Вице-мэр Екатеринбурга Рустам Галямов, курирующий транспортную сферу с начала текущего года, представил ключевые проекты реформы и рассказал о механизмах взаимодействия с общественностью.
— За последние 2 года в Екатеринбурге введено около 3,5 млн квадратных метров жилья, город продолжает расширяться, уже запланирована масштабная застройка на юге и севере города — больше 1000 гектар, что не может не оказывать влияние на транспортную систему столицы Урала. Какие инструменты и предиктивные меры запланированы для решения существующих транспортных проблем?
— Генеральный план Екатеринбурга, безусловно, предусматривает комплексное развитие транспортной инфраструктуры, учитывая перспективные транспортные потоки, которые формируются в связи с новой жилой, общественно-деловой и промышленной застройкой.
Для того, чтобы транспортная система города была эффективна, разработана программа комплексного развития транспортной инфраструктуры. Поэтапная реализация этой программы ведется с учетом реальных возможностей города и главная ее задача — создание комфортной и эффективной транспортной системы. Это стратегически-важная цель для нас.
— Как работали бы подобные программы на примере проекта «Академический»? Ведь изначально предполагалось создание самодостаточного района, где жители могли бы проживать и работать, минимизируя необходимость поездок в центр города. Однако, на деле это не так. Сейчас в планах развития города обозначена, например, масштабная жилая застройка района «Уралмаш», что может привести к усилению транспортной нагрузки в будущем и на этом направлении. Планируются ли меры по оптимизации существующей транспортной инфраструктуры обозначенных локаций и предотвращению возникновения будущих транспортных коллапсов?
— Решение проблемы транспортной доступности района Академический требует комплексного подхода, который включает в первую очередь развитие общественного транспорта. Сейчас пассажиропоток трамвая в Академический достигает до 20 000 человек в день. В настоящее время основным выездом из района служит улица Серафимы Дерябиной, что приводит к значительным транспортным заторам в час пик. В наших планах расширить улицу Амундсена, а также построить дорогу, которая будет соединять этот район с Екатеринбургской кольцевой автодорогой (ЕКАД). У нас есть положительный опыт микрорайона «Солнечный», где реализация подобного решения позволила оптимизировать транспортный поток, что свидетельствует о действенности такой идеи.
Если говорить про «Уралмаш», то еще на этапе планирования застройки мы предприняли ряд мер. Так, для разгрузки района проектируется дублер Космонавтов и улица Фрезеровщиков, в чем активное участие принимает и сам застройщик. Поэтому с уверенностью могу сказать, что на сегодняшний день задачи обеспечения качественной транспортной инфраструктурой жителей района являются для Администрации в этом вопросе первоочередными.
— Наверняка Вы сталкиваетесь со сложностями или барьерами со стороны общественности, поскольку любые изменения, а иногда даже и отсутствие изменений практически всегда сопровождаются негативной реакцией со стороны пользователей транспортной системы?
— Конечно, и это нормально. Следует отметить, что Администрация города активно пользуется инструментами, позволяющими получить обратную связь от населения, такими как общественные обсуждения, публичные слушания и работа с профессиональными сообществами, так как основными пользователями при реализации городской инфраструктуры становятся в основном жители города Екатеринбурга. В среднем, около 30% людей, которые поделились своими предложениями и замечаниями, получили возможность принять активное участие в реализации проектов, предлагая свои решения по улучшению городской среды. И это действительно так. Мнения екатеринбуржцев, критикующих конструктивно — являются зачастую важнейшим звеном в обсуждении тех или иных решений.
Например, одним из инструментов для взаимодействия с горожанами и профессиональным сообществом стал проект наставничества «Территория движения», организованный нашими коллегами из Управления государственной экспертизы Свердловской области. В нем приняли участие представители застройщиков, профильных проектировщиков, студенты пяти учебных заведений — десятки активных пользователей транспортной системы, предлагающих свое видение вектора изменений. Для нас это ценно.
— Вы говорите о проекте, где застройщики вместе со студентами ищут решения проблем транспортной системы Екатеринбурга? Расскажите подробнее о задачах, которые были поставлены перед участниками?
— Да, именно. Так как сейчас заметно ощущается кадровый голод, то важно привлекать молодых специалистов еще со студенческой скамьи. Поэтому Управлением госэкспертизы был организован этот проект, который поддержало наше дружное строительное сообщество. Застройщики и проектные бюро Екатеринбурга обучали студентов специфике их профессии, касающиеся актуальных задач городского развития: разгрузки центральной части города, концепции наземного метро и развития транспортной инфраструктуры северной и южной частей города.
Я присутствовал на защите, где команды представили свои идеи перед жюри, в числе которого были и представители Администрации Екатеринбурга. Команды подробно изучили имеющиеся данные по каждому направлению, было видно, что для каждого участника данная тема важна и интересна. Проект позволил наставникам проявить свои профессиональные компетенции и поделиться знаниями со студентами, которые станут частью строительной отрасли.
Начальник Управления государственной экспертизы Свердловской области Наталья Серегина:
В рамках проекта в сфере устойчивого развития (ESG) — второго сезона наставничества «Территория движения» одни из лучших специалистов строительного сообщества Екатеринбурга на протяжении четырех месяцев делились своим опытом со студентами, каждый продемонстрировал свои подходы к работе.
Мы пригласили к участию компании-девелоперы и проектные бюро Екатеринбурга, среди которых: АО СЗ «РСГ-Академическое», АО ГК «Эталон», ООО «СЗ «УГМК-ЗАСТРОЙЩИК», АО «Форум-Групп», ООО «СЗ «Виктория Строй», ООО «Стройтэкпроект», ООО «Проектное бюро Р1», ООО «Первостроитель», ООО «БАЗА ДЕВЕЛОПМЕНТ», ООО СЗ ГК «Практика», АО «Синара-Девелопмент».
— Какие идеи вы можете отметить?
— Смело могу сказать, что все. С одной стороны, система наставничества позволяет познакомить молодых специалистов с профессией «изнутри», и это актуально не только для строительной сферы — на заметку идею проекта нужно брать разным отраслям. И несмотря на прослеживающийся в концепциях максимализм, решения все же были «приземлены» наставниками к реальности. С другой стороны, молодежь в любом случае видит развитие города совсем по-другому, много решений направлено не только на увеличение скорости передвижения, но и на снижение углеродного следа и принципы самоокупаемости предложенных концепций. Это ценно. Представленные на защите идеи также будут внимательно изучены и взяты в работу.
Важной особенностью подобных проектов является активное вовлечение участников. Как показывает практика, около половины идей активных граждан, предлагающих модернизацию транспортной системы города, находят реальное воплощение.