Решения , Екатеринбург ,  
0 

Алексей Ковнерчук и Таисия Мелех

Алексей Ковнерчук и Таисия Мелех
Сооснователи фермы по выращиванию микрозелени Green Ferma в два раза расширили ассортимент, в 16 раз увеличили оборот компании и заняли новую для себя нишу, зайдя в сетевые магазины.

Глобальные тренды в развитии сити-фермерства укрепляются в России. По оценкам Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, в ближайшие 10 лет сектор будет расти на 35% ежегодно. К 2030 году российский рынок органической продукции может увеличиться в четыре раза — до 40 млрд рублей.

Одна из причин — низкая стоимость точки входа: 20–50 тыс. рублей. Однако при большом потоке количество успешных бизнесов, работающих на рынке несколько лет, низкое. Одни из тех, кто преодолел кризис последних лет, связанных с пандемией, санкциями и началом СВО, — екатеринбургская Green Ferma, которая работает c 2017 года.

Идея организовать сити-ферму пришла в голову инженеру Алексею Ковнерчуку еще в 2012-м, когда вертикальное фермерство в России только появилось. Тогда же он подал заявку на свой первый патент — установку для выращивания растений методом гидропоники — и получил его в 2013 году. Затем он привлек к бизнесу свою жену Таисию. С оранжереи на балконе ферма доросла до 150 квадратных метров и магазина. В 2022 году владельцы Green Ferma выкупили еще две фермы по выращиванию микрозелени, которые не выдержали конкуренции. Вместе с остатками семян компания получила и клиентов закрывшихся фирм.

По словам Таисии Мелех, основные клиенты Green Ferma — рестораторы. Но пандемия и закрытие заведений общепита подтолкнули к тому, что необходимо расширять каналы поставок. Существенно просев в продажах, компания начала сотрудничать с «Жизньмартом», а в 2022 году зашла в региональную сеть «Елисей» и федеральную — «Перекресток».

Следующий удар по бизнесу нанес военный конфликт на Украине. Большинство культур, кроме самых простых типа пшеницы и подсолнечника, владельцы сити-фермы завозили из Европы. В феврале-марте цены на некоторые семена выросли в два раза, поскольку поставщики начали вести их через третьи страны, логистическая цепочка удлинилась. Затем стоимость семян откатилась назад, но затраты все равно остаются высокими. Осенью 2022 года возникла проблема с поставками некоторых видов семян — они исчезли у поставщиков. Сейчас Алексей и Таисия вынуждены покупать несколько культур у других владельцев ферм, которые сделали большие запасы, ищут новых поставщиков и готовят шеф-поваров к тому, что придется находить альтернативы.

Чтобы открыть бизнес, Алексей Ковнерчук и Таисия Мелех продали машину и дом в Косулино и взяли кредит. По словам Таисии, за три года они увеличили оборот компании с 600 тыс. в год до 10 млн рублей. За это время производственная площадь выросла в три раза, ассортимент — в два раза (с 10 до 20 культур), число заказчиков-рестораторов — в 3,5 раза (с 10 до 35 заведений). Помогли брендинг, широкий ассортимент (компания первой привезла в город съедобные цветы и салатные миксы с проростками), большие объемы производства и относительно низкая конкуренция среди крупных сити-ферм в Екатеринбурге. Несколько сетей и ресторанов сменили своих поставщиков, отдав предпочтение Green Ferma.

Мнения

Денис Ремезов, Генеральный директор УК «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК»:

— Бизнес требует от нас веры. Вера иногда может быть наивной, но если предприниматель позволит страху победить, то проект не состоится — о нем никогда не узнают.

Это только кажется, что когда становишься бизнесменом, то будешь весь такой свободный и начнешь общаться только с классными, приятными людьми. На деле все несколько иначе. Работать придется по 12–16 часов в день вместо 8, без отпуска и выходных. Появится куча новых обязательств и обязанностей, которые никто не любит, — платить налоги, искать сотрудников, партнеров, клиентов, договариваться, продавать, продавать, продавать. И первое время баланс будет в минусе, поэтому нужно иметь запас финансового жира хотя бы на полгода. Закрыть месяц в ноль, то есть ничего не заработать, — уже достижение.

Как только бизнесмен решает воплотить проект, размещает рекламу, предлагает себя и свой продукт миру — он открывает себя возможностям, не все из которых по-настоящему безопасны. Но то, что мир дает взамен, стоит этой борьбы со страхом.

Поэтому когда начинающие предприниматели бросают в костер своих идей такие значимые активы, как дом и автомобиль, – это, конечно, удивляет. Но именно такие истории — они про веру. В себя и свой продукт. Именно такие истории хочется рассказывать и быть к ним как-то причастным.

Нам в этом плане повезло, в наш индустриальный парк приходят ребята с горящими глазами и несокрушимой верой в то, что все получится. Мы помогаем предпринимателям в реализации проектов на всех этапах. Конечно, всем подряд землю не продаем, проводим отбор резидентов. Но благодаря такому отбору получаем возможность наблюдать за потрясающими историями развития предприятий. Как мне кажется, это бесценно.

Больше историй — на сайте проекта.

Решения Евгений Кононов
Содержание
Закрыть