Магнитогорский металлургический комбинат одним из первых в российской индустрии стал масштабно внедрять информационные технологии во все важные бизнес-процессы предприятия. ММК реализует крупные IT-проекты в рамках стратегической инициативы «Индустрия 4.0». Для повышения эффективности решения возникающих в связи с этим задач 9 месяцев назад был сформирован цифровой офис. Мы задали несколько вопросов Даниле Целиканову, который возглавляет это подразделение.
— Данила Федорович, какие задачи решает цифровой офис в настоящее время?
— Как показывает практика ММК, без единого центра управления, без конкретных проектных менеджеров, которые берут на себя обязательства управления определенным пулом проектов, весь бизнес-процесс замедляется. Поэтому и был создан такой центр для управления, как отдельными проектами, так и всем портфелем, а также стратегией цифровизации компании в целом. Первое время его называли проектным офисом. Но, чтобы подчеркнуть специфику его деятельности и разграничить с уже существующими на комбинате бизнес-процессами, решили переименовать в цифровой.
ООО «ММК-Информсервис» тоже имеет свой проектный офис, но он решает несколько другие задачи. «ММК-Информсервис» занимается проектами, которые связаны непосредственно с IT-сферой, созданием IT-платформ, проектами роботизации бизнес-процессов, базовыми проектами автоматизации. Особенность цифрового офиса в том, что он управляет специфическими проектами в области цифровизации, которые имеют технологический характер, больше привязаны к производству и непосредственно технологическим процессам.
В настоящее время портфель проектов «Индустрии 4.0» на комбинате состоит из более ста проектов стоимостью свыше 4 млрд рублей. Цифровой офис курирует более 50% из них, остальное — ООО «ММК-Информсервис». При этом пул проектов цифрового офиса в основном лежит в области интернета вещей, машинного зрения, создания цифровых двойников, математического моделирования, BIM-моделирования, как нового этапа развития классического проектирования.
— Цифровой офис действует девять месяцев. Что удалось сделать за это время?
— Главное — удалось достичь полного понимания целей и задач. Мы потратили достаточно много времени, чтобы осмыслить, в том ли направлении мы движемся. Ведь идей, как потратить бюджет, всегда достаточно. Но сделать это эффективно, заложив основу будущего развития, — задача куда более сложная.
Мы провели огромную серию пилотных проектов во всех технологиях. Мы посмотрели, как бизнес-процессы на ММК реагируют на технологии, цикл жизни которых очень короток, в то время как традиционный цикл проектного управления на таком большом предприятии от планирования до завершения составляет три года.
Цифровизация – это зона огромных рисков, практически венчурная область. Ты начинаешь применять новую технологию, а через год она уже устаревает. Но мы научились справляться с этим. Совместно с компанией «Делойт» мы разработали стратегию цифровизации. Тот пул проектов, который сейчас у нас сформирован, категорически нельзя назвать венчурным пакетом. В эти проекты инвестируются достаточно крупные средства и, в традициях ММК, мы не тратим деньги просто так, а ждем от всех реализуемых проектов серьезный экономический эффект. Концепция может видоизменяться, но этот подход остается неизменным.
— Велик ли штат цифрового офиса? Какого рода компетенциями должны обладать его специалисты?
— У нас работает порядка 15 человек. И, как это не покажется странным, в цифровом офисе цифровые навыки не являются первоочередными компетенциями. Дело в том, что современная цифровизация зачастую готовит узких специалистов по конкретному направлению. Стоят они дорого и удержать их на локальном рынке непросто. При этом сами эти специалисты для нас не слишком эффективны. Гораздо перспективней специалист-технолог, обладающий дополнительными навыками в области цифровых двойников, машинного зрения, то есть для него это будет дополнительный инструмент. И тогда он лучше приживается в условиях металлургического производства, и при этом он будет обладать достаточными компетенциями, чтобы не сопротивляться новым технологиям, а наоборот быть их проводником.
Мы сформировали офис из технических специалистов, обладающих большими компетенциями по своим направлениям – первый передел, прокатный, энергетика. И мы дополнительно обучаем их проектному управлению, которое и является для них базовым навыком. А технические знания и знание технологии позволяют достаточно быстро погрузиться и в технологии цифровизации. Как говорится, мы не ищем узких специалистов, ищем умных людей, а они уже сами справятся.
— Какие задачи цифрового офиса Вы видите в ближайшей перспективе?
— Мы сейчас пытаемся выстроить цепочку создания ценности цифровизации, где конечным заказчиком всех цифровых продуктов является цех, а рядом с ним стоит математик. От цеха идет постановка задачи. Если конкретная проблема не устраняется физическим методом, изменением существующей технологии производства, то включается математик, который проводит глубокий анализ на основе имеющихся данных. Группа математического моделирования на ММК — одна из самых сильных в России. И это не преувеличение.
Задача математика — создать оптимизационную модель для решения проблем конкретного заказчика. Данных для этого, как правило, не хватает. Большая часть времени уходит на то, чтобы собрать нужные данные, структурировать, оценить их достаточность. И вот тут на помощь приходит цифровизация. С ее помощью мы получаем большой поток данных, из которых можно выделить именно те, которые нужны реальному заказчику.
Мы одни из первых в России пришли к данной парадигме. И хотя с таким длительным процессом постановки задачи и ее осмысления цикл реализации проекта увеличится, на выходе мы имеем реальный экономический эффект, который может исчисляться многими сотнями миллионов рублей.
— Нет ли отторжения цифровых решений со стороны специалистов различных служб, ведь их внедрение может войти в противоречие с привычной практикой работы?
— Ни в коем случае, ведь специалисты и руководители в данном случае выступают нашими заказчиками. К тому же, процесс цифровизации происходит постепенно. Мы начинаем заходить с небольшими моделями-помощниками. Это такие расчетные модели прогнозирующего характера, которые заменяют целый пласт умственной работы специалиста, требующей много человеко-часов. И если модель приносит желаемый результат — она переходит в разряд автоматических. Таким образом, интеграция цифровых решений происходит плавно, и ни в коем случае не идет в разрез с мнением компетентного специалиста. Пока ни одна технология в мире не сможет заменить живой человеческий мозг с его опытом и компетенциями. Ценность создают люди, а не машины.
И еще отмечу — когда мы говорим о создании ценности, мы чаще всего имеем в виду результат, выраженный в денежных единицах. Но эффект от цифровизации — долгосрочный, его сейчас невозможно просчитать. Большая часть наших цифровых инициатив направлена на изменение культуры производства, качественных характеристик продукции, и этот эффект может проявиться через 5-10 и более лет.
Как это не кощунственно прозвучит, пандемия дала толчок цифровизации по всему миру. Все активнее применяются удаленные технологии, основным препятствием для внедрения которых зачастую были устоявшиеся привычки. Цифровые технологии стремительно меняют наш мир, и даже быстрее, чем мы думаем.