Инновации , Екатеринбург ,  
0 

Цифровой мир ММК. Итоги и перспективы внедрения IT-технологий

Цифровой мир ММК. Итоги и перспективы внедрения IT-технологий
ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», крупнейшая компания металлургического сектора РФ, по максимуму использует ИТ-технологии. Это подтверждает размах разработанной в Группе ММК стратегии «Индустрия 4.0».

В рамках стратегии цифровизации «Индустрия 4.0» до 2024 года на ММК будет реализована почти сотня инициатив, что должно принести Группе дополнительные 140 – 160 миллионов долларов к EBITDA.

Эволюция подхода к данным

«Цифровизация на ММК – это не революционный, а эволюционный процесс, – подчеркивает директор по экономике ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» Андрей Еремин. – Цифровизация изменила наш подход к данным, которые генерирует бизнес. Сегодня данные для нас – это такие же активы, как и прокатные станы или печи, и ими необходимо управлять».

В 2015 году ММК запустил стратегическую инициативу по работе с «большими данными», что стало первым шагом на пути к цифровизации, рассказывает Еремин: «Мы генерируем огромные объемы данных по всем производственным направлениям. Необходимо учиться собирать наши данные и работать с ними, именно поэтому мы стали запускать цифровые инициативы».

Постепенно, по мере развития цифровых технологий, ММК сформировал свою стратегическую инициативу для Индустрии 4.0. В 2019 году, с целью структурирования, синхронизации и приоритизации существующих инициатив ММК совместно с консалтинговой компанией Deloitte СНГ разработал пятилетнюю стратегию цифровизации.

В первую очередь ММК перешел на новую версию системы планирования использования ресурсов на предприятии (ERP) Oracle и внедрил цифровые системы управления на всех производственных линиях, что создало базу для дальнейшего цифрового развития. Следующим шагом стало создание централизованного хранилища корпоративных технологических данных. Ранее все данные хранились на разных серверах.

На базе нового подхода к хранению данных ММК создал корпоративную систему управления технологиями и качеством, оптимизации планирования продаж, составления графика производства и выполнения заказов. «Раньше многие процессы управлялись вручную, но в таком случае неизбежен человеческий фактор: люди не могут обрабатывать такой большой объем информации», – поясняет Еремин. – Теперь эти процессы, от размещения заказа до его выполнения и оптимального планирования производства, осуществляются и контролируются машинами», – добавил он.

Ключевые инициативы

«В рутинных операциях мы дополняем людей роботами, – рассказывает Еремин. – ММК внедрил около 80 роботов во всех сферах бизнеса». К примеру, робот, действующий в закупках, может проверить в ж/д системе, загружена ли партия лома от определенного подрядчика к отправке на адрес ММК. Если все идет в соответствии с графиком, робот направляет заявку в финансовый отдел ММК на оплату соответствующего счета.

Еще одна инициатива связана с мониторингом и управлением выбросами в атмосферу на предприятиях ММК. Технология использует данные автоматизированных систем, которые при помощи датчиков отслеживания выбросов фиксируют, соответствуют ли выбросы нормам. Реагируя на поступающие данные, специалисты на контрольном пункте могут корректировать работу агрегатов, откуда идут лишние выбросы. Система также проверяет состояние оборудования и определяет, почему выбросы превысили норму.

ММК также внедрил систему, которая оптимизирует потребление ферросплавов и вспомогательных материалов, используемых при производстве стали в кислородно-конвертерном цехе. Эта технология включает физико-химическую модель производства стали и алгоритм машинного обучения. «По нашим оценкам, этот проект позволил сократить использование дорогостоящего сырья, необходимого для производства стали, на 3%», – комментирует Еремин.

Также в процессе внедрения IT-технологий ММК повысил эффективность обслуживания и ремонта. Все оборудование предприятия зарегистрировано в специальном мобильном приложении. Это позволяет оперативно выполнять запланированные и экстренные ремонты, а также выявлять возможные дефекты оборудования на раннем этапе.

С целью поиска и разработки новых цифровых инициатив, а также отслеживания и управления результатами существующих, ММК создал цифровой офис. Кроме того, у ММК есть офис в подмосковном Сколково, где компания отслеживает все самые современные идеи.

Работа с RFID-метками, машинным зрением и искусственным интеллектом позволяет ММК реализовывать такие проекты как «умный склад». Эффективность производственного процесса и уровень загрузки оборудования зависят от эффективности складского управления, отмечает Еремин: «На данный момент краны все еще управляются вручную, но размещение продукции на складах уже четко определено и закодировано, поэтому крановщики точно знают, где находится продукция: на их мониторе отображается 3D-модель склада».

Инвестиции

По словам Еремина, плановые инвестиции в реализацию стратегии цифровизации за пять лет составят около 5 млрд рублей (более 60 млн долларов США). В частности, в 2021 году планируется вложить около 1,5 млрд рублей (около 19 млн долларов США).

«Мы рассматриваем все инициативы в стратегии цифровизации с точки зрения окупаемости инвестиций (ROI), – рассказывает Еремин. – Наши проекты в области цифровизации имеют окупаемость инвестиций от 1 до 3 лет».

Управление производством в условиях пандемии

«Высокий уровень цифровизации и информатизации делает компанию более устойчивой и конкурентоспособной, что становится более заметным во время кризисов, – говорит Еремин. – Цифровые инструменты позволяют нам поддерживать нормальные рабочие процессы в условиях удаленной работы. Более того, нам даже удалось повысить операционную эффективность».

В условиях удаленной работы компании особенную важность приобрел еще один продукт стратегии цифровизации ММК – система электронного документооборота «АТАЧ».

«Система электронного документооборота позволила нам сохранить контроль над ситуацией, а также высокую скорость реакции на внешние изменения, – замечает Еремин. – Эта система настолько удобна и эффективна, что мы решили ее коммерциализировать, и сейчас она пользуется большим спросом на рынке».

Фокус на потребностях клиента

Первым клиентоориентированным сервисом, внедренным ММК, стало мобильное приложение для сбытовых служб компании. Оно также полезно для клиентов, приобретающих продукцию ММК, поскольку позволяет сократить время, необходимое для переговоров. При этом сотрудники сбытовых служб ММК могут в режиме онлайн ответить на вопросы покупателей, к примеру, касающиеся цен, производственных возможностей и сроков выполнения заказов.

Другой клиентоориентированный проект – мобильное приложение «ММК-Клиент». В этом приложении покупатель может увидеть, на каком этапе находится процесс выполнения его заказа и как заказ движется по производственной цепочке. «ММК-Клиент» отображает ранее созданные и завершенные заказы, информацию по сертификации, детали по транспортировке, счета-фактуры и график платежей.

ММК приступил к реализации проекта корпоративного маркетплейса. Система позволит клиентам размещать заказы непосредственно в режиме онлайн, минуя традиционные переговоры с продавцами. Проект должен завершиться во втором квартале 2021 года. Планируется, что он привлечет покупателей, нацеленных на приобретение небольших объемов металлопродукции, а также индивидуальных предпринимателей.

«Цифровые технологии серьезно повлияют на развитие бизнеса. Будут созданы абсолютно новые бизнес-модели, и, в целом, в жизни человека многое изменится, – заключил Еремин. – Этот процесс неизбежен. Структура труда изменится: люди перейдут с мест, связанных с физическим трудом, к более творческой работе».

Инновации Проект ММК победил в конкурсе «Главное событие года в металлургии РФ»
Содержание
Закрыть