Сегодня в Екатеринбурге начинает складываться новое, четвертое поколение таких ЖК.
Жилье бизнес-класса появилось в уральской столице на рубеже 1990-х и 2000-х годов. Его первыми представителями стали кирпичное шестнадцатиэтажное здание на Малышева, 3 и «Малаховский квартал» на Красноармейской. Дома выделялись на фоне типичных новостроек благодаря двухэтажным пентхаусам, лифтам в паркинг, собственным котельным, богато благоустроенным дворам.
Главным представителем следующего поколения ЖК бизнес-класса в Екатеринбурге стал «Тихвинъ». Первую очередь клубного дома на Радищева построили в 2005 году, последнюю — в 2015-м.
«Тихвинъ» на голову превосходил ЖК «первой волны». Люди приходили сюда посмотреть на ресепшен — настолько эффектно он выглядел», — вспоминает управляющий партнер агентства дорогой недвижимости «Кулиговская и партнеры» Павел Боровиков.
«Чтобы создать такие дома, нужно особое мышление»
Построенные после 2018 года комплексы третьего поколения, такие как «Кандинский», «Макаровский Элит», заметно превосходили предшественников по инженерной начинке, использованным материалам, уровню отделки лобби. Получила развитие тема уютных гостевых холлов с большими растениями, появились площади под фитнес-центр, дорогие системы очистки воды и воздуха.
Внешний и внутренний вид ЖК бизнес-класса развивался от поколения к поколению, но формат традиционно диктовал повышенные требования к отделке, использованным материалам и инженерным сетям. Сегодня к созданию екатеринбургских домов высокого класса привлекают зарубежные архитектурные, дизайнерские, проектные бюро с мировыми именами, используют многоуровневые системы очистки воды, контроль климата, приточную вентиляцию, системы «умный дом», зонированный контроль доступа.
«Чтобы построить дом высокого класса, нужны нетиповые материалы, другой подход к проектированию, другое мышление. Такие здания отличаются в первую очередь идеей. У ЖК классом ниже идеи, как правило, очень скучные», — рассказывает Павел Боровиков.
В домах бизнес-класса все чаще встречается эксплуатируемая кровля. В Forum City, «Кандинском» и других ЖК крыша — это общественное пространство с ландшафтным дизайном, местами для отдыха, кафе, зоной воркаута.
Другие тренды, которые, по мнению девелоперов и риелторов, получат развитие в статусных домах, — это безопасность, приватность и сервис.
«Наличие собственной управляющей компании, высокий уровень сервиса, возможность использования удобных цифровых платформ для общения с УК и быстрого решения возникающих вопросов — сегодня это неотъемлемые составляющие жилья бизнес-класса», — считает Ксения Чернецкая, директор Аналитического центра недвижимости «Инграфикон».
«В будущем «элитарность» дома будет во многом определяться тем, как содержит комплекс УК. До сих пор на рынке высоко котируются здания бизнес-класса первого и второго поколений, где грамотно выстроена работа управляющей компании. Праздники двора, поздравления и подарки ко дню рождения, доставка воды — все это и многое другое там организовано с потрясающим качеством», — считает Павел Боровиков.
Портрет екатеринбургского бизнес-класса
Что сегодня представляет собой типичное жилье бизнес-класса в Екатеринбурге? Это одно— или двухкомнатная квартира со стоимостью квадратного метра около 170 тыс. рублей. Как и 20 лет назад, ее владелец — собственник бизнеса, но изменился его возраст — покупатели помолодели на 10–15 лет. Если в «Тихвине» сегодня средний возраст жильцов 50+, то в «Кандинском» и «Макаровском» он 40+, а в модном Forum City с его более современной философией — 35+.
«Как правило, более молодой возраст владельца предполагает меньшую площадь квартиры. Не потому, что не хватает средств, а потому, что большая площадь функционально не нужна. В классах «комфорт» и «стандарт» тренд на сокращение средней площади проявился еще в 2018 году. Через пару лет квартиры в небольших метражах стали все чаще появляться в объектах бизнес-класса», — рассказывает Ксения Чернецкая.
По данным «Инграфикона», в 2018-2019 годах в структуре предложения статусного жилья в Екатеринбурге преобладали двух— и трехкомнатные квартиры В 2020 году восстановился паритет между небольшим, средним и крупным жильем, а в 2021 и 2022 годах на первое место вышли одно— и двухкомнатные квартиры. Многим этого вполне достаточно — тем более что хранить вещи покупатели такого жилья часто предпочитают не в квартире, а в специально предусмотренных застройщиком помещениях — локерах, келлерах, кладовых.
Доля домов бизнес-класса на рынке Екатеринбурга последние пять лет почти не менялась. Оценки ее разнятся — если исходить из классов новостроек, заявленных девелоперами, она колеблется от 10 до 13% рынка и на данный момент составляет 1500 квартир площадью 102 тыс. кв. м. По мнению риелторов, реальная доля «стопроцентного» бизнес-класса за вычетом маркетинговых «накруток» на порядок меньше — 2-3%.
Локомотив трендов
Одним из главных факторов, определившим развитие жилья высокого класса в Екатеринбурге, стали ожидания покупателей и то, как пытались предвосхитить и удовлетворить их застройщики.
Когда пост российского президента занимал Борис Ельцин и стало модным увлечение теннисом, поблизости с «Малаховским кварталом» появился крытый корт. Когда популярность набрали забота об экологии и ЗОЖ-тренд, в Forum City и других ЖК бизнес-класса появились фитнес- и wellness-центры, раздельный сбор мусора, зарядки для электромобилей в паркинге. Сегодня жильцы таких домов могут, не покидая комплекс, сходить в ресторан или заказать доставку еды в квартиру, посетить магазин или прачечную, отвести ребенка в детский сад, погулять с ним в саду или на детской площадке.
«Бизнес-класс — это локомотив трендов. Когда двадцать лет назад в таких домах появились светопрозрачные двери, двор с деревьями и кустарниками, это казалось чем-то невообразимым. Сегодня они встречаются в домах любого класса. Не исключаю, что через 5–10 лет там появятся многие сегодняшние атрибуты бизнес-класса — системы водоочистки и водоподготовки, фитнес-центры, комьюнити-комнаты», — считает Павел Боровиков.
По прогнозам риелторов, тренд на насыщение ЖК дополнительными сервисами продолжится. На рынке уже появляются дома бизнес-класса четвертого поколения, такие как Forum City. Это взаимосвязанные жилые экосистемы из квартир, мест общего пользования, благоустроенного двора и многочисленных сервисов, предоставляющих жильцам все необходимые услуги — от салона красоты до переговорной.
По мнению девелоперов и риелторов, именно этот тренд, ярко проявившийся в Forum City, будет основным в домах четвертого и последующих поколений, а со временем распространится и на комфорт-, и на эконом-класс уральской столицы.
Кирилл Кирягин