Как удалось справиться с новыми вызовами и проблемами и каких результатов удалось достичь в непростой для бизнеса год – в интервью РБК Екатеринбург рассказал управляющий филиалом ПАО «БАНК УРАЛСИБ» в Екатеринбурге Александр Киреев.
– В 2020 году бизнесу пришлось адаптироваться к новым реалиям. Как коронавирус и связанные с ним ограничения повлияли на работу банка?
– В 2020 году всем нам пришлось научиться жить и работать в незнакомых ранее и непривычных условиях – в режиме карантинных ограничений. Многие клиенты, особенно малый бизнес, либо приостановили свою деятельность, либо перешли на дистанционную работу. Несмотря на ограничения, жизнь и бизнес клиентов не останавливались и всем требовались консультации, услуги, решение вопросов. Мы быстро адаптировались к ситуации – проводили видеозвонки и переговоры, больше работали по телефону.
– А как изменилось поведение клиентов в новых условиях?
– В поведении клиентов не было ничего необычного: поступали обоснованные запросы на снижение банковских комиссий и тарифов, повысился интерес к оборотному кредитованию, были обращения на реструктуризацию от клиентов наиболее пострадавших отраслей. Мы весь год были вместе с нашими клиентами, вместе учились работать в новых условиях и решать возникающие вопросы и стремились оставаться надежными партнерами.
– Весной для поддержки рынка недвижимости, застройщиков и бизнеса в целом правительство РФ запустило программу субсидированной ставки по ипотеке. Это привело к росту спроса на ипотечные продукты в Свердловской области?
– Банк УРАЛСИБ активно участвовал и продолжает участвовать в программах ипотечного кредитования с государственной поддержкой. И мы отмечаем значительный рост объемов ипотечного кредитования в секторе частных клиентов. За 11 месяцев 2020 года банк выдал в полтора раза больше ипотечных кредитов, чем за весь 2019 год. На начало декабря только в Свердловской области клиенты УРАЛСИБа получили ипотечные займы более чем на 2 млрд руб.
Ипотечные ставки в этом году неоднократно снижались, так же как и ставки по другим видам потребительского кредитования, что отразилось на росте спроса со стороны клиентов, несмотря на все трудности карантина. Например, кредитный портфель вырос на 15% по сравнению с 2019 годом.
– Да, но ведь вместе со снижением ключевой ставки и ставок по кредитам упали и ставки по вкладам. Это не привело к оттоку клиентов?
– Произошло перераспределение портфеля срочных вкладов в пользу других инструментов получения дохода – инвестиционных и карточных продуктов. Портфель срочных вкладов снизился на 10% – с 1 млрд до 900 млн руб. При этом общий ресурсный портфель вырос на 20% – с 2 млрд до 2,4 млрд.
Люди ищут альтернативные срочным вкладам инструменты сбережения и вложения средств. Клиенты выбирают инвестиционные продукты, такие как инвестиционное страхование жизни или паевые инвестиционные фонды, чтобы получать привычно высокий доход от размещения.
– Кроме ипотеки и инвестпродуктов, на что увеличился спрос у физлиц?
– Спрос на дебетовые карты только в Свердловской области вырос на треть – это обусловлено потребностью дистанционного обслуживания. Так, отвечая на запросы потребителей, в 2020 году УРАЛСИБ перезапустил карту «Прибыль», объединившую в себе наиболее востребованные у клиентов возможности – кэшбэк и высокий процент на остаток. Были улучшены параметры продукта и запущена его доставка на дом клиенту.
– Если возвращаться к теме кредитования, то как изменились привычки и поведение клиентов в 2020 году?
– У клиентов – юридических лиц – мы видели повышенный спрос на оборотное финансирование – выросло количество выдаваемых овердрафтов и возобновляемых кредитных линий. При этом мы наблюдали снижение интереса к инвестиционным историям, долгосрочным проектам.
Многие клиенты выбирали стратегию умеренного кредитования. По ряду отраслей наблюдалось аккумулирование денежных средств, клиенты более плотно работали с дебиторской задолженностью. На 2021 год мы предполагаем, что сохранится тенденция умеренного роста без потери качества портфеля.
В сегменте розничного кредитования драйверами роста стала ипотека и кредиты на авто, зато снизился спрос на кредиты наличными.
– Не увеличилось ли число просрочек по кредитам в связи с финансовым кризисом?
– Нет. Объемы просроченной задолженности практически не изменились. Для клиентов, работающих в наиболее пострадавших отраслях экономики, УРАЛСИБ реструктуризировал кредиты, в том числе с отсрочкой платежей до полугода.
– А сколько клиентов обратилось за реструктуризацией? Как вы оцениваете риски выхода на просрочку компаний уже по реструктуризированным ссудам?
– С марта 2020 года мы провели реструктуризацию по 13 договорам на 52 млн руб. Более половины таких кредитов уже погашены заемщиками. Риски выхода на просрочку остальных клиентов с реструктурированными ссудами минимальны, поскольку заемщикам установлены наиболее удобные графики погашения задолженности, проводится регулярный мониторинг ссуд для оперативного реагирования при изменении ситуации.
– Одной из ключевых особенностей 2020 года стал переход на удаленный формат работы, интерес к онлайн-продуктам и сервисам. Как вы оцениваете, интерес к привычным офлайн-форматам восстанавливается?
– В марте и апреле мы наблюдали снижение потока в офисы банка, а порядка 20% клиентов присоединилось к дистанционному обслуживанию. С июня мы наблюдаем восстановление потока. Офлайн динамично развивается в 2020 году, наряду с онлайн-продуктами и инструментами, которые банк предоставляет клиентам.