Капитан футбольной команды
Я родился в Армении в селе Шамирам в 1994 году. А в четыре года вместе с родителями переехал в Новосибирск. Спортом увлекся в семь лет. Мой двоюродный старший брат тогда ходил в футбольную школу «Чкаловец», и мама попросила его взять меня с собой, чтобы я не бездельничал. В футбол я влюбился сразу. У меня появились знакомые, друзья, я понял и почувствовал, что такое командный дух. Первые полгода сидел на скамейке запасных, но потом начал выходить на поле. А еще через пару лет стал капитаном.
В то время я смотрел фильмы с Ван Даммом, Брюсом Ли. Было прикольно, но я не видел себя в боевых искусствах. Все мои мысли были заняты футболом.
Когда учился в четвертом классе, родители внезапно переехали в Екатеринбург из-за работы отца. Я остался у дяди, чтобы закончить учебный год. Тренер просил отца оставить меня в Новосибирске и дать возможность продолжать спортивную карьеру. Но семья решила иначе.
Я приехал в Екатеринбург в конце лета, в сентябре поступил в пятый класс, но наборы в футбольные секции к тому моменту уже закончились. Поэтому на смотр попал только через год. Это был ФК «Урал». Я хорошо себя показал, хотя играл на защите — не в своей рабочей позиции. Результаты сообщили отцу по телефону. Он сказал, что меня не взяли.
Только спустя лет десять я узнал, что дело было в другом: меня взяли, но нужно было платить взносы, к которым семья не была готова. Все-таки отец считал футбол лишь хобби. Не скажу, что у меня остался какой-то осадок. Но когда я смотрел чемпионаты России и мира, мне было обидно, что в стране есть талантливые самородки, но у них нет денег, чтобы заниматься и пробиться на профессиональный уровень.
Продавец обуви
Тогда я оставил спорт, но в 16 лет одноклассник позвал меня в школу «Динамо» заниматься с ним боевыми искусствами за компанию. Так я попал к своему первому и единственному тренеру Николаю Васильевичу и стал заниматься тайским боксом. Хотя, если честно, занимался несистемно: мог не ходить по четыре–шесть месяцев, потом снова возвращался, и так по кругу. У меня не было цели, я просто хотел научиться самозащите. До первых соревнований. Тогда я выиграл первый бой, второй проиграл, но мне все это очень понравилось. Атмосфера, энергетика. Это затягивает.
К окончанию школы я уже понимал, что мне нравится спорт, и подал документы на спортивный факультет УрФУ. Меня приняли. Отец узнал о поступлении только в сентябре и сразу сказал забирать документы. Он считал, что я должен работать и создавать семью. У нас в роду никогда не было профессиональных спортсменов, и никто не верил, что этим можно заработать на жизнь. Высшее образование тоже не считали гарантией шикарного будущего. У всех была одна установка: работать.
Идти против семьи я был не готов. Забрал документы из вуза и поехал работать в Лангепас управляющим в магазин одежды своего дяди. Началась рутина. Полгода работал без выходных, потом на полгода возвращался в Екатеринбург. Когда был в «отпуске», тренировался, чтобы поддерживать форму. Но все равно сильно поправился.
После Лангепаса были и другие города. Я ездил открывать магазины и ставить их на ноги по всей стране. Омск, Кострома, Соликамск... За четыре года я побывал во многих регионах страны и о спортивной карьере совсем не думал — было не до того. От рутины психологически сильно устаешь и перестаешь мечтать.
Хотя во время перерывов меня периодически приглашали побоксировать. Помню, как выиграл соревнования в Омске и был таким счастливым. Мне дали 10 тысяч призовых — треть моей зарплаты на тот момент. Но получить их было гораздо приятнее.
После всех этих странствий мы с семьей вернулись в Новосибирск, где дядя открыл очередную точку на оптовом рынке. Я снова продавал кроссовки, но параллельно ездил в Екатеринбург, чтобы участвовать в соревнованиях. Правда, уже не в тайском боксе, а в кикбоксинге. Еще одна правда — я совсем не готовился к боям. Может, поэтому я раз 10 или 11 ломал руку в одном и том же месте. Она заживала, но кость срасталась неправильно, и на следующем бою я ломал ее снова. Поэтому на рынке меня запомнили как человека в вечном гипсе.
Кикбоксер
В 2019 году я решился перебраться в Екатеринбург и полноценно заняться спортом. Из Новосибирска уезжал без права вернуться. Родители не понимали этого решения: уйти со стабильной работы ради спорта — это как вообще? Но к тому моменту я уже был морально готов взять на себя такую ответственность. Конечно, был страх, что ничего не получится. Но он дал силы двигаться вперед.
Я присоединился к бойцовскому клубу «Архангел Михаил» Академии единоборств РМК. И тут вспомнил свое футбольное детство и то ощущение командного духа, которое тебя заряжает. Ты уже не один и не сам по себе. За тобой и рядом с тобой люди и друзья, которых ты не можешь да и не хочешь подвести. Мне кажется, что для каждого человека важно находиться в среде, где люди разделяют твои ценности, поддерживают и помогают. Только так можно достичь очень высоких результатов.
В Академии мне стали платить зарплату, и это очень помогало, потому что серьезно тренироваться и при этом работать, чтобы обеспечить семью, практически невозможно. Поэтому к моим первым соревнованиям мне удалось максимально подготовиться и выиграть бой.
Так у меня появилась цель — стать чемпионом.
Чемпион
Уже через год мне выпал шанс побоксировать с чемпионом мира по версии RCC Fair Fight. Когда я выиграл и на меня надели пояс, я был по-настоящему счастлив. Но мало стать чемпионом, пояс нужно защитить. И я это сделал. Это была волна эйфории, мне казалось, что я могу все.
Но в этом году я проиграл бой. Это мой второй проигрыш в профессиональной карьере, но первый не был таким чувствительным. А в этот раз пришло сильное чувство подавленности. Хотелось закрыться в комнате и сидеть там в одиночку. Я пытался жить своей обычной жизнью, но эмоции после провала меня не отпускали. Я понимал, что сам виноват: физически я не уступал оппоненту, но в поединке очень важен психологический настрой. И я, видимо, плохо подготовился.
С того момента я уже выиграл два боя, но эмоция того проигрыша все равно со мной. Думаю, она уйдет только после реванша с тем же соперником.
Сейчас я хочу побеждать. Когда боишься проигрыша, больше работаешь и усерднее тренируешься. Моя мечта — взять два пояса: ONE FC и Fair Fight. Последний я сдал ради боя с Джабаром Аскеровым. Теперь его нужно вернуть.
Ради этого боя Мамука оставил чемпионский пояс:
Сын
Отношение родителей к спорту тоже изменилось Сейчас они смотрят мои бои, переживают, поддерживают.
К разговору 2019 года мы не возвращаемся. Когда я только заканчивал школу, не понимал, почему мне запрещают идти в спорт. Но с возрастом понял. У родителей перед глазами просто не было примера, что этим можно зарабатывать и содержать семью. Поэтому я их ни в коем случае не осуждаю.
В семье я стал своего рода первопроходцем. Младшие двоюродные братья все ходят в зал, тренируются. И отцы их поддерживают. А мой родной младший брат сейчас учится в вузе. Родители не были против его образования.