В отличие от российских застройщиков, которые пытаются удивить взыскательных покупателей дорогими облицовочными материалами и погонными километрами тротуарной плитки, польские девелоперы уже более 20 лет в сегменте элитного жилья особый акцент делают на грамотном озеленении придворовых территорий.
По словам Елены Поляковой, руководителя компании «Евро-Плант», работающей и на российском, и на польском рынке, кризис начала двухтысячных удалось пережить только тем строительным компаниям, которые научились правильно озеленять жилые дворы и показывать будущим жильцам новые, экологические преимущества. Остальные застройщики просто исчезли с рынка.
Сегодня в Польше залогом успешной продажи квартиры в новом жилом комплексе является качественное озеленение территории, поэтому до 7% бюджета самой крупной строительной компании в стране уходит на организацию зеленых зон. При этом, средняя цифра по отрасли составляет 2%.
Польская Ассоциация девелоперов провела серию исследований с целью изучить, как озеленение влияет на стоимость продаваемого жилья. Вот некоторые выводы этих исследований:
- Стоимость участка земли или недвижимости может возрасти на 33%, если вокруг растут деревья и кустарники.
- При затратах на зеленые насаждения 2-3% от всех вложений стоимость объекта вырастает на 30%.
- Стоимость квартиры в городском доме, расположенном вблизи зеленых зон, может увеличиться на 15%.
- Если из окна квартиры видны зеленые насаждения, это может увеличить ее стоимость на 14%.
- 34% потенциальных покупателей жилья при выборе недвижимости в первую очередь ориентируются на близость к ней зеленых зон.
- 74% опрошенных убеждены, что возможность гулять в парках и скверах рядом с домом приводит к построению добрососедских отношений у жильцов и мотивирует проявлять интерес к ситуации в жилом комплексе.
- Для 72% матерей близость зеленой зоны, как места для отдыха и игр детей, крайне важна при выборе места жительства.
- Как ни странно,огромное влияние на выбор жилья для семьи оказывают подростки. Сегодня в Европе многие из них серьезно увлекаются вопросами экологии. Через 8-10 лет, когда сегодняшние школьники станут полноценными покупателями недвижимости, экологичность станет главным фактором при принятии решения о выборе жилья.
По мнению Ирины Савватеевой, директора «Питомника Савватеевых», крупнейшего в России питомника по выращиванию декоративных деревьев, «экологичность» становится одним из самых продаваемых брендов в самых разных отраслях экономики. В продуктовых магазинах нам предлагают товары в якобы «натуральной» упаковке. Модели дефилируют по подиумам в одежде из натуральных тканей, в листьях и цветах. Мода на экологичность охватывает и рынок жилья, в том числе в России.
«Мы разрабатываем с нуля идею, осуществляем проектирование и проводим работы по озеленению и ландшафтному благоустройству. И когда растениям уделяется особое внимание – а это действительно важно, то не удивительно, что квартиры раскупаются, как горячие пирожки, а жилые комплексы получают заслуженные награды. К примеру, жилой комплекс «Макаровский квартал» в октябре 2019 года занял 1 место в ТОП жилых комплексов по Свердловской области и был удостоен звания «Лучшее дворовое пространство» (2019), и нам приятно понимать, что в этом есть результат и нашей работы.
Мы работаем с такими крупными девелоперами Урала, как «УГМК-Холдинг», «Форум-Групп», «Брусника», «ТЭН», и у всех запрос на максимальное озеленение стоит очень остро. Екатеринбург – третий город России, и он заслуживает того, чтобы стать максимально экологичным и зеленым», — рассказала Юлия Сорокина, директор территории ландшафтных решений Green Park.
Впрочем, на фоне происходящих природно-климатических и других изменений всеобщее повышенное внимание к экологии вполне объяснимо.
Исследования показывают, что грамотное городское озеленение не только положительно влияет на здоровье горожан, но и значительно снижает социальную напряженность в мегаполисах. А это – весьма убедительные аргументы для купли-продажи жилья вблизи озелененных территорий.
Например, исследование гарвардских медсестер показало, что в городах с высоким уровнем озеленения, в пределах 250 метров от мест проживания горожан, смертность на 12% ниже, чем в других.
А исследования U.S. Forestry Service и Davey Institute (США) объясняют этот факт способностью деревьев абсорбировать из воздуха тонны мелкодисперсных частиц. Уровень вредных частиц в воздухе улиц, обсаженных деревьями, может быть на 24-60 % ниже, чем на улицах без деревьев. В Атланте, например, только за счет очищения воздуха от агрессивных загрязнений деревья сохраняют жизнь одному человеку на каждые 365 тысяч жителей.
Сегодня большинство покупателей жилья интуитивно понимают, что жить рядом с парками и скверами лучше. Отсюда и повышение цены на соответствующие объекты. В Портленде, например, дерево с площадью кроны в 30 кв.м, расположенное вблизи от дома, добавляет к его стоимости 7593 доллара.
Исследования Жилищного комитета Чикаго показали удивительную зависимость уровня преступности от количества зеленых насаждений: в домах, расположенных на улицах с большим количеством зелени, совершается на 48% краж меньше, чем в домах с «пустыми» дворами. На зеленых улицах совершается на 56% меньше разбойных нападений на людей. Все элементарно: в тени деревьев гуляет больше людей, а это повышает общественный контроль над преступностью.
Озеленение способствует снижению агрессии на улицах городов. Социологи даже ввели понятия «городов-агрессоров» и «городов-миротворцев», соответствующих городам с определенным количеством и качеством озеленения.
Оказывается, на зеленых улицах и бизнесу легче жить. Согласно исследованиям, проведенным в Вашингтоне, люди тратят на 12% больше в тех магазинах, кафе и ресторанах, рядом с которыми есть деревья и кустарники. А исследование 2007 года, которое проводила администрация Нью-Йорка, показало, что озеленение улиц ежегодно приносит в городской бюджет 52 миллиона долларов за счет повышения стоимости недвижимости на озелененных территориях.
Впрочем, не только американцы и поляки готовы больше платить за жилье на хорошо озелененных территориях. Согласно исследованию, проведенному по заказу компании «Хускварна», люди, независимо от страны проживания и культурных традиций, высоко ценят недвижимость рядом с зелеными насаждениями.
Для жителей России качество озеленения двора и прилегающих к нему улиц тоже становится одним из наиболее важных факторов при выборе недвижимости. Следовательно, и российскому рынку жилья придется повернуться лицом к потребителю и двигаться в сторону экологичности.