Решения , Екатеринбург ,  
0 

Как «дома-расчески» стали коммуной для двух тысяч свердловчан

Как «дома-расчески» стали коммуной для двух тысяч свердловчан
Городок Госпромурала, построенный в Свердловске в 1930-е, считается крупнейшим домом-коммуной СССР. Он стал символом столицы конструктивизма и дал начало кластеру, который пытается развить наследство авангардного стиля.

«Домгоспромурал» — это слово, больше похожее на заклинание колдуна из детской сказки, сто лет назад знал любой свердловчанин. Так назывался крупный жилищно-строительный кооператив при Уральском областном совете народного хозяйства — тот самый, который строил Дом промышленности на 10 тыс. человек — будущий «Пентагон».

В 1930 году «Домгоспромуралу» передали гигантский участок под застройку — от улицы Ленина до улицы Малышева, от Мамина-Сибиряка и до Восточной. Здесь должны были появиться шесть жилищных массивов, каждый из которых занимал бы целый квартал. Но удалось возвести только два: по адресу Ленина, 52, и — уже позднее и по другому проекту — Ленина, 54.

Сегодня в городке работают несколько мини-гостиниц, частная школа, кафе и салон красоты.
Сегодня в городке работают несколько мини-гостиниц, частная школа, кафе и салон красоты.

На Ленина, 52 жили семьи партийной номенклатуры, высокопоставленных военных и сотрудников контрразведки, творческой интеллигенции, инженеров, которые ехали на Урал строить Большой Свердловск — столицу недавно созданной огромной Уральской области. Для них в квартале улиц Ленина-Решетникова-Бажова-Кузнечная построили город в городе, где работали свои детский сад и ясли, столовая, баня, концертный актовый зал, планировались даже спортивный зал и библиотека.

Новые дома смотрелись не просто внушительно — они выглядели монументально. Особенно это бросалось в глаза на фоне окружавших их палисадников и частного сектора, который начинался через дорогу — на другой стороне Решетникова. Эта улица — до 1919 года Дровяная — проходила между Малышева и Ленина, пока в 1960-х годах не «переехала» на Юго-Запад.
Новые дома смотрелись не просто внушительно — они выглядели монументально. Особенно это бросалось в глаза на фоне окружавших их палисадников и частного сектора, который начинался через дорогу — на другой стороне Решетникова. Эта улица — до 1919 года Дровяная — проходила между Малышева и Ленина, пока в 1960-х годах не «переехала» на Юго-Запад.

Об этом «манифесте конструктивизма» мы продолжим рассказывать вместе с информационным проектом «ВТБ — России», на страницах которого можно узнать еще больше о конструктивизме и авангарде не только в архитектуре, но и других направлениях искусства.

Как «дома-расчески» стали коммуной для двух тысяч свердловчан

«На один туалет приходилось больше 10 семей»

В «городке Госпромурала», как стали называть комплекс, возвели 12 корпусов и обустроили несколько дворов: внутренний бытовой, с мусорными площадками и котельной, и внешние парадные, где разбили сады, а перед входом в поликлинику даже установили мраморный фонтан со скульптурой.

Как «дома-расчески» стали коммуной для двух тысяч свердловчан

Несколько лет назад одна из жительниц разработала проект благоустройства парадного двора с фонтаном между вторым и третьим корпусом. Увы, средств воплотить его в жизнь не нашли.
Несколько лет назад одна из жительниц разработала проект благоустройства парадного двора с фонтаном между вторым и третьим корпусом. Увы, средств воплотить его в жизнь не нашли.

Новые дома заметно отличались от привычных Екатеринбургу зданий — и внешним видом, а самой архитектурой. Восемь жилых корпусов построили в два ряда – так, чтобы на главные улицы они выходили не фасадами, а торцами. Необычный принцип строчной застройки улучшил освещенность и проветриваемость домов, позволил обойтись без «дворов-колодцев» и узких «коридорных» улиц.

В городке построили 446 квартир разной планировки: от двухэтажного жилья с удобствами до коммуналок с коридорной системой, где одной кухней и туалетом пользовались десять семей и больше
В городке построили 446 квартир разной планировки: от двухэтажного жилья с удобствами до коммуналок с коридорной системой, где одной кухней и туалетом пользовались десять семей и больше

В глубине двора жилые шестиэтажки объединили трехэтажными хозяйственно-бытовыми зданиями — административно-хозяйственным корпусом и домом, где после войны открылись поликлиника и стационар. Сверху это выглядело как огромная расческа — так дома и стали называть жители.

Другие названия городка — дома Гостяжпромурала или Наркомтяжпрома. Так комплекс стали называть, когда у кооператива закончились деньги и стройку передали Наркомату тяжелой промышленности.
Другие названия городка — дома Гостяжпромурала или Наркомтяжпрома. Так комплекс стали называть, когда у кооператива закончились деньги и стройку передали Наркомату тяжелой промышленности.

Александр Думчиков, научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга:

— Кроме общих корпусов, все здания на Ленина, 52 соединяли пешеходные переходы, так что можно было войти с одной стороны квартала и выйти с другой. Так воплотили идею единого пространства дома-коммуны, который должен был предложить горожанам совершенно новый тип пространства, где на первое место ставили не личные, а общественные интересы.

На Ленина, 52 снимали эпизоды фильма «Макаров» с Сергеем Маковецким в главной роли. В кадре видна табличка с номером дома.
На Ленина, 52 снимали эпизоды фильма «Макаров» с Сергеем Маковецким в главной роли. В кадре видна табличка с номером дома.

«Конструктивизму не нужны украшения — он прекрасен сам по себе»

Новые по форме и по духу дома и строили в новом стиле — конструктивизме. Торцы зданий, где сделали входы в подъезды № 1, «приподняли» на колонны, лестничные пролеты выделили сплошным вертикальным остеклением, фасады внутренних зданий «расчертили» треугольными застекленными эркерами подъездов. Плоские стены во дворах оживили сложным ритмом окон разной формы.

Для кого-то шедевр конструктивизма — просто любимый дом
Для кого-то шедевр конструктивизма — просто любимый дом

Лариса Пискунова, руководитель проекта «Территория Авангарда»:

— Авангардная архитектура замечательна своими идеями, устремленностью в будущее, функционализмом и рациональностью. Ей не нужны украшения — «красивое лицо в пудре не нуждается». Ее выразительные средства — не цвет стен, не колонны и капители, а мысль архитектора. То, как автор выстраивает объемы, как играет площадями и формами, как через сетку и геометрию окон, балконов, эркеров задает ритм здания. Все это создает самодостаточную картину, которая прекрасна сама по себе. Возле таких домов стоишь, завороженный этим ритмом.

Как «дома-расчески» стали коммуной для двух тысяч свердловчан

Лариса Пискунова: «Посмотрите, какой ритм задают эти окна, почувствуйте его. Он завораживает»
Лариса Пискунова: «Посмотрите, какой ритм задают эти окна, почувствуйте его. Он завораживает»

Дарья Филиппова, генеральный директор Центра «Зотов» (Москва):

«Один из ярчайших символов конструктивизма Екатеринбурга стал примером ревитализации исторического объекта: силами исследователей из «Территории авангарда» комплекс зданий на Ленина, 52 получил новую жизнь. Как и наш Центр, екатеринбуржцы бережно работают над сохранением и популяризацией наследия конструктивизма, поэтому мы и пригласили их принять участие в нашем новом исследовательском проекте, который откроем в следующем году. Здорово, что эксперты по всей стране могут объединяться для реализации совместных творческих проектов».

Уличные художники и виртуальная экскурсия

«Домгоспромурал» начал строить городок в 1930 году, и уже в 1933 возвел восемь жилых корпусов. В 1936 году построили социальные объекты в бытовых корпусах — детский сад, ясли, прачечную. В 1941 году в комплексе появился еще один трехэтажный жилой корпус — как раз вовремя. Когда в город пошли эшелоны с эвакуированными, жителям конструктивистского городка пришлось потесниться — как вспоминают старожилы, в трехкомнатной квартире тогда жили до пяти семей.

В 1930-е годы на Ленина, 52 жил знаменитый разведчик Николай Кузнецов.
В 1930-е годы на Ленина, 52 жил знаменитый разведчик Николай Кузнецов.

В 1974 году дома Госпромурала признали историко-архитектурным памятником, и сегодня они считаются объектом культурного наследия федерального значения. В девяностые и нулевые годы символ конструктивизма обрел новое значение — стал неофициальной галереей современного искусства. Свои следы на стенах домов, переходов, бытовок и гаражей оставили именитые уличные художники, работавшие во время крупных стрит-арт фестивалей, и безымянные райтеры, творившие под покровом ночи.

Дворы и гаражи комплекса давно облюбовали уличные художники
Дворы и гаражи комплекса давно облюбовали уличные художники

И уцелевшие, и давно закрашенные работы можно увидеть на виртуальной экскурсии по дворам Ленина, 52, которую подготовил «Л52» — креативный кластер Музея истории Екатеринбурга. Сегодня он работает в этом здании вместе с Центром авангарда — продуктом проекта «Территория авангарда». Помещение бывшей поликлиники получило новую жизнь как креативное пространство конструктивизма, авангарда, где эти стили и их наследие будут сохранять, изучать — а если получится, и развивать. Усилия местных специалистов заметили и в других городах России, ведь памятники конструктивизма есть по всей стране.

Сегодня на месте бывшей поликлиники появилось «новое культурное пространство»
Сегодня на месте бывшей поликлиники появилось «новое культурное пространство»

Текст: Кирилл Кирягин для РБК Екатеринбург
Фото: Ирина Семенова, РБК Екатеринбург; Ольга Юшкова для РБК Екатеринбург; из архивов Музея истории Екатеринбурга

Решения Дом-технология. Как почтовый «трактор» стал символом Екатеринбурга
Содержание
Закрыть