В Солнечном скоро начнется строительство Губернаторского лицея
Материалы выпуска
Как работает служба безопасности Солнечного Решения В Солнечном строят садик для будущих гениев Решения В Солнечном скоро начнется строительство Губернаторского лицея Решения Изогнутые улицы вместо прямых кварталов: как меняется проект «Солнечный» Решения
Решения Екатеринбург
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

В Солнечном скоро начнется строительство Губернаторского лицея

«Школа нового поколения», как уже называют будущее образовательное учреждение, по сути, станет основой для целого кластера — не только образовательного, но и социального и спортивного направлений.

Губернаторский лицей, который откроется в 2023 году в Солнечном, задаст новый формат для образовательных учреждений. Он станет сердцем целого кластера, в состав которого кроме него войдут детский сад с общественным центром, центр художественной гимнастики и хореографический колледж. А в здании самого лицея появятся детский технопарк «Кванториум» и общественный центр для жителей района.

«Губернаторский лицей», ТТХ:

  • Срок строительства: 2021—2023 гг.
  • Учеников в лицее: 1200
  • Учеников в «Кванториуме»: 900
  • Площадь: 28 470 кв. м
  • Площадь участка: 2,93 га

Общий принцип, который применили в проекте, – принцип «открытой школы». На него работают сразу несколько проектных решений. Эти подходы значительно отличаются от тех, что приняты в обычных школах. Два главных отличия – многофункциональные помещения и проницаемые пространства.

Вот как это устроено.

В одном и том же классе можно по-разному организовывать учебный процесс: классический урок, круглый стол, групповая работа, самостоятельная работа. Достигается это за счет эргономичной мебели, которую можно передвигать и компоновать в зависимости от сценария урока.

Школьные коридоры превращены в полноценные зоны рекреации, которые тоже многофункциональны: здесь также можно не просто общаться, а проводить лекции, занятия в малых группах, заниматься индивидуально. Причем на каждом этаже — как в начальной, так и в средней школе — зона рекреации имеет свое функциональное наполнение, от детских горок до коворкинга.

Пространства трансформируются с помощью сдвижных перегородок на специальных рельсах. Такие рельсы и перегородки предусмотрены в большом количестве в зонах рекреации. Также трансформировать можно и сами классы.

Еще одна особенность, работающая на принцип «открытой школы», – в прозрачных перегородках между классами и коридорами. Они позволяют в любое время наблюдать за учебным процессом, даже если учителя нет в классе. Это такой дополнительный элемент «социального контроля», когда ребенок в каждый момент времени знает, что за ним наблюдают. Кроме того, подобное решение позволяет реализовать такие сценарии учебного процесса, при которых нужно разделить класс на две большие группы – одна остается в учебном классе, а вторая выходит в зону рекреации, оставаясь при этом на виду у преподавателя.

Таким образом, в образовательный процесс по максимуму включаются все помещения школы, в том числе коридоры, которые из транзита из точки А в точку Б превращаются в полноценные учебные пространства.

В Губернаторском лицее начальное и среднее звено почти не пересекаются, располагаясь в соседних частях здания. В каждой из этих частей есть многофункциональное, светлое, открытое пространство для учебы и общения – «сердце школы».

Выглядит такое пространство как римская аудитория.

Помимо учебных помещений, в лицее будет располагаться «Кванториум», медиацентр, учебный центр и спортивный центр со скалодромом. Доступ к этим дополнительным функциям будет отдельный, но и школьники смогут пользоваться ими, не выходя из здания. То есть часть здания Губернаторского лицея предназначена исключительно для общеобразовательного процесса, а другая часть – как для учеников, так и для других жителей района.

Вот что можно будет делать в лицее:

1. Заниматься спортом

Спортивный блок Губернаторского лицея включает в себя трансформируемый спортзал (он входит в контур учебного заведения) и соединенный с ним спортивный центр (тренажерка, скалодром и т. д.), который относится уже к общественному блоку здания.

Общественный блок, в состав которого входит скалодром и тренажерный зал, — не отдельно стоящее здание, но самостоятельная часть комплекса.

2. Посещать кружки и секции

Предполагается, что на базе лицея появятся помещения, предназначенные для оказания услуг дополнительного образования – в том числе муниципального, бесплатного для детей, но не относящегося к школьному. На недавнем совещании в городской администрации городские власти подтвердили готовность своими силами организовать работу самых разных кружков и секций для внеурочных занятий – причем не только для детей, но и для родителей.

Этим целям будет служить весь общественный блок с отдельным входом, зоной ожидания и гардеробом для посетителей. В его составе — спортивный центр, учебный центр для подготовки педагогов и медиацентр со студией звукозаписи, театральная студия с собственной сценой и зрительным залом. Также предусмотрены оборудованные помещения для занятий танцами, художественной студии, курсов кройки и шитья, кулинарной студии. А сердцем общественного блока по аналогии с «сердцем школы» станет римская аудитория, в которой можно проводить самые разные общественные мероприятия.

Здесь же расположится детский технопарк «Кванториум», который будет помогать молодым специалистам определиться с профессией в самом раннем возрасте.

3. Организовать обучение для педсостава

Еще одна особенность, отличающая лицей от других общеобразовательных учреждений, – комфортные пространства для педсостава. Учительские в здании есть на каждом из четырех этажей. Во-первых, это удобно для самих преподавателей. Во-вторых, точно так же, как и стеклянные перегородки между классами и коридорами, работает на «социальный контроль», также заложенный в проект. А в учебном центре предполагается проведение для учителей семинаров по повышению квалификации.

Зачем превращать школу в многопрофильный центр?

Идея переосмыслить проект обычной городской школы, которая предполагается в Солнечном по градостроительным нормативам, пришла не сразу. Она появилась в ходе реконцепции всего района, о которой мы подробно рассказываем здесь.

Масштабный документ, в котором девелопер сформулировал новое видение района, основан в том числе на социологических исследованиях мнений жителей Солнечного. Один из разделов этих исследований касался школьного образования — респондентов спрашивали о том, что они ожидают от «школы нового поколения».

Вот какими качествами, по мнению главных заказчиков проекта — обычных людей, должна обладать школа будущего:

  • педагогическая концепция;
  • многофункциональность и трансформируемость пространства;
  • разнообразные сценарии учебного процесса для групповой и индивидуальной работы;
  • места для коммуникаций и общения;
  • возможности для развития навыков;
  • современный дизайн пространства;
  • открытость пространства;
  • дизайн благоустройства и озеленения.

Антон Зелов, директор проекта «Губернаторский лицей»:

— Проект Губернаторского лицея – это синтез тех выводов, которые мы сделали по итогам социологического исследования жителей и мирового опыта проектирования и строительства школ, изучению которого мы также уделили большое внимание. Наша команда изучала опыт Финляндии и Голландии, мы общались с мировыми и российскими экспертами в этой сфере, и все они сходятся во мнении, что школы должны выйти за рамки общеобразовательных процессов. И это очень точно совпало с ожиданиями жителей Солнечного.

Чтобы грамотно подойти к проектированию, в процесс с самого начала включили и тех, кому предстоит работать в новом лицее. Это тоже кардинально отличает проект от типовых школ.

Иван Морозов, ведущий архитектор проекта:

— В проектной команде, которую мы создали, одними из главных участников были именно педагоги. Команда разрабатывала не просто техзадание, а педагогическую, архитектурно-инженерную концепцию объекта, подходы к эксплуатации объекта. Этот подход как раз и позволил взглянуть на проект более широко и применить в нем принципы открытого для всех желающих центра притяжения.

  • Проект «Губернаторский лицей» поддержал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.
  • На всемирной выставке 100+ Techno Build осенью 2020 года проект стал темой одной из основных сессий.
  • Одновременно с Губернаторским лицеем напротив него будет построен детский сад на 300 мест, также спроектированный с учетом результатов современных исследований детской психологии и педагогики, современных отечественных и мировых трендов. В вечернее время он также будет открыт для занятий по программам дополнительного образования для дошкольников и их родителей всего района.
  • Предполагается, что садик и Губернаторский лицей будут объединены в многофункциональный образовательный комплекс. Это обеспечит единую образовательную среду, преемственность и более эффективное использование финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов.
  • Губернаторский лицей с «Кванториумом» и общественным центром (в состав которого входит медиацентр, учебный центр и спортивный центр) станет частью социально-образовательного кластера, в который кроме лицея и детского сада войдут Уральский хореографический колледж и Центр художественной гимнастики — спортивный объект международного класса, который послужит в том числе участникам Универсиады 2023 года.