Администрация Екатеринбурга планирует закрепить в нормативных документах термины «центр города», «гостевые маршруты», определить их местоположение и разработать требования, которым они должны соответствовать. Такое предложение внес директор городского департамента потребительского рынка и услуг Максим Чаплыгин. В интервью РБК Екатеринбург он объяснил, почему это важно для города-миллионника с постиндустриальной экономикой. В преддверии инфраструктурного форума «Центр решений РБК» он объяснил, почему это важно для города-миллионника с постиндустриальной экономикой.
Административные границы центра Екатеринбурга, в отличие от большинства городов-миллионников, не закреплены ни в одном официальном документе. Поэтому для города «центр» — скорее маркетинговый термин, который каждый понимает по-своему. Это создает проблемы и для мэрии, и для разных секторов бизнеса.
В связи с этим РБК Екатеринбург организует очно-заочную дискуссию — инфраструктурный форум «Центр решений РБК». В течение июня редакция публикует интервью, колонки и аналитику, где эксперты рассматривают центр города с разных точек зрения. А 26 июня состоится панельная дискуссия, в ходе которой редакция вместе с представителями городской власти и предпринимателями определит, где должны проходить административные границы центра. Выводы будут оформлены в меморандум и направлены мэру Алексею Орлову.
Интервью с Максимом Чаплыгиным — часть дискуссии в преддверии инфраструктурного форума.
— Сейчас «центр города» — условное понятие. На бумаге его не существует, но муниципалитет собирается обозначить границы этой территории и придать ей официальный статус. Для чего это нужно?
— В марте администрация города проводила очередной совет неравнодушных, где обсуждали нестационарную торговлю. Его участникам я предложил ввести понятие «центр города», «гостевые маршруты», их границ и требований к ним. Нужно решить эту задачу и зафиксировать результаты в нормативно-правовом акте, чтобы в центре города установить отдельное регулирование, связанное с охраной объектов культурного наследия, размещением нестационарной торговли, парковок, рекламных конструкций, движением общественного транспорта.
— В центре города введут дополнительные ограничения?
— На мой взгляд, целесообразно запретить в центре нестационарные объекты торговли, ограничить эксплуатацию самокатов и других средств индивидуальной мобильности. Такой опыт уже есть в Челябинске, Перми, Новосибирске, Омске, Владивостоке. К нему стоит присмотреться. Это будет ответом на запросы горожан — им хочется, чтобы на улицах было больше порядка. Когда появится конкретика, мы непременно проведем общественные обсуждения — выясним, что горожане думают по этому поводу. По замыслу, центр должен сосредоточить важнейшие для города функции, стать точкой притяжения и носителем эстетики городского пространства.
— Что имеет в виду руководство муниципалитета, когда говорит о центре города? Какую территорию он сейчас занимает?
— Центром города традиционно считают пространство вокруг главной площади и главного административного здания. В Екатеринбурге это район, ограниченный улицами Московская — Челюскинцев — Восточная — Большакова, с историческими и общественными кварталами, офисами, торговлей и развлечениями. К этому списку я бы добавил еще гостевые маршруты. Приезжие, которые добираются из аэропорта Кольцово, могут судить о городе по внешнему виду улиц Белинского и Розы Люксембург. По сути, центр – все, что ассоциируется с образом конкретного города.
— Границы центра определяют с помощью наблюдений или существуют методы, основанные на анализе трафика и демографических показателей?
— Исследователи учитывают долю общественной и жилой застройки, плотность дневного населения в разных функциональных зонах, интенсивность транспортного потока, количество работающих на единицу площади и другие показатели. При этом надо понимать, что речь идет не только о функциональном делении — центр, периферия, промышленные зоны, транспортные узлы и так далее, но еще о восприятии людьми окружающего пространства и их эмоциональном комфорте. Центр удобен тем, кто ведет активную социальную жизнь — посещает кафе, клубы, встречи, образовательные мероприятия. Но это не значит, что мы не должны учитывать интересы жителей спальных районов — они тоже бывают в центре и не должны испытывать неудобств. Наконец, нам важно, как выглядит Екатеринбург на расстоянии — для туристов (а деловой туризм — одна из статей дохода) и тех, кто хотел бы здесь жить.
— То есть вы планируете изучать не только пожелания жителей Екатеринбурга, но и приезжих, у которых сложилось свое мнение о городе?
— Мы исходим из того, что город — не просто искусственная среда, а, в первую очередь, социальная система. Взаимодействия людей определяют, как это пространство будет развиваться. В постиндустриальном обществе экономика мегаполиса успешна, если он делает ставку на высокие технологии. Одна из задач Екатеринбурга как инновационной площадки, опирающейся на традиционные отрасли — металлургию, машиностроение, — привлекать в город креативных людей, которые могут рассчитывать здесь на профессиональный и личностный рост. При высокой мобильности такие люди сами выбирают, где им лучше жить и работать. Тут речь идет не только о миграции специалистов из областных городов, традиционно тяготеющих к областному центру, а еще о том, насколько высоко город котируется на российском рынке труда. Имиджевая составляющая тут очень важна — многое зависит от того, какое впечатление производит город на людей со стороны.
— Чем Екатеринбург может их привлечь?
— Есть мнение, что привлекательность города определяет индекс креативности — три «Т»: технологии, таланты и толерантность (прежде всего, терпимость к людям других национальностей и вероисповедания). Причем все эти показатели можно оцифровать — они поддаются расчету. На 300-летие Екатеринбурга приезжало много гостей, и мы видели, какое впечатление произвел на них город — массовая застройка территорий, современная архитектура, достижения в экономике и культурной сфере. О том, насколько развиты в Екатеринбурге креативные индустрии, можно судить по событиям федерального масштаба — фестивалям «Евразия», Ural Music Night, «Красная строка», собирающим большое количество участников и туристов. Для людей 25-35 лет, которые могут приехать в Екатеринбург и остаться здесь, это очень важно.
— Приезжие объясняют, что их не устраивает в Екатеринбурге?
— Им кажется странным, что в эпоху искусственного интеллекта на центральных улицах города можно видеть бесконечную череду ларьков, торгующих непонятно чем. Это вызывает резонные вопросы. В других российских городах, которые не претендуют на звание третьей столицы, но с большим вниманием относятся к городской инфраструктуре, из центра давно вытеснили все ларьки и киоски. Остались разве что точки для обслуживания туристов, предлагающие сувениры, выпечку, напитки, горячий кофе. Причем многие из них сезонные — работают только в теплое время года. Мы считаем такую практику заслуживающей внимания.
— С вами могут не согласиться граждане, которым покупки в уличных ларьках экономят время.
— В нашем случае формула «спрос рождает предложение» не работает. Вы часто покупаете свежую прессу в киосках «Роспечати»? Думаю, большинство горожан читают новости в мессенджерах — по этой причине газетные киоски превратились в заведения, торгующие ширпотребом, едой и напитками. Если городская администрация перестанет регулировать эту сферу, пешеходная улица Вайнера, как в девяностые, станет ярмаркой, где довольно трудно уследить за порядком. Помните павильоны компании «Италл», от которых с трудом удалось избавиться?
— С тех пор, наверное, многое изменилось к лучшему?
— Беда в том, что уличная торговля остается непрозрачной сферой. Городская казна почти не получает от киосков дохода — многие предприниматели извещают налоговую службу, что ничего не заработали. Тем временем на их площадках торгуют субарендаторы, причем доходы позволяют им платить по высоким ставкам. Мы анализировали — в киоске площадью 48 кв. метров, торгующем шаурмой напротив Шарташского рынка, арендатор платит 2770 рублей за квадратный метр. В соседнем здании на первом этаже — ставка 2100 рублей. Значит, у предпринимателей, торгующих в киосках, есть альтернатива. Департамент потребительского рынка и услуг рассчитывает убрать киоски из центра города, поднять арендные ставки и запретить субаренду. Тогда ситуация наконец изменится к лучшему.
— Киоски позволяют зарабатывать мелким производителям, продукцию которых не берут торговые сети. Если эти точки ликвидировать, выбор для потребителя ограничится.
— Речь не идет о том, чтобы полностью запретить киоски. В других районах города они останутся, может быть, в меньшем количестве. Время от времени мы получаем сигналы от жителей дальних территорий — поселка Медного или Большого Конного полуострова. Они говорят: нам до ближайшей торговой точки идти два километра, организуйте хоть какую-нибудь доставку продуктов. Но сетевому ретейлу строить там супермаркеты невыгодно, а нестационарные объекты могли бы решить проблему. Беда в том, что все хотят работать в центре.
— Вы считаете торговлю движущей силой городской экономики?
— Екатеринбург по-прежнему занимает третье место по количеству торговых площадей на душу населения. Впереди — только Москва и Санкт-Петербург. Стратегия развития города связана именно с развитием стационарной торговли. С расширением границ центра постепенно будет выравниваться уровень развития соседних районов. Сейчас разница между центром и окраинами очевидна. Но Екатеринбург — компактный мегаполис. Его центр может превратиться в многополюсную систему, при которой возникнут новые точки роста со своей специализацией.
— Как центр Екатеринбурга меняется со временем?
— По нашим наблюдениям, за последние годы центр сместился на несколько кварталов западнее — уже за пределы Московской, где муниципалитет благоустраивает улицу Татищева и планирует продлить ее дальше. Границы центра подвижны — они меняются достаточно быстро. Это живой организм. Вспомните — 20 лет назад улица Радищева была заброшенной территорией с деревянными домами на первой линии и пустырями, которые использовали под парковки, а сейчас там и элитное жилье, и рестораны, и магазины. Торговый центр «Гринвич» формирует потоки покупателей — плотность дневного трафика очень высокая. Это новое качество жизни, соответствующее требованиям к городскому центру.
— Есть два подхода к застройке центральной части города — можно менять сложившийся ландшафт точечно или сносить старые дома и прокладывать новые улицы. Какой из них больше подходит для Екатеринбурга?
— Мы должны максимально сохранить культурное наследие. Екатеринбург уникален историческими памятниками. Их надо беречь, иначе следующие поколения будут судить об архитектуре XIX — начала ХХ века только по фотографиям. Наверняка сейчас в городе строят здания, которые признают потом объектами культурного наследия. Люди уже сейчас приезжают посмотреть на проект бюро Нормана Фостера — штаб-квартиру Русской медной компании, ставшую одним из символов Екатеринбурга. Появилась новая доминанта, вокруг которой формируется городское пространство. Собственно, застройка «Екатеринбург-Сити» — пример рационального подхода, при котором новые архитектурные формы органично соседствуют с особняками прошлого века. Еще несколько лет, и мы увидим здесь совершенно новый район.
Фото: Антон Буценко, РБК Екатеринбург