Короновирус заставил одну из самых консервативных отраслей использовать новые технологии, организовывать удаленные консультации. Перед лицом стольких препятствий технологии показали, что они имеют решающее значение для устойчивости в сфере здравоохранения. То есть внедрение технологий в сектор неизбежно, и более того — крайне необходимо.
Одним из крупнейших поставщиков ИТ для здравоохранения в России сегодня является Группа Компаний ХОСТ. Их платформа под торговой маркой «Медведь» — это набор из 18 сервисов для цифровизации здравоохранения региона. Среди них интеграционная шина, телемедицина, МИС, портал пациента и многие другие.
Дмитрий Котохин, директор департамента ведомственных систем Группы Компаний ХОСТ:
— Вместе с органами здравоохранения регионов мы уже 15 лет стараемся упростить процесс оказания медицинской помощи, но во многих субъектах ситуация по-прежнему далека от идеальной. Причины чаще носят не технический, а организационный характер, и связаны с тремя ситуациями управления потоками пациентов.
Первая — спрос не соответствует предложению: отсутствуют талоны к неврологам, кардиологам и другим узким врачам, формируется долгий лист ожидания на УЗИ и МРТ. Нет аналитической системы, которая позволила бы региону складывать из отдельных случаев загрузки врачей в медицинских организациях единый пазл.
Вторая — не налажена система маршрутизации пациентов в зависимости от повода обращения. Люди, которым просто нужна справка, пациенты с жалобами, те, кто ждут закрытия больничного или получения результатов анализа — зачастую сидят в одной очереди. Итог — врач не управляет своим приемом и временем. Для снижения нагрузки на врача и расходов по ДМС страховые компании ввели практику консьерж-сервиса — специалиста, который может сориентировать застрахованного пациента, что нужно сделать и к какому врачу лучше обратиться.
Третья — текущие процессы не всегда работают эффективно. Частные клиники уже давно передали колл-центры на аутсорсинг и массово используют приложения и сайты для онлайн-записи. Это увеличивает скорость реакции на обращения пациента, доступность медицинской помощи.
Дмитрий Котохин:
— Наш новый сервис «Медведь. Я здоров» — учитывает передовой опыт организации процессов страховых компаний, частных клиник и специфику государственного здравоохранения. Разработка включает три модуля: «Оператор колл-центра», «Аналитика витрины данных» и «Администратор».
По словам Котохина, вместе они решают три задачи. Во-первых, снижают нецелевые обращения и ускоряют процесс записи на прием за счет фильтрации и маршрутизации обращений через единый колл-центр и онлайн-приложение. Во-вторых, ускоряют получение медицинской помощи и улучшают качество ее оказания за счет использования скриптов и алгоритмов маршрутизации, построенных на базе консьерж-сервиса. В-третьих, дают возможность получать аналитические отчеты и статистику по загрузке врачей в разных медицинских организациях, перераспределять их нагрузку на других специалистов или в другие клиники.
В зависимости от своей специфики каждые региональные органы используют разные практики и методы. Одни — создают специализированные медицинские центры по определенным профилям заболеваний или отказываются от регистратур в пользу единого колл-центра. Другие — определяют критерии направления пациентов в зависимости от специализации и наличия оборудования, а также используют системы электронной записи, чат-боты и искусственный интеллект.
Эти изменения невозможны без принятия новых нормативных документов на уровне регионов. Ключевые среди них «О порядке и выбранной модели формирования расписания врачей с учетом структуры рабочего времени медицинских работников» и «О мониторинге доступности и контроле соблюдения новых подходов к формированию расписания работы врачей».
Дмитрий Котохин:
— Мы понимаем, что технологии — это только 20% успеха внедрения, поэтому помогаем регионам с методической организацией процесса, дорожной картой их изменения, обучением сотрудников и медицинских работников. Чтобы государственное здравоохранение не отличалось от частного — нужно тесное сотрудничество между ИТ-компаниями, врачебным сообществом и органами управления. Уверен, что мы на верном пути.