Министру строительства РФ показали «Губернаторский лицей» в Солнечном
Материалы выпуска
Новые стандарты жизни: УГМК представила особый подход к застройке Решения Министру строительства РФ показали «Губернаторский лицей» в Солнечном Решения Как пандемия изменила рынок новостроек. Отвечает вице-президент ЮИТ Решения Владимир Городенкер объявил о создании жилой экосистемы в «Парке столиц» Решения «Отказались от устаревших СНиПов, чтобы создать новый стандарт жилья» Решения На пленарном совещании 100+ TechnoBuild обсудили проект Академического Решения Зачем Универсиада нужна Екатеринбургу. Отвечают эксперты Решения Как дизрапт меняет сферу строительства. Пример одного района Решения Участники форума 100+ назвали восемь проблем современного храмостроения Решения На 100+ TechnoBuild представят технологии модульного строительства Инновации
Решения Екатеринбург
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Министру строительства РФ показали «Губернаторский лицей» в Солнечном

Свердловский губернатор презентовал проект лично на форуме 100+ BuildRussia. Рассказываем, что должна включать в себя «школа будущего» и как сделать ее центром притяжения для всех возрастов.
Фото: предоставлено 66.RU пресс-центром Министерства строительства РФ

Единственный макет, который был представлен на стенде организаторов международного форума 100+ TechnoBuild, стал главной темой обсуждения на сессии, посвященной школе будущего. А сама сессия неожиданно для многих участников вызвала чуть ли не самые бурные обсуждения. Макет демонстрировал проект «Губернаторского лицея» в екатеринбургском районе Солнечном — детище нескольких архитектурных бюро, сторонних консультантов и девелопера района — компании «Форум-Групп».

Почему на строительном форуме обсуждают школы?

Исторически главная тема 100+ Forum Russia — создание в регионах таких условий, которые помогли бы привлекать инвесторов с крупными проектами. Инструменты поддержки могут быть самыми разными: облегченные согласовательные процедуры, обеспечение конкретных проектов энергетическими мощностями, индивидуальные налоговые условия. В последние годы много говорят о комфортной городской среде как еще об одном аспекте инвестиционной привлекательности городов.

Фото: Артем Очеретин, 66.RU

Сегодня к необходимому набору точек роста добавляют качественные системы образования и здравоохранения. Все крупные предприятия региона уже имеют свои образовательные центры для подготовки квалифицированных кадров, отмечает губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Это полноценные колледжи и университеты, но пришла пора думать о том, как помогать молодым специалистам определиться с профессией в еще более раннем возрасте. Для этого необходимо во многом изменить подходы к школьному обучению, создавая образовательные центры нового поколения по проектам, которые с самого начала будут включать в себя намного больше, чем просто здания с учебными классами.

Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области:

— Сегодня школа — это уже не просто «дом для детей». Школа должна становиться образовательным центром развития всех поколений людей, живущих около нее. Школа — это не просто «храм образования» для детей, а центр развития целого микрорайона. Именно с этим подходом мы выработали для себя формат строительства новых образовательных центров, и первые шаги сделаны в микрорайоне Солнечном.

Фото: предоставлено 66.RU Департаментом информационной политики Свердловской области

Что включает в себя проект образовательного центра в Солнечном?

«Форум-Групп» в этом году была главным генеральным партнером 100+ TechnoBuild. Но вместо того, чтобы презентовать свои проекты на отдельном стенде, компания просто разместила слева от стойки организаторов в павильоне макет «Губернаторского лицея», строительство которого начнется в следующем году. Макет включили в маршрут обхода выставки ВИП-делегацией во главе с министром строительства РФ Владимиром Якушевым, и он оценил проект.

Фото: официальная документация проекта

Впервые «Губернаторский лицей» презентовали 1 сентября на открытии первой школы в Солнечном — новом жилом районе, который компания строит на юге Екатеринбурга. Тогда глава региона и глава компании подписали соглашение о строительстве в районе культурно-образовательного кластера, основой которого и должен стать лицей.

Девелопер строит жилье. Откуда ему знать, какой должна быть школа будущего?

Общеобразовательная составляющая — это стержень, на который должны нанизываться все остальные точки притяжения большого жилого района. Поэтому пока чиновники (не без участия команды «Форум-Групп») изучали европейский опыт проектирования и строительства школ — смотрели примеры в Финляндии, Голландии, Германии, общались с мировыми экспертами в этой сфере, — в Солнечном проводили масштабное социологическое исследование. Его целью было выяснить и классифицировать потребности жителей и их ожидания от «школы нового поколения».

Сергей Мямин, заместитель генерального директора «Форум-Групп»:

— Вот что говорят про будущую школу и какой ее видят маленькие и взрослые жители Солнечного. «Современная школа — это школа, где ребенок чувствует себя уютно и куда ему хочется снова». «Новые, человечные учителя». «Современный дизайн». «Где есть возможность развиваться вместе с ребенком». «Где созданы разнообразные возможности для раскрытия способностей ребенка». Оттолкнувшись от этих результатов нашего исследования, мы сформулировали базовые принципы для создания новой школы.

Вот какими качествами, по мнению главных заказчиков проекта — обычных людей, должна обладать школа будущего:

  1. педагогическая концепция;
  2. многофункциональность и трансформируемость пространства;
  3. разнообразные сценарии учебного процесса для групповой и индивидуальной работы;
  4. места для коммуникаций и общения;
  5. возможности для развития навыков;
  6. современный дизайн пространства;
  7. открытость пространства;
  8. дизайн благоустройства и озеленения.

Фото: официальная документация проекта

В принципе, набор функций современной школы можно было бы продолжать, главный смысл в том, что школе предстоит перестать заниматься одним только детским общим образованием.

Как впихнуть все эти функции в школьное здание? Просто сделать его больше?

Сергей Мямин:

— Как обычно создается школа? На каждом этапе жизненного цикла объекта все участники этого процесса фактически работают последовательно, один за другим. Мы решили принципиально изменить этот подход. Еще до начала проектирования, «на берегу», мы создали проектную команду. Ключевые «игроки», участвовавшие раньше в разных жизненных циклах реализации объекта, работали командой. И разрабатывали не просто техзадание, а педагогическую концепцию, архитектурно-инженерную концепцию объекта, концепцию будущей эксплуатации объекта. А самыми главными, кого мы с самого начала включили в процесс, стали именно педагоги.

Такая командная работа позволила взглянуть на проект еще шире, применив в нем концепцию центра притяжения, открытого для всех. Заниматься спортом на школьном стадионе, использовать библиотечные центры и медиацентр для получения образования смогут не только ученики, но и любой житель района, не мешая образовательному процессу. Также в лицее появится учебный центр для педагогов, поскольку в современном образовательном комплексе учиться должен не только ребенок. В этом учебном центре учителя смогут закреплять практические навыки.

Фото: официальная документация проекта

Безусловно, для этого необходимо применять новые методы в организации внутришкольного пространства, которые подразумевают единый подход к видению не только здания школы, но и всего квартала. Так «Губернаторский лицей» с «Кванториумом», медиацентром и спортзалами для всех желающих становится равноправной частью целого многофункционального образовательного кластера, в который впоследствии войдут Центр художественной гимнастики, Уральский хореографический колледж и детский сад на 300 мест (один такой здесь уже есть). Предполагается, что центр гимнастики будет спортивным объектом международного класса, который послужит в том числе участникам Универсиады 2023 года. А дальше — кластер дополнится жильем и связывающими все объекты пешеходными общественными пространствами — аллеями и площадями.