Дом-корабль, который несколько раз хотели внести в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО, воплотил мечту сухопутного города о море — точнее, о шести морях.
«Динамо» стал одним из первых примеров «брендовой архитектуры» в СССР и манифестом конструктивизма. Моисей Гинзбург — легенда этого архитектурного направления — считал этот дом единственным по-настоящему конструктивистским зданием уральской столицы.
Публикацию об истории дома-корабля мы подготовили вместе с информационным проектом «ВТБ — России», на страницах которого можно узнать еще больше о конструктивизме и авангарде не только в архитектуре, но и других направлениях искусства.
Соблазн для архитектора
История свердловского спорткомплекса началась в сентябре 1929 года, когда вышло постановление ЦК ВКП (б) «О физкультурном движении» в СССР. После этого в стране начали массово открывать физкультурные общества и строить спорткомплексы. В уральской столице на берегу городского пруда заложили стадион на 6400 зрителей, который стал домашней площадкой местного футбольного клуба «Динамо» — команда играла с 1936 по 1950 год — и главной ареной уральской столицы. До 1956 года, когда построили Центральный стадион, здесь проводили городские и всесоюзные соревнования.
Вслед за стадионом в 1931 году начали проектировать водную станцию и спортклуб, которые решили открыть рядом с футбольной ареной. Сделать это поручили архитектору Вениамину Соколову, работавшему над другим архитектурным символом столицы конструктивизма — Городком чекистов.
Водная станция открылась в 1932 году, а еще через два года заработал Дом физкультуры — один из лучших спортивных комбинатов в Советском Союзе. В главном трехэтажном корпусе «Динамо» работали массажные кабинеты, медпункт и малый гимнастический зал, здесь же хранили инвентарь. В пятиэтажном полукруглом крыле, которое выходит на Плотинку, расположились администрация клуба, гостиница и лекционный зал. Второй корпус, двухэтажный, занял большой спортзал. На втором ярусе играл оркестр, в подвале работал тир.
Архитектура как бренд
Новый спорткомплекс сразу обращал на себя внимание необычной формой. На стрелке Городского пруда построили не просто здание, а корабль, который «плыл» в сторону Плотинки. Как у настоящего судна, у него были палубы — балконы, иллюминаторы — окна, капитанский мостик — смотровая площадка, над которой возвышалась мачта-антенна — увы, давно утраченная. Роль заостренного носа исполнил эркер лестничной клетки — излюбленный прием конструктивистов, — а корму сформировал скругленный торец северного павильона.
Эдуард Кубенский, архитектор, главный редактор издательства TATLIN:
— «Динамо» — пример того, как грамотно использовать место и какой умелой может быть работа архитектора. Комплекс стоит на стрелке пруда далеко от берегов, большая его часть скрыта деревьями, деталей не видно — но кто из горожан не обращал на него внимания? И это при том, что в здании всего несколько этажей. Хотя у автора наверняка был соблазн построить здесь мощное сооружение, высокую башню или даже небоскреб. Но он создал такой проект, где нескольких этажей хватило, чтобы выполнить все градостроительные задачи.
Форму корабля выбрали не случайно — по словам современных архитекторов, в ней воплотили мечту города у подножия Уральских гор стать портом шести морей и всех главных рек Евразии. Такой проект разработали в начале прошлого века и реанимировали в конце 20-х — начале 30-х годов, когда строили «Динамо».
Проложить Трансуральский водный путь не получилось — власти СССР решили сделать ставку на развитие железных дорог, — но бело-голубой «кораблик» уже «плыл» по Исети и стал одним из архитектурных символов столицы конструктивизма. Кстати, цвет здания тоже сыграл здесь роль.
Эдуард Кубенский:
— Обратите внимание, как раскрашено «Динамо» — в фирменные цвета спортивного общества, белый и голубой. Это попытка сделать архитектуру частью бренда — так же, как сегодня ИКЕА раскрашивает свои торговые центры, как поступают BMW и Mercedes, брендируя архитектурные элементы автосалонов. Для Советского Союза это было новое явление.
Как объединить охотников и риелторов
Сегодня в здании спорткомплекса работает областная спортивная организация «Динамо», общество охотников и рыболовов, а также больше 30 фирм: торговые компании, кадровое и юридическое агентства, риелторы.
При этом Дом физкультуры остается спортивным комплексом. Здесь работают бассейн, стадион, тренажерный и танцевальный залы, площадки для занятий борьбой и единоборствами, тир. На корте рядом с памятником конструктивизма тренируется и играет домашние матчи одноименная команда по хоккею на траве — старейший и самый титулованный из подобных клубов страны.
Виктор Лукьянов, старший вице-президент ВТБ:
— Создание многофункциональных спортивных центров стало ответом на ускорение темпа жизни людей в современном обществе. Сегодня такие комплексы помогают включить спорт в жизнь, не отрываясь от ее привычного ритма, позволяют проводить время вместе с друзьями и семьей за различными активностями, не тратя его на передвижение. Объединение в одной точке спортивного, культурного и развлекательного досуга — возможность сохранять полный спектр привычных занятий и интересов в современном активном мире. Именно поэтому такой подход при создании спортивных площадок используется все чаще.
В «нулевые» с одной стороны «Динамо» — ближе к «Космосу» — построили футбольную, баскетбольную и воркаут площадки. С другой — дальше по Олимпийской набережной, к Макаровскому мосту — в 2003 году возвели Дворец игровых видов спорта «Уралочка», который несколько лет подряд признавали лучшим спортивным сооружением России.
Борис Демидов, член экспертного совета Союза архитекторов РФ:
— Центр Екатеринбурга, Плотинка — место пересечения географических осей, и у каждой из них есть ориентир. На севере такую функцию выполняет «Динамо». Но выполняет только днем — вечером и ночью это не ориентир, не маяк, а темное пятно на ярко освещенной набережной. Хотя его должно быть не просто видно — этот «корабль» должен сиять, как… как пароход, входящий в гавань! Тем более что здание богато на детали — капитанский мостик, палубы, балконы. Это нехарактерно для конструктивизма, но дает простор для архитектурной подсветки. Я считаю, она здесь необходима. Безусловно, нужно восстановить первоначальный облик здания: геометрию и качество поверхностей, цвет, форму и материал оконных переплетов, освободить от позднего остекления террасы. Тогда «Динамо» станет настоящим украшением центра Екатеринбурга.
Текст: Кирилл Кирягин для РБК Екатеринбург
Фото: Ирина Семенова для РБК Екатеринбург; предоставлено РБК Екатеринбург Музеем истории Екатеринбурга