В Екатеринбурге прошел крупнейший форум-выставка «Франчайзинг. Регионы», на котором представители более 50 международных и региональных франшиз продемонстрировали свои проекты. Одним из участников форума стала сеть медицинских лабораторий «Гемотест» – компания активно развивается в регионах и наращивает присутствие в Свердловской области. Об особенностях рынка медицинских франшиз в уральской столице и перспективах на будущее рассказала директор по развитию сети медицинских лабораторий «Гемотест» Светлана Василенко.
- Насколько развит рынок франшиз Екатеринбурга и какие есть потребности во франчайзинге в сфере медицины?
- Рынок франчайзинга в коммерческой медицине стал развиваться чуть позже, чем в других отраслях. И на сегодня емкость рынка позволяет активно развивать эту концепцию и открывать новые лабораторные отделения, в том числе по франчайзингу. Тем более, бизнес, открытый по франшизе, более устойчив и менее рискован: бренд уже известен пациентам, у них уже сформировалась лояльность. Поэтому, если предприниматели принимают решение открыть лабораторное отделение по франчайзингу, они избегают многих рисков.
Конечно, в сфере медицины есть своя специфика. В первую очередь, это кадры – средний медицинский персонал, которого, к сожалению, недостаточно на рынке. Нам приходится искать, подбирать, обучать кадры. Но, как правило, те, кто пришел в «Гемотест», остаются работать с нами на долгие годы.
- То есть проблем с подбором кадров не возникает?
- Да. В первую очередь это связано с тем, что персоналу понятен алгоритм работы. У нас нет тяжелых пациентов, многие наши клиенты – люди, которые ведут здоровый образ жизни: они приходят в лабораторное отделение не для диагностики существующих заболеваний, а для их профилактики.
- На Урале есть какая-то специфика, которую должен учитывать потенциальный покупатель франшизы? Каковы плюсы и минусы работы в регионе?
- Уральский федеральный округ по-своему уникален, здесь своя ментальность. Те, кто открывает отделения «Гемотеста» в Свердловской области, очень рассудительны, грамотно относятся к построению бизнеса, а также охотно прислушиваются к нашим рекомендациям. Могу сказать, что уральские предприниматели более взвешенно принимают решения и просчитывают риски.
- Насколько сегодня «Гемотест» представлен в регионе?
- Мы уже хорошо представлены в Свердловской области, и тем не менее емкость рынка позволяет нам открывать новые отделения. Поэтому мы будем расширять свою сеть, в том числе за счет франчайзинга. Бизнес, созданный в медицинской сфере, – один из самых надежных и доходных: на него не влияют ни кризис, ни политические и экономические санкции. Можно сказать, что это бизнес на долгие годы. У нас есть предприниматели, которые уже передают свой медицинский бизнес, свои лаборатории младшему поколению.
- А насколько высока конкуренция на рынке в Екатеринбурге и Свердловской области?
- Пока острой конкуренции нет. Урал – это место, где надо активно развивать коммерческий медицинский сектор, поскольку рынок еще недостаточно наполнен услугами лабораторной диагностики.
- Сколько времени уходит на создание лаборатории по франшизе в Екатеринбурге?
- Как правило, в Екатеринбурге процесс занимает три–пять месяцев. Месяц уходит на то, чтобы предприниматель ознакомился с договором коммерческой концессии, с тем бизнес-процессом, который мы выстраиваем. После подписания концессии он оплачивает паушальный взнос, получает право на использование нашего бренда и приступает к ремонту и оснащению лабораторного отделения, подбору персонала.
- Кто занимается выбором помещения, подбором персонала и оборудования? Сам предприниматель, или вы ему в этом помогаете?
- Это совместный процесс. У нас есть уникальная геомаркетинговая программа, которая позволяет из локаций, представленных на рынке, выбрать ту, которая даст максимально эффективный результат и больший оборот. Мы предоставляем все стандарты для ремонта. Закупать оборудование можно как самостоятельно, так и в нашем интернет-магазине. 90% предпринимателей пользуются этой услугой, поскольку наши цены чуть ниже среднерыночных. У нас нет задачи заработать на продаже оборудования. Наша задача – чтобы все отделения были стандартизированы. Персонал, как правило, бизнесмен подбирает сам. Очень важно, чтобы у предпринимателя было полное взаимопонимание с сотрудниками.
- Сколько стоит открыть лабораторию «Гемотеста» в Екатеринбурге по франшизе? Как быстро такой бизнес окупается?
- Как правило, открытие отделения по франчайзингу в Екатеринбурге стоит около 2 млн рублей. Из них 200 тыс. рублей – паушальный взнос, от 800 тыс. до 1 млн рублей – ремонт помещения, порядка 780 тыс. рублей стоит оборудование и еще 50–70 тыс. рублей – стоимость вывески. На точку безубыточности отделение выходит за 3–5 месяцев работы. Инвестиции, которые человек вложил в открытие этого бизнеса, возвращаются в течение полутора лет. Причем открытие лабораторных отделений в небольших городах под Екатеринбургом тоже эффективно: операционные расходы ниже, а продажи сопоставимы с показателями точек, открытых в крупных городах.
- Расскажите о перспективах и планах на будущее.
- Компания уже имеет 16-летний опыт развития. Мы открыли 700 лабораторных отделений, которые работают в 305 городах страны. И мы не останавливаемся на достигнутом. Потенциал в России, на который мы ориентируемся, это 1200–1300 отделений. Кроме того, мы рассматриваем и другие страны: уже открыли четыре отделения в Киргизии, рассматриваем другие страны Центральной Азии. Мы внедряем инновационные технологии на российский рынок, чтобы жители нашей страны могли получить самые современные услуги лабораторной диагностики, не выезжая за пределы страны.