Как рассказал в ходе «Иннопром-2019» заместитель генерального директора по операционной деятельности ПАО «Россети» Константин Михайлик, одна из проблем в том, что уровень готовности территорий к федеральному проекту очень отличается.
С одной стороны есть Москва и Калининградская область, в которой работает АО «Янтарьэнерго» (дочерняя структура «Россетей»). Но пример самого западного субъекта страны — это единственный образец «идеальной цифровой РЭС, куда можно привозить иностранцев», говорит Михайлик. «Янтарьэнерго» — это показательный кейс по совокупности внедренных технологий: система управления подстанций, учета энергии, система управления верхнего уровня. В Свердловской области — сложнее. Чтобы только охватить ее счетчиками, нужно несколько лет», — сказал Михайлик. В числе территорий, где реализовать проект будет сложно, регионы Северного Кавказа и субъекты, отдаленные от Москвы.
Глава «Россетей» Павел Ливинский оценил стоимость проекта цифровизации в 1,3 трлн руб. в текущих ценах, а сроки самоокупаемости — в 14 лет. В «Россетях» пояснили, что готовы профинансировать большую часть инвестиций за счет собственных и привлеченных средств. Но ряд дочерних компаний не смогут взять на себя большую долговую нагрузку (наиболее критична она будет для МРСК Сибири, Юга, Центра и Северного Кавказа), из-за чего в инвестпрограмме возникнет дефицит на 300 млрд руб.
Михайлик утверждает, что цифровизация не приведет к увеличению тарифов и позволит повысить капитализацию компании.
Кроме того, эксперт поясняет, что подобные проекты невозможно реализовать в рамках только одной компании. Сейчас «Россети» обсуждают условия сотрудничества с другими госкорпорациями. «Вы сказали [нужно создать] систему в системе. Скорее — систему внутри государства. Через некоторое время будет разговор с коллегами из «Росатома», очень плотно работаем с коллегами из «Ростеха», сотрудничаем с огромным количеством предприятий, реализующих на территории России микропроекты, которые мы можем интегрировать и создать кластеры роста. Наша работа приведет к тому, что появятся новые виды спроса… не только в виде электроэнергии, которую мы передаем, а спроса на услугу по передаче информации. Это создаст дополнительный рывок вперед», — сказал Михайлик.
Автор: Мария Кутепова