Первой фармкомпанией, которая зарегистрировала в России свой препарат от коронавируса, стала ГК «ПРОМОМЕД». Речь идет о лекарстве «Арепливир» с действующим веществом фавипиравир. Мы побеседовали с главным исполнительным директором компании Андреем Младенцевым и получили от него ответы на самые каверзные вопросы.
- Говорят, что пока не существует лекарств, которые действительно помогают при ковиде, потому что этот вирус еще не изучен. А «ПРОМОМЕД» утверждает, что производит эффективный препарат и его даже можно приобрести в аптеке. Как вы объясните это противоречие?
- Препарат «Арепливир», который мы изобрели и выпускаем, действительно продемонстрировал эффективность в борьбе с вирусом SARS-CoV-2. На самом деле семейство коронавирусов очень хорошо изучено, оно известно примерно с середины двадцатого века. Ученые давно поняли механизм поражения этим вирусом человеческого организма. Поэтому когда появляются его новые разновидности, понятно, как искать способы противостоять инфекции. Наряду с давно проверенными поведенческими методиками, такими как карантин, использование медицинских масок, соблюдение дистанции, начинают активно тестировать уже существующие препараты. Например, наша компания проанализировала десятки лекарств, разработанных ранее, и обнаружила фавипиравир. Это вещество было синтезировано японцами лет 20 назад. Удивительно, но мы раньше его создателей — компании Fujifilm — доказали эффективность препарата в лечении новой коронавирусной инфекции.
- Значит ли это, что вы производите обычный дженерик, воспользовавшись чужой разработкой?
- Патент на фавипиравир у японцев закончился за несколько месяцев до начала пандемии, но они даже не думали его продлевать. А это значит, что их изобретение в свободном доступе. Fujifilm известна своей фотопленкой, а в фармацевтике она себе имя не сделала, хотя и занималась разработкой средства против особо опасных штаммов гриппа. Скорее всего, фавипиравир — случайное открытие. Причем себестоимость его производства оказалась выше, чем у тех, что уже применялись тогда на практике. На тот момент ему просто не нашли экономически обоснованного применения.
В настоящее время разработкой лекарства на основе фавипиравира занимаются во многих странах. Китай и Турция уже массово производят подобные препараты. Мы начали изучение этого вещества в марте, а в мае уже приступили к клиническим исследованиям. После завершения всех необходимых процедур и регистрации медицинского препарата мы наладили его массовое производство. Выводы наших изысканий опубликованы в Международном реестре клинических исследований Национального института здоровья США. Это подтверждает факт их официального признания на международном уровне.
- Некоторые СМИ утверждают, что эффективность «Арепливира» не доказана, и сравнивают его с плацебо. Как вы прокомментируете такое мнение?
- Мне достоверно известно, что препараты, подобные нашему, в скором времени начнут выпускать в Канаде и во многих странах Европы. Зачем им производить неэффективные лекарства? Вот и нам незачем. «Арепливир» включен в методические рекомендации Минздрава РФ по лечению больных коронавирусом. А с октября правительство внесло его в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
- Как вы смогли в такие короткие сроки провести все исследования, испытания и запустить производство лекарства, ведь обычно на это требуется несколько лет?
- Вы правы, в обычных условиях на то, чтобы наладить производство лекарственного средства, по законам нашей страны, нужно потратить 2-3 года. Но в этом году российское правительство ввело ускоренную регистрацию препаратов, необходимых для борьбы с COVID-19. Поэтому мы уложились в три месяца. В стационарах больных стали лечить «Арепливиром» с 23 июня, а 17 сентября Минздрав разрешил продавать его в аптеках. Но приобрести его можно только по рецепту. Кстати, я стал одним из первых пациентов, лечившихся нашим препаратом. Так уж случилось, что весной я заболел коронавирусом и испытал лекарство на себе.
- Почему же люди умирают, если есть такое эффективное средство?
- Надо понимать, что «Арепливир» — противовирусный препарат, то есть он борется с вирусом, который попал в организм. Поэтому эффективность лекарства зависит от того, когда больной начал его принимать. Чем раньше, тем лучше. На самой ранней стадии болезни препарат остановит размножение вируса и выведет его из организма. Результат воздействия вируса на внутренние органы, например поражение легких, лекарство не устраняет. А вот в комплексной терапии «Арепливир» эффективен на любой стадии заболевания.
- Правда ли, что фавипиравир – очень токсичное вещество и после его применения придется лечить печень и другие внутренние органы?
- По классификации в международной глобальной гармонизированной системе, «Арепливир» обладает наименьшей степенью токсичности и является относительно безопасным препаратом. Фавипиравир останавливает размножение вируса и включает процесс самоуничтожения, воздействуя на его РНК-зависимую РНК-полимеразу. У человека такого фермента не существует. Поэтому побочных эффектов у препарата гораздо меньше, чем у многих распространенных лекарств.
- Я знаю, что вы проводите акцию «Арепливир – врачам». Это такая рекламная кампания?
- Это не рекламная кампания. Мы не нуждаемся в продвижении препарата. Наоборот, спрос на него в несколько раз превышает возможности производства. Нас постоянно просят как можно скорее наладить поставки в аптеки.
Мы сейчас бесплатно обеспечиваем «Арепливиром» заболевших коронавирусом врачей и медсестер. В первую очередь отправляем лекарство в регионы с самой сложной эпидемиологической обстановкой. Там сейчас и так медиков не хватает, а когда они заболевают, это просто катастрофа. Мы передали 5000 упаковок лекарства московским медикам, 1000 упаковок отправили в Свердловскую область, в Самару — 500, в Мордовию — 400. Планируем привезти «Арепливир» еще в несколько регионов.
Вместе с тем мы продолжаем наблюдать за действием препарата. Мнение работников здравоохранения для нас особенно важно.
- «Арепливир» первое время продавался по 12 с лишним тысяч рублей, что сопоставимо с размером минимальной оплаты труда в России. Это была попытка быстро заработать на больных?
- Пока мы работаем в минус. Разработка, клинические исследования, затраты на производство препарата потребовали огромных вложений. Но так как лекарство включили в перечень жизненно необходимых, его стоимость регулирует государство. Одна таблетка «Арепливира» сейчас не может быть дороже 100 рублей. Это очень бьет по рентабельности. Первоначально отпускная цена (себестоимость плюс налоги) одной пачки лекарства была около 8 тысяч рублей. Сейчас бюджет закупает его вдвое дешевле.
Но мы понимаем, что масштабы производства будут расти, и мы сможем выйти на окупаемость. Ведь «Арепливир» может прекрасно справляться и с другими вирусными инфекциями. Кроме того, специалисты «ПРОМОМЕДа» продолжают работу по улучшению формулы лекарства.
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.