«Я помню времена, когда слово «девелопмент» только приживалось на территории России, а понятие «комфортная среда» даже не упоминалось. На первом месте были квартирография, планировка и цена. А потом пришло время, и мы все стали осознавать, что жизнь намного глубже и разнообразнее и не ограничена только своей квартирой», — начал панельную дискуссию «Комфортная городская среда. Тренды» модератор, первый заместитель генерального директора «Форум групп» Сергей Мямин.
По словам Мямина, их компания осознала ценность комфортной среды и ее значимость для жителей много лет назад. Формирование добрососедства, хорошего эмоционального фона напрямую зависит от комфортной среды, и даже в большей степени, чем от качества планировки, отмечает эксперт.
Как отмечает руководитель, партнер UNK landscape Гульнара Сафарова, важнейшим при формировании комфортной городской среды является взаимодействие девелопера и архитектора. Имея многолетний опыт работы с застройщиками Москвы и других городов России, ключевым моментом для правильного развития пространства, по ее словам, является анализ аудитории.
«Мы очень основательно подходим к своей работе, сделали исследование, сформировали правильную анкету для потенциальных жителей. У покупателей есть разные цели: кому-то важен статус, кому-то комфорт, кому-то ничего не важно, потому что это инвестиционная квартира. С помощью правильно сформированной анкеты мы выявили для себя данные, которыми потом пользовались при проектировании всех дворовых пространств», — рассказала Гульнара Сафарова.
В качестве примера эксперт рассказала историю, когда при формировании квартала большую часть аудитории составляли жители с детьми. Но реализация проекта была рассчитана до 2030 года, к этому моменту, как показал анализ, дети уже будут в меньшинстве, а упор нужно делать именно на подростков.
«Как правило, для подростков никто из девелоперов ничего не предусматривает. Это такая уникальная история. Я как архитектор, который создал в Москве Хохловскую площадь, удивляюсь феномену, насколько востребованы молодыми людьми городские пространства. И для девелоперов мы всегда предлагаем такие площадки, которые оправдывают себя», — отмечает Сафарова.
Еще один тренд, который отметили участники дискуссии, это тренд на осознанное потребление, экологичность и природоориентированность. О том, как совмещать экологию и проектирование общественных пространств, рассказала ведущий архитектор компании «Архитекторы луга» Анна Антохина.
«Мы хотим не просто сидеть в живом, красивом пространстве. Мы хотим сидеть под пение птиц, мы хотим, чтобы бабочки садились нам на руки. Поэтому нужно привлекать животных в город. Как это делать? Это можно сделать, только используя местные виды растений», — отмечает эксперт.
В качестве успешного примера такой организации пространства Антохина привела ландшафтный проект «Сад трав» возле Ельцин Центра в Екатеринбурге. Здесь высажено более пятисот видов местных растений, которые позволяют вернуть в центр города кусочек живой природы.
Третий тренд — социальная вовлеченность. «Она помогает отождествить человека с пространством. После этого человек воспринимает его как свое, ухаживает, сохраняет и улучшает», — считает сооснователь и генеральный директор архитектурного бюро HEADS Group Арсен Хаиров.
Компания Хаирова ориентируется на благоустройство общественных пространств, парков и скверов в небольших городах. По словам эксперта, именно там очень остро стоит проблема отсутствия качественной городской среды для всех групп населения.
«Это приводит к реальным проблемам с поведением подростков — хулиганством, вандализмом. И наша задача — создать такое место, где молодежь сможет найти себе применение и реализовать свои интересы», — считает Хаиров.
В качестве успешного примера он привел опыт работы в городе Заинск Республики Татарстан с населением 38 тыс. человек, где сейчас реализуют проект создания общественного пространства для молодежи в парке.
Еще один участник дискуссии — архитектор и партнер бюро А4 Сергей Марков — также считает, что в основе успешного городского пространства лежит комьюнити.
«Создание сообществ людей — один из самых важных трендов, и социокультурное программирование помогает этому. Создание сообщества, комьюнити позволяет в дальнейшем развивать территорию, чтобы она не превращалась в новый спальный район», — отмечает Марков.
Полностью согласен с необходимостью вовлечения людей и Сергей Мямин. «Тема вовлеченности, событийности, жизни пространства — это действительно важно. Как девелоперам, так и архитекторам необходимо уметь работать с этим — качественно вовлекать жителей. Это основа формирования комфортной городской среды», — резюмировал заместитель директора «Форум Групп».
Четвертый тренд — эстетика и соответствие этике текущего времени. «Если сегодня все ориентируются на здоровый образ жизни, то его нужно интегрировать в городскую среду. Кроме того, пространство всегда должно быть эстетичным — человеку должно быть комфортно там находиться», — подчеркивает сооснователь архбюро HEADS Group.
Среди других ключевых особенностей формирования современной городской среды участники дискуссии отметили бережное отношение, осознанное потребление и социокультурное программирование.