Рыночный расклад , Екатеринбург ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Пандемия изменила рынок стрит-ритейла в Екатеринбурге. Новые реалии

Партнёр статьи:
После ослабления карантинных мер на опустевшие торговые площади возвращаются арендаторы. Однако рынок коммерческой недвижимости уже никогда не будет прежним.

Вспышка коронавирусной инфекции и последующие в связи с ней ограничения нанесли удар по небольшим магазинам и кафе. Многие предприниматели, не сумевшие быстро перестроиться на работу через интернет и организовать доставку товаров, вынуждены были закрыть свои заведения. В результате количество свободных площадей на первых этажах жилых домов увеличилось на 21%.

С июля жизнь начала возвращаться в привычное русло, и к настоящему моменту бизнес почти полностью восстановил свои позиции. Тем не менее пандемия в корне изменила поведение покупателей, а вместе с ним и принцип построения рынка коммерческой недвижимости.

Арендаторы обратили внимание на стрит-ритейл. Теперь их не так интересуют торговые центры с их высокой проходимостью, как помещения с отдельным входом, расположенные в непосредственной близости от жилых домов.

Настало время покупателей. Из-за образовавшегося профицита торговых площадей собственники вынуждены были снизить цены для арендаторов. Так, пять месяцев назад арендная ставка упала на 10% и составила в среднем по Екатеринбургу 600 рублей за кв. метр. Примерно на том же уровне она сохраняется по сей день. В итоге к сентябрю 2020 года коммерческой недвижимости в аренде оказалось на 69% больше, чем в апреле. По словам руководителя направления коммерческой недвижимости «Авито Недвижимости» Тимура Зайцева, наибольший темп роста отмечен в сегменте аренды офисов и помещений свободного назначения — 88,8% и 64,1% соответственно.

На фоне экономического кризиса инвесторы стали больше вкладывать в коммерческую недвижимость, особенно в стрит-ритейл. «Стрит-ритейл пользуется стабильным спросом как у покупателей, так и у арендаторов. Но наибольший интерес к этому сегменту мы отмечали в начале лета. Более популярны объекты стоимостью до 8 млн рублей. Вырос интерес и в ценовом сегменте от 12 до 28 млн рублей — это самая популярная ниша для федеральных торговых сетей, продающих продукты и алкоголь», — отметил руководитель направления коммерческой недвижимости компании «Этажи» Антон Лескин.

Антон Лескин также рассказал, что всегда большим спросом пользуются помещения на первых этажах домов под стоматологии, парикмахерские, небольшие кафе, кофейни и столовые. В последнее время особенно часто их арендуют для приготовления шаурмы. С лета растет спрос на помещения для лабораторий по приемке медицинских анализов, транспортных компаний, пунктов выдачи интернет-заказов. Набирают популярность маленькие офисы, до 20 кв. м, и помещения в коворкинг-центрах для последующей сдачи в аренду рабочих мест.

Карантин с его лозунгом «Останься дома!» ускорил процесс перехода торговли в интернет. В марте, когда закрылись торговые центры, люди стали почти все свои покупки делать онлайн. Предприятиям общественного питания пришлось готовить еду только навынос и доставку.

Генеральный директор мебельного центра «Гулливер» Алексей Караваев считает, что доля интернет-продаж будет расти и после эпидемии коронавируса и от этого будут зависеть критерии подбора арендаторами и инвесторами торговых площадей. «Это позволит компаниям снизить потребность в торговых площадях. Больше внимания арендаторы будут уделять транспортной доступности, наличию удобной парковки и концентрации вокруг жилых кварталов», — подчеркнул Караваев.

Но, как утверждает коммерческий директор Fortis Development Руслан Музафаров, не все коммерческие помещения, расположенные в жилых домах, способны полностью удовлетворить запросы бизнеса. Например, стрит-ритейл в спальных районах будет пустовать в дневные часы, когда большая часть жителей уезжает на работу. Среднеэтажная застройка и вовсе не сможет обеспечить заведения достаточным количеством посетителей. Остается один вариант — ближайшие к центру города новостройки.

Учитывая новые тенденции, при планировании первых этажей застройщики стараются найти баланс между интересами покупателей и возможностями потенциальных инвесторов.

Как им это удается, объяснил Руслан Музафаров на примере ЖК ОСНОВА, который строится в Пионерском районе: «Мы проводили опрос и выяснили, что наш покупатель хочет мини-пекарню со свежим хлебом, пункт доставки, салон красоты, турагентство, молочную или мясную лавку. Однако есть реальные инвесторы, которые хотят открыть массажные салоны, алкомаркеты, ломбарды — все то, что раздражает людей. Мы не хотим снимать с себя ответственности за наполнение торговых площадей и будем самостоятельно подбирать арендаторов».

ЖК ОСНОВА класса комфорт-плюс расположен возле Основинского парка, в самом оживленном месте микрорайона. Рядом — остановки общественного транспорта, детские сады и школы. Первая очередь жилого комплекса будет сдана в II квартале 2021 года.

В настоящее время в строящемся доме завершается отделка цокольного этажа, спроектированного специально под стрит-ритейл. У всех коммерческих помещений будет отдельный вход и большие окна. Площадь — от 54 до 300 квадратных метров. Магазины, офисы, салоны красоты, кафе и прочие заведения будут располагаться по всему периметру комплекса.

Решения Архитектор о том, каким должен быть центр Екатеринбурга
Материалы выпуска
Решения В Тюмени построят первый цифровой ЖК. В чем инновационность проекта
Решения Парк «Преображенский» стал самым популярным в РФ объектом благоустройства
Решения Компаунд «Проспект Мира». Новый взгляд на коммерческую недвижимость
Решения «Мы своих не сдаем». Как потратить 50 млн на элитный дом и не пожалеть
Решения Как жить в квартире со свободной планировкой и трехметровыми потолками
Решения Как Академический из проекта КОТ превратится в район Екатеринбурга
Решения Как разместиться в квартире, если жильцов больше, чем комнат
Решения Что построят на месте снесенного конструктивистского здания на ВИЗе
Рыночный расклад Как пандемия повлияла на строительный рынок Екатеринбурга. Три тренда
Решения Архитектор рассказывает, в каких домах мы скоро будем жить
Решения Самый перспективный район. Как Ссыльная слобода превратилась в Манхэттен
Инновации BIM в России: что тормозит внедрение новых технологий
Рыночный расклад Пандемия изменила рынок стрит-ритейла в Екатеринбурге. Новые реалии
Решения Архитектор о том, каким должен быть центр Екатеринбурга
Решения Баланс природы и цивилизации: основные критерии выбора коттеджа для семьи
Содержание
Закрыть