Общепит в Свердловской области закрыли 28 марта — кафе разрешили работать лишь на вынос или доставку. С 1 июля ресторанам дали добро на то, чтобы они стали принимать гостей на летних верандах. Две недели назад заведениям разрешили вернуться к обычному режиму, хоть и с некоторыми ограничениями. Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП) провел прямой эфир, на котором рестораторы Кирилл Шлаен и Татьяна Заводовская рассказали о том, что изменили 4 месяца пандемии на рынке общепита.
Президент Федерации рестораторов России Игорь Бухаров в середине пандемии предвещал, что больше 40% заведений до момента снятия ограничений просто не доживут. В начале августа, по данным индекса Wheretoeat, в Свердловской области закрытыми оставались 12,3% ресторанов и кафе, 17% — работало только на доставку.
Пока говорить о том, насколько был прав Игорь Бухаров — рано. Небольшие кафе, несмотря на то, что две недели, как ограничения сняты, до сих пор не могут подстроиться под новые реалии. Но, кажется, екатеринбургские рестораторы — как крупные сетевики, так и те, у кого заведение только одно — пережили кризис с гораздо меньшими потерями.
Кирилл Шлаен, бренд-директор франчайзинговой компании Center (заведения «Агонь», Double grill& bar, Carbonara, Pinzeria by Bontempi, 1991 и бар Sekta):
— Март, апрель и май были очень тяжелыми, потому что ресторанная машина со всем набором обязательных платежей — не могла резко затормозить или развернуться в другую сторону. Но июль и август для нашей компании стали прибыльными — на руку сыграло, что мы заранее подготовились к открытию веранд — они ждали своего часа еще с апреля. Более того, веранды сразу после открытия оказались заполнены — люди просто остались в городе из-за отсутствия возможности уехать в отпуск.
Практически все рестораны Екатеринбурга за 4 месяца ограничений приспособились к новым реалиям. Во-первых, оптимизировали меню. Во-вторых, освоили доставку.
Татьяна Заводовская, владелица кафе «Мы есть»:
— Конечно, сложно было адаптироваться, но так как у меня заведение не большое и маленький коллектив — всего 21 человек — нам удалось подстроиться под новые обстоятельства. В какой-то момент мои официанты переквалифицировались в курьеров. Да, я и сама пару раз отвозила заказы.
По словам Заводовской, в пандемию рестораторам сильно помог сервис «Яндекс.Еда», который не только снизил цены на сотрудничество, но и предложили рестораторам временно трудоустроить всех их сотрудников к себе.
Кирилл Шлаен, в свою очередь, добавляет, что помог рестораторам выжить в период пандемии не только «Яндекс», но и государственные субсидии.
Кирилл Шлаен:
— Да, государственная помощь никого не сделала богатым и счастливым, но она многим помогла скорректировать те потери, которые бизнес понес в первые месяцы пандемии. Например, мне удалось договориться со всеми владельцами площадей, которые мы арендуем под заведения, о программах лояльности в вопросах оплаты аренды. Поверьте, это не малые деньги, которые мы смогли перераспределить в тот момент в более нужное русло.
По словам заместителя директора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Валерия Пиличева, во время действия в регионе особого режима было разработано немало федеральных и региональных мер поддержки бизнеса, в том числе налоговых послаблений, финансовых инструментов. Все они были направлены на то, чтобы помочь бизнесу, особенно из наиболее пострадавших сфер.
Валерий Пиличев, земеститель директора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства:
— Что касается рестораторов, для этой категории наш фонд ввел специальный льготный заем «Новый старт» на пополнение оборотных средств, а также оплату аренды и зарплат. Он позволяет получить до 500 тыс. рублей на срок до 24 месяцев под 2,125% годовых. Казалось бы, сумма небольшая, но она дает возможность закрыть эту потребность в моменте. По последним данным, мы выдали 105 займов «Новый старт» на общую сумму 47 млн рублей. Еще ранее был введен заем «Антикризисный» на выплату зарплат и аренды: оформлено почти 200 договоров на сумму 54 млн рублей.
По словам Пиличева, популярностью в период пандемии у СОФПП пользовались не только антикризисные меры. «Кто-то в это непростое время нашел ресурсы для развития. В частности, в рамках нашего антикризисного проекта Business-Data, который позволяет открывать бизнес в небольших городах с господдержкой, в Новоуральске появилось три новых предприятия, в том числе новое заведение общепита», — объясняет он.
Рестораторы уверены — говорить о том, как повлияла пандемия на бизнес — еще очень рано. По их мнению, с реальным кризисом они столкнутся позже: через несколько месяцев после полного завершения карантина.