах лизинговых сделок, — рассказал гендиректор «РЕГИОН Лизинг». — Тем не менее муниципальные заказы и реализация проектов по развитию городской инфраструктуры будут способствовать поддержанию спроса на технику для ЖКХ и коммунальных работ».
По мнению Михаила Голендухина, на развитие рынка лизинга в России влияют капиталоемкие отрасли, которые можно разделить на сегменты по потребностям в лизинговых предметах: транспорт и перевозки, спецтехника для строительства, производственное оборудование. Рынок лизинга демонстрирует разную динамику в зависимости от инвестиционных проектов. Например, при необходимости импортозамещения возникают проекты по запуску новых производств или модернизации существующих, что положительно сказывается на рынке лизинга оборудования.
Где ждать падения
Сложной остается ситуация на рынке строительной и спецтехники. Влияют макроэкономические факторы, а также сокращение объемов жилищного строительства.
Нехватка импортных комплектующих и ограниченные производственные мощности негативно влияют на динамику нового лизингового бизнеса в авиации и судостроении.
В 2025 году участники рынка прогнозируют снижение производства грузовых вагонов на фоне дефицита провозной способности на восточном полигоне железной дороги и сокращения финансирования инвестпроектов. Динамика по железнодорожному сегменту может быть отрицательной в сравнении с высоким объемом 2024 года. При этом потребность в обновлении подвижного состава остается высокой, что создает предпосылки для восстановления рынка в будущем.
«Несмотря на текущие вызовы, лизинговый рынок сохраняет потенциал для роста, особенно в сегментах, поддерживаемых государственными программами и инфраструктурными проектами», — отмечает Рустем Мухамедов.
По мнению эксперта «ТАЛК лизинг», Михаила Голендухина, в усилении государственной поддержки нуждаются компании по производству оборудования для нефтегазового сектора, «которые оказались в очень сложных условиях из-за необходимости предоставления отсрочек заказчикам, испытывающим сложности из-за международных санкций».
Как лизинговые компании адаптировались в 2024 году
После взрывного роста в 2023 году российский рынок лизинга начал охлаждаться, что вынудило предпринимателей искать новые подходы к ведению бизнеса. По словам Михаила Голендухина, компания начала экспансию, выйдя в новые регионы, Пермь и Красноярск, а также усилив присутствие в старых — Тюмени, Екатеринбурге, Челябинске и Новом Уренгое. В 2024 году компания вывела на рынок востребованные у корпоративных автопарков, сельхозпроизводителей и владельцев грузовой техники, испытывающих проблемы с оборотными средствами, продукты: лизинг двигателей, кабин, шин и дисков. Услугой пользуются логистические компании, таксопарки и службы каршеринга, которые с помощью лизинга снижают издержки на простои и экономят оборотные средства. Кроме того, «ТАЛК лизинг» предлагает оформить в лизинг ремонт транспорта, техники и спецтехники.
«В 2024 году компания «ТАЛК лизинг» впервые выпустила облигации «ТАЛК лизинг» на один миллиард рублей, что позволило привлечь дополнительные инвестиции и диверсифицировать портфель. В течение 2025 года планируем увеличить лизинговый портфель на 20–25%, а негативное воздействие операционной среды на финансовые показатели компании, включая капитализацию, будет управляемым», — говорит Михаил Голендухин.
В «РЕГИОН Лизинге» основным вызовом называют борьбу за клиента. Рост конкуренции повлиял на маржинальность, создавая дополнительное давление на лизинговые компании.
«В таких условиях мы сосредоточились на двух приоритетах: удержании ключевых бизнес-показателей и повышении операционной эффективности. Мы уделяем особое внимание формированию сбалансированного портфеля лизинговых сделок, стремясь к его диверсификации как по типам активов, так и по риск-профилю. Опыт последних лет подтверждает эффективность такого подхода: уровень просроченной задолженности остается стабильно низким, что свидетельствует о высоком качестве управления рисками и сбалансированности портфеля,» — добавил Рустем Мухамедов.

Прогнозы на 2025 год
Потенциал для роста в 2025 году участники рынка видят в нескольких сегментах, прежде всего в тех, которые в наименьшей степени подвержены экономическому кризису, таких как оборудование и спецтехника. Однако лизинговые компании готовы делать ставки и на более неожиданные сектора экономики.
«В марте 2025 года мы вывели на рынок дополнительный и очень удобный инструмент для продажи квартир — недвижимость в лизинг как альтернатива ипотеке. Это подойдет прежде всего тем, у кого бизнес-модель построена на арендной или девелоперской истории. Также наблюдается большой интерес к лизингу медицинского оборудования, поскольку люди стали тщательнее следить за своим здоровьем, и спрос на медицинские услуги растет», — рассказал директор офиса «ТАЛК лизинг» в Екатеринбурге.
«Исторически наша компания сосредоточена на работе с корпоративными клиентами, и мы планируем продолжать развиваться в этом направлении. Мы лучше представлены в сегментах, которые требуют глубокой экспертизы и сложного структурирования сделок. Именно в этих направлениях мы видим потенциал своего роста», — говорит Рустем Мухамедов.
Рост налога на прибыль для хозяйствующих субъектов с 20 до 25%, по мнению Михаила Голендухина, также окажет позитивное влияние на отрасль.
«Это повышает эффективность лизинга по сравнению с другими финансовыми инструментами, поскольку лизинговые платежи полностью относятся на себестоимость. Вероятно, этот фактор позволит рынку лизинга частично заместить инвестиционное кредитование при выборе компаниями инструментов приобретения оборудования, спецтехники и транспорта в рамках реализации инвестиционных проектов», — считает он.
По мнению экспертов, рынок лизинга также продолжат стимулировать федеральные и региональные программы субсидирования затрат лизингополучателей, направленные на развитие приоритетных отраслей экономики и поддержку продаж оборудования, спецтехники и транспорта российского производства.
Реклама. АО «Регион Лизинг», region-leasing.ru, erid: F7NfYUJCUneRHxqdgqV3; АО «ТАЛК лизинг», talcom.ru, erid: F7NfYUJCUneRHxqdgqsA