Это «умные» системы для тракторов и комбайнов, которые минимизируют участие человека и повышают эффективность машин.
«Наше предприятие традиционно выпускало системы управления для ракет. Сегодня мы осваиваем новые, гражданские направления. Главное из них – сельскохозяйственная техника. Вы можете удивиться, но во всем мире это одна из самых прогрессивных отраслей. Нам есть что здесь предложить, и мы будем увеличивать долю компании на рынке «умных» систем для сельхозмашин», – рассказывает генеральный директор НПО автоматики Андрей Мисюра.
Управляемые форсунки и робот-помощник водителя
Компания впервые показала на выставке систему избирательного внесения гербицидов для опрыскивателя. Она состоит из управляемых форсунок, камер и нейровычислителя, который каждые пять миллисекунд анализирует изображение. Такая система сама замечает растение перед опрыскивателем, определяет, что это сорняк, и в нужное время включает форсунку точно над «вредителем». Это позволяет не проливать химикатами все поле, а использовать их только там, где нужно, экономя гербициды и не отравляя землю. По такому же принципу работают модернизированные системы полива и удобрения, которые выпускает екатеринбургское НПО.
Вторая новинка – система точного вождения, или «ассистент водителя» для сельскохозяйственной техники, которая помогает управлять трактором или комбайном. Машина с таким «ассистентом» может двигаться по командам человека – например, «остановись», «поверни направо», «развернись» – или сама выбирать оптимальные скорость и курс, прокладывать маршрут, сверяясь со спутником, а если нужно, и с радаром. При этом водитель может в любой момент вернуть управление – достаточно коснуться руля.
Сердце системы – такой же нейровычислитель, как на опрыскивателе. Осенью «ассистент водителя» пойдет в серию, а затем отправится на полевые испытания.
«Мы делаем машины умнее»
«Раньше мы выпускали системы управления только для ракет. Сегодня используем их в самой разной технике – от комбайнов до железнодорожных кранов. Так мы делаем машины умнее. Они едут точнее, успевают больше, тратят меньше топлива. Другими словами, работают эффективнее. При этом стоимость модернизации не сравнить с покупкой современной беспилотной машины, а провести ее можно достаточно просто – установив «ассистент» на рулевую колонку. «Умные» машины выгодны всем. С одной стороны, они уменьшают затраты на выращивание урожая, а значит, его цену в магазинах. С другой – подтягивают уровень жизни на селе. Если водителя обычного комбайна можно сравнить с токарем у простого станка, то водителя модернизированного – с оператором обрабатывающего центра с ЧПУ. Это другая квалификация, другая производительность труда – а значит, другая зарплата», – объясняет Андрей Мисюра.
По словам генерального директора, НПО автоматики сегодня выпускает самое разное оборудование для сельскохозяйственных машин: от индикаторов на панели управления до систем, превращающих тракторы и комбайны в «беспилотники» с искусственным интеллектом. Екатеринбургское НПО работает с крупными производителями техники: КамАЗом, «Ростсельмашем», «Петербургским тракторным заводом». Одни системы испытывают, другие высылают опытными партиями, третьи уже поставили в серию.
Параллельно в компании разрабатывают второе и начинают разрабатывать третье поколение систем управления для сельхозтехники. Они будут работать быстрее, точнее, лучше распознавать препятствия и сорняки. Их можно будет установить на разные машины: колесные и гусеничные, передне-, задне- и полноприводные, те, у которых есть руль и которыми управляют рычагами. А главное, новые системы смогут управлять не одним трактором или комбайном, а целым роем беспилотных машин, которые работают вместе – еще быстрее, точнее и эффективнее.
Текст: Кирилл Кирягин для РБК+