В 2020 году министерство инвестиций и развития Свердловской области (МИР) совместно со Свердловским фондом поддержки предпринимательства (СОФПП) запустили проект по повышению уровня жизни в небольших городах — Business-Data. С помощью анализа больших данных в городах области, а также в «атомных» и моногородах региона будут находить свободные рыночные ниши и помогать бизнесу открывать востребованные именно в этом муниципалитете предприятия по франчайзингу. В условиях коронавируса, падения рубля и экономического спада проект приобрел черты антикризисного: он позволяет бизнесу минимизировать свои затраты и удачно выбирать место для открытия.
В чем суть проекта
Цель — создать в малых городах Свердловской области те предприятия сферы услуг, которых не хватает. Это могут быть кафе, магазины одежды, парикмахерские, салоны красоты и т. д. Схема выглядит так:
- Чтобы получить представление, какие именно ниши пустуют, специалисты анализируют платежные данные по банковским картам. Это позволяет выявить спрос и предложения.
- Параллельно СОФПП и МИР нарабатывают и формируют пакеты франшиз, которые могут предложить предпринимателям.
- Предприниматель получает финансовую поддержку и открывает бизнес.
Первый успешный опыт
Первый город, в котором начали анализировать обстановку, стал закрытый Новоуральск. Анализ 6 млн платежных транзакций показал, что Новоуральску не хватает заведений общепита. Около 70% населения уезжает в кафе и рестораны за пределы муниципалитета. И лишь треть всех трат в кафе приходится на город.
Поэтому первые договоренности с предпринимателями достигли именно по «общепитовским» франшизам. Так, в конце лета в Новоуральске откроют кафе «Чикен Хауз» — это тверская сеть бистро. Кафе должно частично закрыть спрос на заведения семейного типа. Именно информация о тратах потребителей по районам города позволила найти оптимальное место для открытия новой точки, рассказали в СОФПП.
Кто следующий
Вторым городом — участником проекта Business Data стал Каменск-Уральский. 16 июля соответствующее соглашение подписали глава города Алексей Шмыков и заместитель директора областного фонда поддержки предпринимательства Валерий Пиличев.
Валерий Пиличев, заместитель директора СОФПП:
— Каменск-Уральский является одним из наиболее перспективных муниципалитетов для открытия новых точек продаж и появления новых предприятий сферы услуг. По данным нашего исследования, безналичным расчетом в городе пользуется 101 тысяча человек среди 166 тысяч населения.
Приоритетные направления развития бизнеса Каменска-Уральского:
- медицинские услуги, салоны красоты и SPA, косметика;
- общепит и развлечения;
- одежда и товары для дома и ремонта.
Предварительные исследования показали, что доля трат по данным категориям за пределами муниципалитета — от 40% и выше. 86% всех безналичных трат жителей Каменска-Уральского происходит не в городе.
Следом за Каменском-Уральским к проекту присоединятся Асбест, Первоуральск и Богданович. До 2024 года проект будет реализован в городах региона, преимущественно в монопрофильных и атомных городах Свердловской области.
Как и сколько денег можно получить на бизнес-проект
- Получить поддержку может любой желающий — как действующие предприниматели, так и те, кто только хочет попробовать себя в бизнесе.
- Business-Data предусматривает открытие бизнесов стоимостью не более 8 млн рублей. До 5 млн рублей — займы СОФПП, до 3 млн рублей — софинансирование со стороны предпринимателя.
- Если сумма бизнеса меньше, то фонд и предприниматель делят траты пропорционально.
- Ставка по займу — от 4,5% годовых.