Колонка составлена из фрагментов выступления Кирилла Шлаена на конференции «Самое время», которую проводит Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области, Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства и министерство инвестиций Свердловской области.
Сейчас можно сделать много полезного. За эти месяцы мы сделали больше, чем за весь предыдущий год. Особенно это касается разработки. И в итоге я даже рад тому, как прошло это время.
Наша компания управляет разными ресторанами, которые были совершенно не приспособлены к новым реалиям. У пяти из восьми проектов на момент вступления в силу ограничений даже не было сайтов доставки.
Ресторанный бизнес не особенно маржинальный, тем более в первом квартале. Если выручка снижается даже на 20 процентов — это убытки. В нашем случае в марте еще до закрытия, на фоне информационной компании, призывающей людей ограничивать социальные контакты, выручка снизилась на треть. Потом президент объявил выходные. Для нас было критично падение на 20%, а тут стоило ожидать на 95% или даже на 100% в тех местах, в которых нет доставляемого продукта.
Помните кадр из фильма «Властелин колец» на знаменитом совете у Эрлонда? Там представители народов Средиземья, объединенные против общего врага, обсуждают, как решить проблему в ситуации, когда с каждым днем становится только хуже? У нас была точно такая же атмосфера. Горячие споры, сосредоточенная дискуссия сплоченных людей. Так мы провели первые недели апреля.
И мы придумали набор решений:
- Три сайта, которые уже существовали, приняли в гости на отдельных вкладках остальные рестораны. То есть каждый проект в каком-то виде появился в разделе доставки.
- Дальше мы стали срочно строить сайты для этих ресторанов. Этим мы занялись в первую очередь. И в итоге запустили три сайта. Получается, что все проекты, кроме одного, теперь имеют собственные онлайн-площадки.
- Если бы каждый ресторан остался работать в привычной команде и помещении, это было бы убыточно. Поэтому мы закрыли пять площадок и собрали всех на трех. То есть в онлайне нас осталось восемь проектов, а физически мы были в трех местах.
- Стали работать по более широкому меню. Разработали 120 новых блюд, летнее меню плюс спецпредложения. Не у всех ресторанов были блюда, которые можно было доставить, так что приходилось работать с нуля.
- Мы провели очень много фотосессий, потому что любим хорошие иллюстрации и считаем, что внешний вид так же важен, как и вкус блюда. Отсняли две сотни блюд для меню, сайтов и соцсетей. Провели фотосессию для сотрудников и теперь вкладываем открытки при доставке.
- Настроили коммуникацию с гостями. Стали делать обзвоны и принимать звонки. Разговаривали с гостями о наших предложениях. Таким образом удалось увеличить продажи, особенно в апреле.
- Наладили работу с агрегаторами доставки — «Яндекс.Едой» и Delivery Club. На период ограничений они давали неплохие условия. Скоро эти условия заканчиваются, и мы снова встанем перед выбором, своя доставка или агрегаторы. Потому что, честно говоря, на обычных условиях сотрудничать с ними не особенно выгодно. Отдельное спасибо «Яндекс.Еде» за то, что они предложили временно трудоустроить сотрудников, которые остались без работы в период простоя.
- Еще мы придумали новую жизнерадостную упаковку, в частности для Grand Buffet Europe.
- Построили все веранды.
Март и апрель были самыми емкими по работе месяцами. Персонал, как и положено, мы отправили на выходные. Но руководство, шеф-повара, управляющие работали порой без выходных. Чтобы перестроить компанию из привычного режима в актуальный, потребовались гиперусилия в условиях сокращенных ресурсов.
Но мы использовали время простоя максимально эффективно. И, честно говоря, я ему благодарен.