— В чем заключается ребрендинг вашей компании? Какие аспекты бренда подверглись переосмыслению?
— На самом деле, наверное, говорить о ребрендинге чересчур, мы говорим о рефреше, то есть обновлении бренда. Наша компания достаточно давно на рынке, и она постоянно адаптируется к новой ситуации, постоянно меняется. Поскольку изменился рынок, изменилась структура покупателей, мы осовремениваем визуальную составляющую бренда, перерабатываем айдентику компании, делаем современный логотип.
Цвет, который мы используем в новом логотипе бренда, сегодня не используется ни одним застройщиком. Тем самым мы показываем, насколько мы отличаемся от того, что есть на рынке, мы переходим на новый язык общения с клиентом. Мы подчеркиваем, что компания становится более сервисной, что в своей работе мы в первую очередь учитываем потребности клиентов. Все это будет транслироваться у нас в рекламных кампаниях, во внешних маркетинговых мероприятиях.
— А в чем выражается то, что компания становится более сервисной?
— Мы усиливаем работу с клиентами в онлайн-режиме. Компания работает круглосуточно: мы всегда онлайн, всегда готовы отвечать на все запросы клиентов.
У нас есть новые интересные проекты, но информации по ним было достаточно мало. Теперь отдел продаж сосредоточится на разъяснительной работе: будет больше рассказывать людям о достоинствах наших объектов, почему мы выбираем те или иные виды планировок, как мы работаем с благоустройством общественных пространств, с архитектурой самих домов и так далее. В рамках рефреша достаточно много будет информации и в социальных сетях, и на наших сайтах.
— Давайте подробнее остановимся на исследованиях, на основе которых вы проводите этот рефреш.
— Дело в том, что в начале этого года мы приняли решение о сотрудничестве с достаточно известной в определенных кругах компанией «Маркетинг консультант» Сергея Разуваева, которая последние полгода занималась анализом рынка и анализом нашей компании. По итогам мы получили достаточно объемное заключение о состоянии рынка, на основе которого наши привлеченные консультанты сделали выводы о том, куда нам двигаться дальше, как нам рассказывать клиентам о себе.
— А что показали эти исследования?
— Исследования выявили в нашей продуктовой линейке ряд проектов, в том числе комплексного освоения территории, о которых люди знают больше, чем о нашей компании. Например, о нашем проекте «Светлый» знает практически весь город — у него очень хорошая узнаваемость, люди знают о нем достаточно много, при этом почти ничего не знают о застройщике.
Примерно такая же ситуация была по всем проектам, поэтому в дополнение к рекламе продуктовой линейки мы рассказываем о себе — о нашей мотивации, о той команде, которая занимается созданием проектов, о том, как мы над ними работаем.
— Как застройщику понять, что пора менять бренд? Можете ответить в формате чек-листа?
— Трудно говорить о каких-то шаблонах. Это очень индивидуально. Мы живем в эпоху больших перемен. Рынок поменялся кардинально. Если в 2000-х годах девелоперы могли позволить себе достаточно вольно обращаться с продуктом, выводить на рынок очень простенькие объекты и покрывать это высокой маржинальностью, то с 2013 года, когда мы вышли на рынок, все изменилось.
Во-первых, наши покупатели, к сожалению, не богатеют. Во-вторых, падает доходность и самого застройщика в связи с тем, что постоянно растут затраты на стройку. Кроме того, в Екатеринбурге среди застройщиков очень высокая конкуренция. Поэтому всем строительным компаниям стоит задуматься о том, как изменить себя, как изменить продукт, как по-новому рассказывать об этом продукте покупателю, если они хотят выжить в этой конкурентной борьбе.
Для нас главный принцип — это быстрая адаптация к меняющимся условиям, чем мы постоянно и занимается. Когда случился финансовый кризис, мы переориентировали продукт на новые потребности. Когда выросли затраты, мы подумали о том, какой продукт будет востребован и будет интересен людям. Мы отрабатываем и новую локацию, и УТП самих проектов.
Так случилось, что TEN Девелопмент стал одним из крупнейших застройщиков региона по количеству строящейся недвижимости. По данным единого реестра застройщиков Свердловской области, мы вышли на второе место в УрФО — на сегодня у нас 400 000 кв.м. Такое масштабирование привело к необходимости добавлять системности, добавлять структурированности в то, что мы делаем.
— Как, на ваш взгляд, не пропустить время меняться?
— Меняться надо постоянно, потому что в строительной сфере в целом происходит много изменений. К примеру, за короткое время поменялось законодательство, появилась тема эскроу-финансирования проекта, изменились административные органы, почти полностью поменялся состав администрации города. Как понять? Наверное, уменьшение потока покупателей должно быть для застройщика сигналом, что надо что-то делать, куда-то двигаться.
— Помимо самого бренда, что должно меняться? И что будет меняться в вашей компании?
— Дело в том, что в нашей компании, помимо изменения визуальной составляющей и добавления сервисных услуг, наверное, особо ничего менять не надо. Мы собрали достаточно яркую команду специалистов, ввели в компании проектное управление. С точки зрения организационной структуры у нас все выстроено, поэтому нам достаточно быстро удается выводить на рынок новые продукты. А вот продукт должен претерпеть массу изменений в лучшую сторону.
У нас сегодня есть три проекта комплексного освоения территории. Это проект «Светлый». Это масштабный проект «Русь» на ВИЗе — там планируется более 500 000 кв.м. застройки. И это проект «Екатерининский парк» в центре, в котором за ближайшие 5 лет будет построено около 200 000 кв.м жилья. Над продуктом мы работаем со всех сторон. Новое поколение очень требовательно к продуктам, и не столько к планировкам, сколько к общественным пространствам и наличию социальной среды. Мы эту потребность услышали и сейчас работаем под этот запрос.
— Что означает ребрендинг компании для конечного потребителя?
— Для конечного потребителя рефреш бренда означает возможность поговорить с нами на понятном языке — не на узкоспециализированном языке девелоперов, а на языке самого потребителя. Мы в простой и понятной форме хотим донести до людей мысль о том, что в наших комплексах они могут удовлетворить все свои потребности в комфортном проживании, создании, по большей части, первого собственного домашнего очага…
Для них это означает более понятное описание объектов, более простую процедуру оформления сделки. Мы помогаем в оформлении ипотечных кредитов. Не секрет, что до 70% покупателей жилой недвижимости используют ипотеку. Многим сложно сориентироваться во всех банковских нюансах, поэтому у нас работают собственные ипотечные брокеры, которые помогают вести сделки.
Для современного потребителя очень важна надежность компании, с которой они имеют дело, а TEN Девелопмент достаточно уверенно стоит на ногах. До наших потенциальных покупателей мы доносим информацию не только о проектах, которые реализует компания, но и о сервисе на этапе постпродажи. После того как клиент купил квартиру, мы помогаем осуществлять управление. А если у владельцев квартир возникают какие-то замечания, мы отрабатываем их в течение 5 лет после окончания строительства.
— Можно ли считать рефреш бренда сигналом другим участникам рынка?
— Это им самим решать. Я надеюсь, что они этот сигнал не услышат. Конкурентов мы, конечно, любим, но наша задача — реализовывать наш продукт. В Екатеринбурге представлены разные типы застройщиков. Есть застройщики, которые лет по 20 идут по одному пути, никуда не сворачивая, и не хотят меняться, и есть те, кто уходит с рынка. Это дело самих конкурентов — как поступать с этим сигналом. Мы в первую очередь ориентируемся не на конкурентов, а на клиентов.
— Вы запустили этот процесс в августе. Что будет дальше?
— В сентябре мы планируем переехать в новый офис продаж. Мы построили для себя отдельное здание, где будут сосредоточены все наши подразделения девелопмента. Сейчас у нас скомплектованы подразделения, которые занимаются управлением проектами: они сами проектируют наши дома, строят и управляют ими. Сосредоточив их в одном месте, мы обеспечим оперативное решение всех вопросов, что непосредственно должно сказаться на сроках и качестве продукции, которую мы выводим на рынок.
А еще в конце этого года мы планируем вывести на рынок как минимум два новых жилых комплекса, о которых также будем рассказывать. Мы продолжим активно вести нашу социальную политику — мы сотрудничаем с администрацией Свердловской области. До конца текущего года мы планируем вручить ключи от новых квартир обманутым дольщикам — это 147 семей. Есть еще ряд социальных проектов, о которых мы тоже будем говорить.
Кроме того, мы планируем до конца года предоставить проект комплексной застройки Екатерининского парка. К нему сейчас у жителей города большой интерес, и нам поставлена задача к 2023 году проект достроить и целиком передать городу, заселить его. Мы сейчас с архитекторами прорабатываем очень интересный концепт.
— А какие-то итоги рефреша бренда вы будете подводить?
— В августе мы только запустили его. Итоги мы будем подводить уже в следующем августе. Этот рефреш рассчитан минимум на год, вот через год мы и увидим, насколько зашла эта идея клиентам.