От депозитов к инвестпродуктам: как 2020 год изменил банковский сектор
Материалы выпуска
От депозитов к инвестпродуктам: как 2020 год изменил банковский сектор Решения Актуальные финансовые решения от Росбанк L’Hermitage Private Banking Решения Ставки сделаны, ставок больше нет. Как изменился банковский сектор за год Рынок Как облегчить кредитную нагрузку. Отвечают эксперты Решения Как пандемия изменила мир кредитования. Отвечают эксперты Решения ПСБ запустил онлайн-факторинг для поставщиков торговых сетей Инновации Банк УРАЛСИБ встретился с клиентами-предпринимателями Рынок Региональный банк предоставил новые возможности свердловскому бизнесу Рынок «Понимать задачи клиента». Секреты успеха от председателя Правления банка Решения Как быть, если вы должны сразу нескольким банкам. Инструкция Рынок Петр Морсин, «Бинбанк»: «У крупного банка есть возможность развиваться, а не только выживать» Рынок Кризис позади: страховой рынок в России в 2017 г. вырастет на 10-15% Компетенция В екатеринбургских банках выросли ставки по вкладам в рублях Рынок Эксперт Бинбанка рассказал о ситуации в сфере МСБ Рынок Webbankir ищет партнеров для системы онлайн-кредитования в малой рознице Новости партнеров QBF предложила способы приумножения капитала во время кризиса Решения Ставки по вкладам будут снижаться? Удачный момент для инвестиций Рынок Производитель медной катанки получил ₽160 млн на льготных условиях Решения
Решения Екатеринбург
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска
Актуальные финансовые решения от Росбанк L’Hermitage Private Banking
Ставки сделаны, ставок больше нет. Как изменился банковский сектор за год
Как облегчить кредитную нагрузку. Отвечают эксперты
Как пандемия изменила мир кредитования. Отвечают эксперты
ПСБ запустил онлайн-факторинг для поставщиков торговых сетей
Банк УРАЛСИБ встретился с клиентами-предпринимателями
Региональный банк предоставил новые возможности свердловскому бизнесу
«Понимать задачи клиента». Секреты успеха от председателя Правления банка
Как быть, если вы должны сразу нескольким банкам. Инструкция
Петр Морсин, «Бинбанк»: «У крупного банка есть возможность развиваться, а не только выживать»
Кризис позади: страховой рынок в России в 2017 г. вырастет на 10-15%
В екатеринбургских банках выросли ставки по вкладам в рублях
Эксперт Бинбанка рассказал о ситуации в сфере МСБ
Webbankir ищет партнеров для системы онлайн-кредитования в малой рознице
QBF предложила способы приумножения капитала во время кризиса
Ставки по вкладам будут снижаться? Удачный момент для инвестиций
Производитель медной катанки получил ₽160 млн на льготных условиях

От депозитов к инвестпродуктам: как 2020 год изменил банковский сектор

2020 год оказался непростым для всех сфер экономики страны. Пандемия, самоизоляция, нестабильность на глобальных финансовых рынках, безусловно, оказали влияние и на банковский сектор.

Как удалось справиться с новыми вызовами и проблемами и каких результатов удалось достичь в непростой для бизнеса год – в интервью РБК Екатеринбург рассказал управляющий филиалом ПАО «БАНК УРАЛСИБ» в Екатеринбурге Александр Киреев.

– В 2020 году бизнесу пришлось адаптироваться к новым реалиям. Как коронавирус и связанные с ним ограничения повлияли на работу банка?

– В 2020 году всем нам пришлось научиться жить и работать в незнакомых ранее и непривычных условиях – в режиме карантинных ограничений. Многие клиенты, особенно малый бизнес, либо приостановили свою деятельность, либо перешли на дистанционную работу. Несмотря на ограничения, жизнь и бизнес клиентов не останавливались и всем требовались консультации, услуги, решение вопросов. Мы быстро адаптировались к ситуации – проводили видеозвонки и переговоры, больше работали по телефону.

– А как изменилось поведение клиентов в новых условиях?

– В поведении клиентов не было ничего необычного: поступали обоснованные запросы на снижение банковских комиссий и тарифов, повысился интерес к оборотному кредитованию, были обращения на реструктуризацию от клиентов наиболее пострадавших отраслей. Мы весь год были вместе с нашими клиентами, вместе учились работать в новых условиях и решать возникающие вопросы и стремились оставаться надежными партнерами.

– Весной для поддержки рынка недвижимости, застройщиков и бизнеса в целом правительство РФ запустило программу субсидированной ставки по ипотеке. Это привело к росту спроса на ипотечные продукты в Свердловской области?

– Банк УРАЛСИБ активно участвовал и продолжает участвовать в программах ипотечного кредитования с государственной поддержкой. И мы отмечаем значительный рост объемов ипотечного кредитования в секторе частных клиентов. За 11 месяцев 2020 года банк выдал в полтора раза больше ипотечных кредитов, чем за весь 2019 год. На начало декабря только в Свердловской области клиенты УРАЛСИБа получили ипотечные займы более чем на 2 млрд руб.

Ипотечные ставки в этом году неоднократно снижались, так же как и ставки по другим видам потребительского кредитования, что отразилось на росте спроса со стороны клиентов, несмотря на все трудности карантина. Например, кредитный портфель вырос на 15% по сравнению с 2019 годом.

– Да, но ведь вместе со снижением ключевой ставки и ставок по кредитам упали и ставки по вкладам. Это не привело к оттоку клиентов?

– Произошло перераспределение портфеля срочных вкладов в пользу других инструментов получения дохода – инвестиционных и карточных продуктов. Портфель срочных вкладов снизился на 10% – с 1 млрд до 900 млн руб. При этом общий ресурсный портфель вырос на 20% – с 2 млрд до 2,4 млрд.

Люди ищут альтернативные срочным вкладам инструменты сбережения и вложения средств. Клиенты выбирают инвестиционные продукты, такие как инвестиционное страхование жизни или паевые инвестиционные фонды, чтобы получать привычно высокий доход от размещения.

– Кроме ипотеки и инвестпродуктов, на что увеличился спрос у физлиц?

– Спрос на дебетовые карты только в Свердловской области вырос на треть – это обусловлено потребностью дистанционного обслуживания. Так, отвечая на запросы потребителей, в 2020 году УРАЛСИБ перезапустил карту «Прибыль», объединившую в себе наиболее востребованные у клиентов возможности – кэшбэк и высокий процент на остаток. Были улучшены параметры продукта и запущена его доставка на дом клиенту.

– Если возвращаться к теме кредитования, то как изменились привычки и поведение клиентов в 2020 году?

– У клиентов – юридических лиц – мы видели повышенный спрос на оборотное финансирование – выросло количество выдаваемых овердрафтов и возобновляемых кредитных линий. При этом мы наблюдали снижение интереса к инвестиционным историям, долгосрочным проектам.

Многие клиенты выбирали стратегию умеренного кредитования. По ряду отраслей наблюдалось аккумулирование денежных средств, клиенты более плотно работали с дебиторской задолженностью. На 2021 год мы предполагаем, что сохранится тенденция умеренного роста без потери качества портфеля.

В сегменте розничного кредитования драйверами роста стала ипотека и кредиты на авто, зато снизился спрос на кредиты наличными.

– Не увеличилось ли число просрочек по кредитам в связи с финансовым кризисом?

– Нет. Объемы просроченной задолженности практически не изменились. Для клиентов, работающих в наиболее пострадавших отраслях экономики, УРАЛСИБ реструктуризировал кредиты, в том числе с отсрочкой платежей до полугода.

– А сколько клиентов обратилось за реструктуризацией? Как вы оцениваете риски выхода на просрочку компаний уже по реструктуризированным ссудам?

– С марта 2020 года мы провели реструктуризацию по 13 договорам на 52 млн руб. Более половины таких кредитов уже погашены заемщиками. Риски выхода на просрочку остальных клиентов с реструктурированными ссудами минимальны, поскольку заемщикам установлены наиболее удобные графики погашения задолженности, проводится регулярный мониторинг ссуд для оперативного реагирования при изменении ситуации.

– Одной из ключевых особенностей 2020 года стал переход на удаленный формат работы, интерес к онлайн-продуктам и сервисам. Как вы оцениваете, интерес к привычным офлайн-форматам восстанавливается?

– В марте и апреле мы наблюдали снижение потока в офисы банка, а порядка 20% клиентов присоединилось к дистанционному обслуживанию. С июня мы наблюдаем восстановление потока. Офлайн динамично развивается в 2020 году, наряду с онлайн-продуктами и инструментами, которые банк предоставляет клиентам.