Решения , Екатеринбург ,  
0 

И это только начало

Российские железные дороги получили 200-ю уральскую «Ласточку»
И это только начало
Двести электропоездов «Ласточка» выпустил завод «Уральские локомотивы» за шесть лет. Как модифицировались «Ласточки» за это время и каких изменений стоит ждать в ближайшем будущем — в нашем материале.

Сегодня «Ласточки» — один из самых узнаваемых и востребованных электропоездов России. Уральские составы курсируют в 25 регионах страны, обслуживая 58 маршрутов: городских, пригородных, межрегиональных и даже международных. Пассажиры ценят эти поезда за комфорт и скорость.

И это только начало

В конце сентября 2021 года из цеха «Уральских локомотивов» вышел двухсотый электропоезд «Ласточка». Юбилейным стал десятивагонный состав повышенной комфортности. Этот поезд значительно отличается от первой «Ласточки», которая была передана ОАО «РЖД» шесть лет назад.

И это только начало

Первые «Ласточки» полетели по Подмосковью и Уралу

Первый российский скоростной электропоезд «Ласточка» изготовили на заводе «Уральские локомотивы» (г. Верхняя Пышма, Свердловская область) 30 мая 2014 года. Это был пятивагонный состав, работающий на постоянном токе и предназначенный для перевозки пассажиров на расстояние до 200 км. В свой пилотный рейс уральская «Ласточка» отправилась после сертификационных испытаний, которые длились больше года, 1 октября 2015 года по маршруту Москва — Крюково — Тверь. А уже в ноябре того же года «Ласточки» стали ходить на маршрутах Свердловской области — от Екатеринбурга до Нижнего Тагила и Каменска-Уральского.

— Мы гордимся тем, что СвЖД стала одним из первых полигонов, где новые российские «Ласточки» были введены в эксплуатацию. Произведенные на Урале скоростные электропоезда отлично показали себя в регулярных рейсах — это современный и надёжный подвижной состав, который в любых условиях сохраняет свои основные качества: скорость, комфорт и безопасность, — так оценил пятилетние итоги работы «Ласточек» начальник Свердловской железной дороги Иван Колесников.

Комфортные условия в поезде созданы не только для пассажиров: машинисты отмечают высокотехнологичную систему управления и удобную, эргономичную кабину электропоезда.
Комфортные условия в поезде созданы не только для пассажиров: машинисты отмечают высокотехнологичную систему управления и удобную, эргономичную кабину электропоезда.

Крылья для столицы

10 сентября 2016 года состоялось торжественное открытие Московского центрального кольца (МЦК). Масштабный транспортный проект объединил железнодорожные перевозки и метрополитен, дал новый импульс транспортной мобильности жителям и гостям столицы. Московский департамент транспорта предъявляет к МЦК те же требования по уровню обслуживания пассажиров и регулярности движения поездов, как и к метро.

Чтобы соответствовать этим стандартам, на «Уральских локомотивах» создали городской вариант «Ласточки», максимально сосредоточившись на комфорте для пассажиров в режиме мегаполиса. Составы оборудованы дополнительными поручнями для удобства стоящих пассажиров, стало больше мест для размещения багажа, появились велопарковки. В поездах работает Wi-Fi, есть розетки для подзарядки мобильных устройств, продуманы места для маломобильных граждан. Также составы оснащены современной системой климат-контроля с функцией обеззараживания воздуха — это стало особенно важно в период пандемии.

Сейчас по кольцу курсирует 51 «Ласточка». Количество пассажиров, перевезенных по МЦК за эти годы, превышает 640 млн человек.
Сейчас по кольцу курсирует 51 «Ласточка». Количество пассажиров, перевезенных по МЦК за эти годы, превышает 640 млн человек.
 

«Ласточки» сразу полюбились москвичам. Как показал опрос ВЦИОМ, проведенный в ноябре 2017 года (через год после запуска МЦК), большинство пассажиров этой линии пожелали, чтобы и на других направлениях городского и пригородного железнодорожного движения использовались быстрые и безопасные «Ласточки».

Эти пожелания были учтены: летом 2020 года уральские поезда появились на маршрутах Московского центрального диаметра (МЦД). «Уральские локомотивы» поставили сюда десятивагонные составы в фирменной окраске МЦД, способные одновременно перевозить 2600 пассажиров из пригородов в центр столицы и обратно.

И это только начало

На длинной дистанции

Пока «Ласточка» меняла культуру движения на городских и пригородных маршрутах, уральские инженеры решали новую задачу: создать комфортный электропоезд для межрегиональных поездок. Решением стала «Ласточка-Премиум» (серия ЭС2ГП), которую презентовали в 2017 году. Этот вариант рассчитан на перевозку пассажиров между крупными городами на расстояние до 700 км со скоростью до 160 км/ч.

— Такие поезда оптимальны на тех направлениях, где нужно быстро доехать из точки А в точку Б. Когда мы увеличиваем скорость, пассажиры делают выбор в пользу поезда, предпочитая его автомобильным и авиаперевозкам, — так прокомментировал запуск новых поездов на линии РЖД заместитель генерального директор по пассажирским перевозкам ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов.

Чтобы поездка была комфортной, поезда оснастили дополнительными санитарными блоками, креслами с регулировкой угла наклона спинки и высоты сиденья.
Чтобы поездка была комфортной, поезда оснастили дополнительными санитарными блоками, креслами с регулировкой угла наклона спинки и высоты сиденья.

В новых составах появилась зона для приема пищи.
В новых составах появилась зона для приема пищи.

Сеть не имеет значения

Помимо обеспечения комфорта, поезда для больших расстояний должны отвечать специфическим техническим требованиям. Исторически так сложилось, что на российских железных дорогах действуют участки с разными родами тока — постоянным и переменным. В поездах дальнего следования при переходе с одной линии на другую меняется электровоз, и этот вынужденный технический перерыв увеличивает время пути.

Перед «Уральскими локомотивами» встала новая задача: сконструировать «Ласточку», в которой с привычным уже комфортом и скоростью пассажиры могли бы совершать «бесшовные» поездки между областными центрами или крупными городами по линиям, где есть участки с разными родами тока.

Так в 2018 году появилась еще одна модификация «Ласточки» — двухсистемный поезд ЭС1П. Этот электропоезд может работать на участках железных дорог как с постоянным, так и с переменным током и преодолевать за несколько часов расстояние до 700 км. Такие «Ласточки» успешно курсируют по маршрутам, соединяющим Москву и Санкт-Петербург, перевозят пассажиров из северной столицы в республику Карелия, Псков и Старую Руссу, а из Москвы в Ржев, Белгород, Кострому и Смоленск. С 30 апреля 2021 года двухсистемные «Ласточки» вышли в международный рейс Москва – Минск (Республика Белоруссия).

В марте 2021 года двухсистемная «Ласточка» совершила тестовую поездку из Иркутска в Улан-Удэ.
В марте 2021 года двухсистемная «Ласточка» совершила тестовую поездку из Иркутска в Улан-Удэ.

В конце прошлого года «Ласточку» ЭС1П запустили между Челябинском и Магнитогорском, сократив время в пути по этому маршруту более чем в полтора раза: с семи до 4 часов 20 минут.

— «Ласточка» — это совершенно новый уровень сервиса. О ее востребованности говорит такой простой факт: в первый же день запуска маршрута все билеты, которые поступили в продажу, были проданы», — отметил заместитель губернатора Челябинской области Сергей Шаль во время торжественного открытия нового направления.

Следующий шаг «независимости» электропоезда — преодоление неэлектрифицированных участков пути с помощью тяговых аккумуляторов. Сейчас конструкторы предприятия решают эту задачу.

Вслед за спросом

Работающая сразу на двух родах тока «Ласточка» стала настоящим прорывом. Популярность поезда на маршрутах свыше 200 км оказалась так велика, что, например, поезда от Москвы до Санкт-Петербурга почти сразу стали соединять по два, компонуя состав из десяти вагонов. Впрочем, также поступает перевозчик и на других направлениях: количество пассажиров, выбирающих «Ласточку», растет постоянно.

Однако использование сцепки из двух пятивагонных составов имеет свои неудобства: при таком варианте, во-первых, две кабины управления, соединённые в середине состава, простаивают зря, во-вторых, нет сквозного прохода по электропоезду.

Поэтому «Уральские локомотивы» взялись за новую задачу: разработать модификацию поезда с варьируемым количеством вагонов. В скоростной электричке за набор и снижение скорости отвечает не локомотив, а моторные (тяговые) вагоны. Они распределены по всему поезду и управляются машинистом с единого пульта. Команды на набор скорости или торможение, распределение тяги создает микропроцессорная система. Отечественные специалисты создали новую систему управления, и стала возможна «гибкая» компоновка состава, от 3 до 12 вагонов. В конце 2018 года первый такой состав передали заказчику.

И это только начало

Восточные особенности

Россия — страна огромная, и потребности меняются от региона к региону. Если в центральной части нужны составы, рассчитанные на максимальный пассажиропоток, то, к примеру, в восточных регионах требуются поезда не столь вместительные, но комфортабельные и приспособленные к особенностям инфраструктуры на маршрутах.

Именно для таких регионов завод «Уральские локомотивы» представил проект новой модификации скоростного электропоезда «Ласточка». Конструкционная скорость электропоезда будет достигать 140 км/ч, составность — 3-4 вагона с возможностью дальнейшего объединения по системе многих единиц, ведь практика показала, что там, где начинают курсировать «Ласточки», значительно увеличивается количество желающих воспользоваться железнодорожным транспортом.

Так, например, первые «Ласточки» по заказу Северо-Западной пригородной пассажирской компании (СЗППК) тоже были сделаны в пятивагонном исполнении. А меньше чем через год перевозчик заказал дополнительные вагоны, чтобы удлинить составы.

— Мы живем и работаем в динамичное время, когда запросы перевозчиков и пассажиров меняются очень быстро, и производителям техники приходится оперативно перестраиваться и проектировать новые продукты, — отмечает генеральный директор завода «Уральские локомотивы» Олег Спаи. — Скоростные электропоезда предлагают регионам качественно иной уровень перевозок и сервиса. Это не только увеличивает мобильность населения и экономическую привлекательность территорий, но и влияет на общий уровень транспортной культуры.

Два этажа комфорта и скорости

Межрегиональные пассажирские перевозки — следующая «территория развития» для стальных магистралей. Пассажирские и грузовые поезда движутся по одним и тем же участкам пути, и скорость доставки пассажиров в пункт назначения — важная характеристика в плотном графике пропуска поездов. Решить задачу ускорения пассажирского движения между крупными городами и регионами могут скоростные поезда дальнего следования.

В марте 2019 года РЖД дали «Уральским локомотивам» задание на разработку таких поездов в двухуровневой компоновке. В августе 2020 года был готов эскизный проект двухэтажного скоростного поезда купейной комплектации с рабочим названием «Меридиан». Конструкторы предприятия предложили два варианта поезда – дневной и ночной экспресс. Первый предназначен для скоростных перевозок большого количества пассажиров с временем в пути до 5 часов, второй — для эксплуатации на участках с временем в пути 8-12 часов.

Проект предполагает варианты размещения в одно-, двух- и четырехместных купе, купе vip-класса. Также предусмотрены купе для людей с ограниченными возможностями. В составе спроектирован вагон-бистро.

— Потребность пассажиров в комфортном транспорте, который бы быстро и безопасно доставлял людей из одного региона в другой, формирует запрос на новый подвижной состав, — отметил первый заместитель генерального директора завода «Уральские локомотивы» Виталий Брексон. — Двухуровневые поезда позволят не только увеличить объем существующих перевозок, но и сформировать новые, популярные у пассажиров маршруты.

Новая «Ласточка» для города

Внутригородские перевозки также развиваются. Мегаполисы растут, и обеспечить комфортный проезд большого количества пассажиров — один из главных вызовов современности и для перевозчиков, и для производителей.

«Уральские локомотивы» в конце лета представили свою новую разработку, предназначенную для городских агломераций — «Ласточка β». В этом поезде уже привычный уровень комфорта совмещен с передовыми технологиями. Так, конструкция «Ласточки β» рассчитана на работу с ускорением 1 м/с2, что позволяет эффективно управлять скоростью при частых остановках. Здесь также предусмотрена опция автономного хода — на аккумуляторной тяге.

Поезд без машиниста

Высокие скорости – 160 км/ч – и тенденции к автоматизации процессов при управлении поездом требуют особого внимания к безопасности перевозок. Обеспечить их должны ноу-хау, над которыми инженеры «Уральских локомотивов» работают совместно с РЖД и специалистами научно-исследовательских институтов. Так, в 2019 году на «Ласточке» №113 была протестирована система машинного зрения: поезд «видел» препятствие на путях и останавливался без участия машиниста. Сейчас уже два таких состава совершают тестовые поездки как на экспериментальном кольце ВНИИЖТ, так и на МЦК.

И это только начало

— Во время движения электропоезда технология формирует двухмерную или трехмерную картину окружающего пространства при помощи оптических систем: камер и сканирующих лидаров. Дополнительное оборудование позволяет оценивать состояние и занятость путей, — пояснил принцип работы «машинного зрения» Виталий Брексон.

Внедрение новых систем, по словам генерального директора ОАО «РЖД» Олега Белозёрова, повысит уровень надежности и безопасности движения на несколько уровней.

— Если мы перейдем на МЦК на трехминутный интервал движения поездов, то увеличим на 40% потенциальное количество пассажиров и будем перевозить их в абсолютно безопасном режиме, — отметил Олег Белозёров.

Так что вскоре «Ласточка» сможет двигаться по маршруту, останавливаться на платформах, осуществлять посадку и высадку пассажиров быстрее, точнее и бережнее человека: будущее из фантастических книг станет реальностью.

Новости партнеров «Уральские локомотивы» выпустили двухсотый электропоезд «Ласточка»
Содержание
Закрыть