Пути преодоления проблем и тенденции рынка предприниматели и эксперты обсудили на конференции «Превращая вызовы в возможности» в Екатеринбурге, организованной Т-Банком для руководителей средних и крупных компаний региона.
Вызов 1. Внешнеэкономическая деятельность
В условиях санкций российскому бизнесу пришлось пересматривать способы взаимодействия с иностранными партнерами. Помимо традиционной схемы — прямых расчетов по ВЭДу, — набирают популярность платежи через агентов и трансграничные переводы в криптовалюте.
Руководитель направления ВЭД «Т-Бизнеса» Сергей Сучков отметил, что, несмотря на введение ограничений, внешнеэкономическая деятельность приносит доходы. Импорт просел, но экспорт продолжает расти, потому что в банковском секторе появляются новые легальные решения, которые позволяют успешно взаимодействовать с партнерами из разных стран.
Первый и главный инструмент — это прямые расчеты. Однако после введения ограничений схема дала сбой. По словам директора по развитию «Фотон Финанс» Дмитрия Сена, ключевая проблема этого способа переводов в том, что многие банки на стороне получателя, видя, что платеж идет из России, не хотят его принимать. У зарубежного банка может быть внутренняя политика не принимать деньги из России.
В случае, если прямой ВЭД не работает, можно подключить платежного агента — фирму-посредника, через счета которой проводят платежи из одной страны в другую.
«Платежные агенты - это, как правило, юрлица, торговые дома, логистические или финансовые компании, которые имеют возможность оплачивать за третьих лиц контракты российских импортеров», — говорит Дмитрий Сен.
Также в доставке денег могут участвовать субагенты. В этом случае цепочка удлиняется, однако дает возможность скрыть российский след денег.
Третий действующий инструмент — трансграничные переводы в криптовалюте. Эксперт по расчетам с использованием цифровых валют Евгений Каплин привел статистику: 200 предприятий из разных отраслей и сегментов экономики реализовали более 2000 транзакций в 2024 году, что говорит о том, что рынок готов к этому инструменту.
Вызов 2. Высокая конкуренция на рынке электронной коммерции
Участники рынка признают, что борьба за клиентов в онлайн-торговле становится все более ожесточенной. Теперь, чтобы получить покупателя, нужно прикладывать значительно больше усилий, чем на заре развития маркетплейсов и интернет-магазинов.
По словам директора «T-Bank eCommerce» Ильи Кретова, в месяц примерно 20 тыс. новых предпринимателей пытаются зайти на маркетплейсы. С ростом популярности и конкуренции растут и комиссии — за год они увеличились на 25-35%. «Рынок становится сложнее, маржинальность бизнеса снижается, и работать приходится точнее», — добавляет он.
В таких условиях, считает эксперт, продавцам нужно работать на нескольких платформах: по статистике, около 55% покупателей пользуются только одним маркетплейсом, и чтобы найти новых покупателей, бизнесу следует выходить на новые площадки.
Еще одна особенность ecom-отрасли сегодня — нишевые маркетплейсы. Спикер отметил, что в России за последние два года появилось более 100 таких площадок и их прибыльность растет.
Вызов 3. Высокая ключевая ставка
Рост ключевой ставки до рекордного уровня сделал для многих компаний кредиты недоступными. Однако появилась и обратная сторона дорогих денег — она дала повод задуматься над эффективностью управления собственными средствами бизнеса. Возможностью дополнительного заработка для компаний становятся биржевые инструменты.
Причем, по словам директора по развитию денежного рынка Московской биржи Дмитрия Даниленко, в инвестиции пошел не только крупный, но малый и средний бизнес.
Количество корпоративных клиентов на бирже за полтора года выросло с 575 до 4068 — это компании, которые заключают хотя бы одну сделку в течение месяца, рассказала руководитель инвестиционных проектов Т-Бизнеса Ольга Добродомова. Одна из причин — появление способа быстро открыть брокерский счет.
Еще одна причина — ставка по биржевому овернайту может быть выше ключевой ставки. То есть бизнес заработает больше, чем если бы держал деньги на корпоративном счете.
Вызов 4. Дефицит кадров
«Эксперты-демографы нам говорят, что до ямы еще далеко. Поэтому следующие 10-15 лет мы будем говорить о дефиците кадров», — с таких слов начала свое выступление руководитель проектов hh.ru Елена Лондарь.
По словам эксперта, одна из главных особенностей современного рынка труда — изменение отношения людей к жизни и работе. Сейчас не компания выбирает кандидата, а кандидат компанию.
Статистика такова, что наибольшее влияние на рынок труда оказывают следующие факторы: постоянное обучение и переобучение; свободный, гибридный формат работы и рост требований к условиям труда со стороны соискателей. Значительную роль играют не только зарплаты, но нематериальная мотивация — карьерный рост, благодарность, награды.
«Будущее бизнеса в человекоцентрическом подходе. Важно создать в компании условия для вдохновения людей на продуктивную работу. Анализируйте, насколько ваше предложение в рынке. Уходите от возрастных и гендерных ограничений», — такие советы дает Елена Лондарь предпринимателям, которые столкнулись с дефицитом кадров.
Вызов 5. Прозрачный мир одерживает победу
Сегодня практически каждый пользователь, довольный или недовольный услугами и товарами, оставляет отзыв в Сети, отмечает директор по клиентскому опыту VK Роман Кананыхин.
С одной стороны это позволяет повысить качество бизнеса. С другой — такая прозрачность может отпугивать потенциальных клиентов. Ведь, по статистике, 98% пользователей читают отзывы на товары или услуги, а 87% не будут рассматривать продукт, если оценка менее 3 баллов из 5.
Решение проблемы — клиентоцентричность. По словам эксперта, важно быстро реагировать на сигналы, работать с ожиданиями пользователя и предвосхищать их, чтобы не допускать негатива.