В этом выпуске проекта «Рекомендация» Леонид расспрашивает художника и татуировщика Севу Стекольщука о картинах, которые заказывает у него в подарок для друзей и бизнес-партнеров.
«Многие люди с приличным достатком однажды становятся коллекционерами. Так случилось и с моими друзьями, которые начали собирать картины известных художников. Однажды я по случаю показал им работы своего товарища Всеволода Стекольщука. Друзья оценили — сказали, что у художника есть и вкус, и талант.
Я вспомнил про этот случай, когда искал подарок для одного из них. Попросил Севу нарисовать что-то похожее на ту картину, которая понравилась человеку, купил и подарил ее. Презент «зашел», и мне пришло в голову, что картина — это отличный подарок: необычный, статусный, а в моем случае еще и качественный — раз его оценили люди, которые разбираются в искусстве и покупают полотна на аукционах.
С тех пор, когда мне нужно подарить что-нибудь не столь банальное, как дорогой алкоголь, я заказываю картины у Севы. Это всегда работы со смыслом: с интересными отсылками, с историей, связывающей нас с человеком, которому предназначен презент. Я вручал их друзьям, знакомым, партнерам по бизнесу — владельцам виноделен, директорам заводов, — несколько раз покупал для себя. Так что да — такие картины я рекомендую».
«Человеческая кожа — это рабочий материал»
— Сева, ты больше известен как тату-мастер. Что выгоднее — писать картины или делать наколки?
— Конечно, второе. И выгоднее, и проще. Во-первых, я много лет занимаюсь тату и давно «набил руку». Во-вторых, на них уходит намного меньше времени, эмоций, творческих сил. Татуировки можно назвать ремеслом, которое приносит деньги. А живопись — отдых от работы.
— То есть тебе порой надоедают тату?
— Мне надоедает даже сам материал, с которым приходится работать.
— Ты имеешь в виду…
— Человеческую кожу. По большему счету, для тату-мастера это то же, что холст для художника. Только холст так быстро не надоест — тут больше простор для творчества. Ты можешь, например, менять размер полотна — и это повлияет на то, какой будет картина, как ты станешь ее писать. Хочешь — выбери миниатюру, которую закончишь за несколько часов, хочешь — огромное полотно, над которым можно трудиться всю жизнь.
«Большая картина — большая ответственность»
— Как ты определяешь, сколько стоит эта картина, а сколько — вот та? Есть какой-то прайс?
— Нет, конечно. Все индивидуально. Какие-то полотна я вообще не продаю — слишком много труда в них вложено, слишком много они для меня значат. Хотя есть и объективные вещи — например, размера холста. Небольшие открытки, которые я рисую сериями, продаю от трех тысяч рублей. Крупное полотно может стоить и сто тысяч, и больше.
— Но большая картина и воспринимается по-другому, более… весомо, что ли. Нет?
— Слушай, даже небольшая — формата А4 или меньше, акварель или пастель — может быть классным подарком. Правильно их оформи, грамотно сыграй рамкой — и они будут смотреться на тысячу баллов.
В чем-то малая форма даже лучше — ее всегда найдется куда поставить. А большое полотно — большая ответственность. Оно всегда занимает центральное место в квартире. Но что по этому поводу подумает хозяин? Готов он к тому, что дома «поселится» красный конь — и куда бы хозяин ни пошел, он повсюду будет чувствовать его «взгляд»? Или что у него перед глазами постоянно будет висеть портрет Тимоти Шаламе — хотя сам он терпеть не может ни этого актера, ни «Дюну» Фрэнка Герберта?
Кроме того, большому полотну сложнее вписаться в интерьер.
— Я тебе больше скажу — ты никогда не угадаешь, какая картина подойдет к интерьеру, который разрабатывал дизайнер. Другое дело в офисе, где каждый вьет себе личное пространство и потому царит эклектика. Поэтому я и считаю, что картина — хороший корпоративный подарок.
Самый частый вопрос, с которым в ФОНД обращаются предприниматели, — где взять деньги. У нас большая линейка финансовых продуктов для бизнеса нашего региона. В первую очередь это займы по ставке Банка России и поручительства, но также мы работаем с банковскими гарантиями и помогаем привлекать финансы на инвестплатформе
Барокко в стиле поп-арт
— Расскажи, как ты пишешь картины на заказ? Проще, когда клиент ставит четкую задачу, расписывает все нюансы — или задает только общую тему, а дальше ты творишь сам?
— Мне удобнее работать, когда сразу понятно направление. Но не куча референсов, которые надо соблюсти. Я все-таки художник, а не дизайнер.
— А когда клиент сам не знает, чего хочет? Бывает такое?
— Конечно, бывает. И это самое сложное. Я считаю так: если человек говорит «Хочу то, не знаю что» — значит, он ничего не хочет.
— И что ты тогда делаешь?
— Я могу показать, какие работы у меня есть — разные по направлению, стилю, экспрессии. Он выбирает из этого то, что ему ближе, и я начинаю работать.
— А если заказчик говорит: «Нет, это все не то», если он хочет, например, портрет в стиле барокко — а ты барокко терпеть не можешь? Станешь писать такую картину?
— Нет. Или клиент идет на компромисс — и мы делаем, условно, барочный портрет в стиле поп-арт, — или он идет к другому художнику.
Подключайте подходящий вам эквайринг в УБРиР и принимайте платежи любыми способами: через терминал, по QR-коду, по картам и с гаджетов покупателей
Что общего у ребенка и гриба-паразита
— В каком стиле ты обычно работаешь?
— Мне сложно остановиться на чем-то одном. Это видно по моим картинам — по «сериям», которыми они выходят. Вначале я работаю в этом стиле, потом в другом, третьем, затем снова возвращаюсь к первому. Сегодня хочется рисовать углем, на следующей неделе маслом, после — акрилом. Все такое вкусное, все хочется попробовать!
— Как дети, которым не терпится откусить от всего, что есть на столе.
— Да, как дети. Или как гриб кордицепс. Задача — везде оставить свой след, испортить как можно больше полотен (улыбается).
— Ты сам даришь свои работы?
— Очень редко. Для меня живопись — скорее рутина, чем подарок на праздник. Представь, что ты бухгалтер. Ты же не понесешь шефу на день рождения годовой отчет? Да и нужен ли человеку такой презент? Может, он воспримет это как отмазку? Многие уверены, что для художника ничего не стоит нарисовать картину — он же всю жизнь этим занимается. Кто-то и вовсе считает так: «Тебе самому это в кайф. Почему я должен за это платить?»
«Вот бы подключить нейросеть к мозгу. Это будет отвал башки»
— Мир меняется. Сегодня все чаще говорят, что нейросети заменят художников. Не боишься конкуренции?
— Не боюсь. Задача людей, которых могут «подвинуть» нейросети — таких как концепт-артисты, например, — успеть встроиться в новую реальность, войти в симбиоз с машиной.
— Ты серьезно?
— Абсолютно. Это и есть самый кайф. Меня будоражит мысль, что мы живем в такую эпоху, что можем впрыгнуть в лодку, помахать рукой тем, кто остался на берегу, и отчалить в светлое будущее.
— А ты сам применяешь в работе нейросети — тот же ChatGPT, например?
— Я больше уважаю Midjourney. Использую его для поиска идей, набросков, цветовых схем. То есть закидываю в сетку ключевые слова и смотрю на результат. Здесь не очень, тут мимо, а отсюда можно что-то взять, тут интересная цветовая гамма, прикольная композиция. И уже от этого начинаю плясать.
Это гораздо проще, чем искать фото с нужным ракурсом в Google, крутить на компьютере 3D-модели или делать наброски с живого человека — тем более что у многих на это сегодня нет времени.
Еще один плюс — даже два — в том, что в работе с нейросетью твой полет фантазии ничем не ограничен и удовлетворяется моментально. Обычно тебе нужно потратить несколько часов, чтобы ретранслировать образ из головы на бумагу — и только после этого можно понять, нравится тебе результат или нет.
Поэтому то, что мы можем стать единым организмом с машиной — это очень круто. А если бы ее можно было подключить напрямую к мозгу… Вот это был бы настоящий отвал башки.
Текст: Кирилл Кирягин
Фото: Антон Буценко
Дизайн: Анна Коваленко
Руководитель проекта: Артем Очеретин
ПАО КБ «УБРИР», лицензия ЦБ РФ № 429 от 06.02.2015
Реклама. Свердловский областной фонд поддержки редпринимательства (микрокредитная компания), www.sofp.ru, erid: 4CQwVszH9pSaLJFDhkx
Реклама. ПАО КБ «УБРиР», www.ubrr.ru, erid: 4CQwVszH9pSaLJFDhgU